Leave a comment

redechnik January 14 2014, 20:57:08 UTC
а вот еще Вальсамон пишет на 13 Двукр.:
"...отцы стали усматривать, что некоторые посвященные, по сатанинскому наваждению, уклоняются в безумие раскольников, отделяясь от общения со своими епископами, не за их нечестие или несправедливость (что было бы согласно с 31-м апостольским правилом), но потому только, что, например, кто-нибудь возводил на них обвинение в преступлении", и проч., что таковых нужно извергать, если они это сделали до соборного осуждения епископа (стр.852 по русскому изданию 1880/2000).

Властарь повторяет ту же самую оговорку:
"А 13-е (правило того же собора) говорит: как семена еретических плевел мечом Духа посечены в самом корне, так и безумие раскольников, покушающееся рассекать тело Христово, мы определяем, что если какой пресвитер или диакон по некоторым обвинениям, касающимся телесных страстей, зазрев своего епископа, ведущего жизнь, чуждую всякого нечестия и несправедливости, как сказано в апостольском и божественном (31-м) правиле, дерзнет отступить от общения с ним прежде соборного исследования и не будет возносить имя его при совершении божественного священнодействия, такового повелеваем подвергать извержению и лишать всякой священнической чести: ибо преступно, восхищая суд, митрополитам предоставленный, прежде суда самому по себе осуждать своего отца и епископа; также и последующих таковому: клириков - подвергать таковым же наказаниям; а монахов, или мирян не только отлучать от священного общения, но совсем удалять от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу."
------
Т.е.все-таки, получается, если по нечестию и несправедливости -- то без суда.

Reply

p_hamlet January 15 2014, 03:26:28 UTC
\\\Т.е.все-таки, получается, если по нечестию и несправедливости -- то без суда.\\\ тогда о каком способе говорит Вальсамон, противопоставляя ему все остальные способы? "Другим же способом, хотя бы худший из всех был епископ или священник, никто не должен отделяться от них"

Reply

redechnik January 15 2014, 10:04:42 UTC
Я имею в виду, что кроме того способа, чтобы (1) не прерывать общения и дожидаться соборного осуждения,
есть еще два способа:
2) сначала частное увещание клириком епископа о нечестии и несправедливости, а затем уже публичное увещание с последующим отделением (как в 137 Карф.соседние епископы увещают). А "поведать Церкви" можно и путем простой проповеди в храме у себя на приходе.
3) подача жалобы в суд с одновременным отделением.

Но скорее всего, все-таки третье, а не второе, т.к.здравый смысл подсказывает, что о нечестии и несправедливости обвиняемого епископа священнику нужно сообщать не своим прихожанам, и не соседним священникам, а тем другим епископам, к-рые и должны его судить.
Т.е.другим способом -- значит без подачи жалобы на него. Т.е.Вальсамон говорит, что обязательно надо подать жалобу. Видимо, так.

Reply

p_hamlet January 15 2014, 10:17:44 UTC
т.е. в итоге, по смыслу, выходит всё же суд над епископом.

Reply

redechnik January 15 2014, 10:19:59 UTC
ну разумеется. Вопрос же не в том, что этот суд сам по себе должен быть, а в том, отделяться нужно до вынесения решения судом, или только после.

Reply

p_hamlet January 15 2014, 10:22:30 UTC
если суд в принципе должен быть, то как-то странно отделяться до суда, ведь в ином случае теряется сам смысл суда. Суд ведь не всегда оправдывает и не всегда наказывает.

Reply

redechnik January 15 2014, 10:26:29 UTC
Смысл отделения до суда -- в возмущении совести открытым нечестием и несправедливостью и невозможностью общения в связи с этим. Отделяющийся же уверен, что суд справедлив и его поддержит, поэтому и отделяется.
(Сравните в 147 Карф., где говорится, что епископ, не желающий общаться с отлученным, не желает именно из-за возмущения совести. Про это ему там говорят, что, кроме этого, должны быть и доказательства, и это тоже правильно.)

Reply

danuvius January 15 2014, 10:37:07 UTC
до решения суда епископ должен быть отправлен под (временный) запрет, тогда и отделяться не потребуется

Reply

redechnik January 15 2014, 10:39:36 UTC
Уважаемый Алексей Георгиевич,
можете ли проконсультировать:
как правильно в тексте 31 Ап. перевести μηδὲν κατεγνωκὼς τοῦ ἐπισκόπου (значения καταγιγνώσκω в LSJ: http://perseus.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.37:8:354.LSJ ) - как:
- "если не обличил епископа"
- "если не подал жалобу в суд на епископа",
- "если не обличил в суде епископа",
- "если не обличил судебным решением епископа".

Греч.текст 31 Ап.: http://analogion.gr/logos/b/100-syntagma-kanones-rallh-potlh-tomos-b , стр.39-40.

Reply

danuvius January 15 2014, 11:36:26 UTC
просто "осудив". а как это понимать -- уже толкования.

Reply

redechnik January 15 2014, 12:08:58 UTC
а правильно ли то, что, раз нет аккузатива, то значения в LSJ, помеченные с аккузативом, здесь точно не могут быть применимы? Или же эти значения даются просто для конкр.иллюстраций у конкр.авторов, и к случаю с генетивом теоретически тоже м.быть применены?

Reply

danuvius January 15 2014, 12:31:01 UTC
аккузатив есть -- мэдэн (в чем = ни в чем [относящемся к благочестию]), генетив -- епископа. так что все правильно

Reply

redechnik January 15 2014, 12:54:37 UTC
Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up