Ленин и религия

Feb 12, 2016 18:15

Оригинал взят у nikolay_zaikov в Ленин и религия

По наводке Романа Носикова увидел интересное:

"Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.-д., ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями священника могло бы остаться при таких условиях только его касающимся, личным его противоречием, а экзаменовать своих членов насчет отсутствия противоречия между их взглядами и программой партии политическая организация не может.» - что естественно для любой организации, будь она хоть либеральная, хоть коммунистическая, хоть черносотенная."
http://arctus.livejournal.com/90588.html
Ленин и религия. Отношение к верущим: arctus

У автора по ссылке выводы из цитат Ленина следующие: 1) Ленин не собирался навязывать атеизм верующим 2) вера в Бога не являлась препятствием для членства в партии 3) даже священнику можно было вступить в партию.
При этом даются ссылки на две небольших статьи Ленина, которые я прочел, и рекомендую прочесть всем кто интересуется данным вопросом. Все предельно кратко и понятно:
СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ http://www.revolucia.ru/soc_relg.htm
ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ http://libelli.ru/works/17-3.htm

Статьи небольшие, но интересного немало.

Ленин рассматривает атеизм как изначально буржуазное явление: в борьбе за власть новоявленные буржуины столкнулись с Церковью, и предприняли в ее отношении ряд идеологических диверсий, названных атеизмом. Затем, когда атеизм взяли на вооружение марксисты, буржуины перекрасились в... антиклерикалов! В свое время я отмечал искусственность перехода на рубеже второго и третьего тысячелетий отечественного атеизма в антиклерикализм. Как по приказу сверху. Некоторые агитаторы так увлеклись атеизмом, что упорно не хотели становиться антиклерикалами, а старшие товарищи все же настаивали, и было много споров по этому поводу. В общем, антиклерикализм еще более буржуазное течение, чем атеизм: если второе еще хоть как-то апеллирует к науке, к стремлению к истине, то первое даже не пытается скрыть свой узконаправленный, заказной политический характер.
От себя отмечу: наличие каких-либо взглядов и принадлежность к конкретному движению, выступающему за продвижение этих взглядов - разные вещи, их нельзя отождествлять. Ленин тому яркий пример - имел атеистические взгляды, но атеистом не был, высказывался против атеизма как общественного движения, и особенно против антиклерикализма, вплоть до отказа участвовать в акциях за отделение Церкви от государства, чтобы не поставлять рекрутов на "чужой майдан".

Далее, Ленин отмечает, что западная буржуазия, сама, без всяких социал-демократов, успешно побеждает в войне с Церковью. Но в ходе ее западная буржуазия усвоила бесполезность и даже вредность прямых атак, как например во время "войны за культуру" при Бисмарке - репрессии только усилили католиков, которые видимо поддерживали дворянскую аристократию, и то не до конца, играя по старой ватиканской привычке в свою игру. Поэтому, буржуазия борется с Церковью другими методами. Сначала ее "отделяют от государства", то есть разрывают исторически сложившиеся отношения. А потом говорят: "мы можем дружить снова, но уже на новых условиях, в обмен на полную политическую поддержку буржуазии". При этом антиклерикальная компания не сворачивается: Церковь используют и добивают одновременно.
Это важный момент и для понимания современного антиклерикализма в России, который нужен только для шантажа, чтобы заставить РПЦ проституировать перед мировым капиталом. При этом ее медленное идеологическое добивание, конечно же будет продолжаться.

Ленин также указывает, что буржуазная идеология, на своей шкуре уяснив, что Церковь только крепнет от прямых репрессий, выбрасывает множество якобы ей враждебных, но на самом деле буржуазных "обманных идеологий" (атеизм, антиклерикализм, анархизм), чтобы запудрить эксплуатируемому классу мозги, в которых борьба с Церковью либо изначально стоит на первом месте, либо присутствует как жесткое, обязательное условие. Во-первых, эти агрессивные идеологии вынуждают Церковь бежать под защиту буржуазии и соглашаться на все условия. Во-вторых, они позволяют переводить конфликт из социального русла (бедные против богатых) в религиозное (христиане против нехристей). И на религиозном поле, с поддержкой Церкви, они легко одерживают победу над массами, ведомыми антиклерикальными провокаторами.

И Ленин делает вывод: мы не должны наступать на те же грабли: мы и на первое место религиозный вопрос ставить не будем, на первом месте у нас всегда будет социальный вопрос, и жесткой позиции по отношению к Церкви тоже занимать не будем, чтобы буржуины не смогли записать нас в нехристи, изобразить конфликт с нами как борьбу добра против зла и затем разбить на религиозном идеологическом поле. То есть: если верующие желают участвовать с нами в стачках, мы только за. В принципе, даже если священник захочет вступить в партию, то мы его примем. Другими словами - религиозный социал-демократ для нас ближе, чем буржуазный атеист.

Но после этого следуют пояснения, которые во многом разрушают сложившуюся благостную веротерпимую картину.
На Западе священники в борьбе с антиклерикальной пропагандой нередко идут дальше по цепочке причин и следствий, и обрушиваются на буржуазию вообще. От себя добавлю - вот почему на Западе появилась теология освобождения, а в России нет. Такой священник, по Ленину, друг, поэтому на Западе можно встретить священника в рядах социал-демократов. В России такого нет, поэтому трудно даже себе представить православного священника, которого можно принять в ряды партии; причем, если он в состоя в партии продолжает "одурманивающую пропаганду", то есть тупо пользуется ей как площадкой для трансляции своих воззрений, то его нужно исключить.

Более того: принцип религии как частного дела по отношению к государству, который декларирует партия, нельзя понимать как принцип частного дела по отношению к партии. Государству должно быть все равно, какого исповедания ее граждане. Но социал-демократам не все равно кто состоит в партии. И, хотя идеологические уступки возможны, но мы пропаганду атеистических взглядов будем продолжать, и из члена партии, если он верующий, будем стараться, по возможности, сделать атеиста.

По сути Ленин ратовал за то, чтобы политику партии по отношению к Церкви скопировать один в один с политики буржуазии. То есть: дружим, но одновременно душим агитационной удавкой. Но он сказал об этом прямо, в то время как буржуины врут: на словах рассыпаются в комплиментах, а душат исключительно тайно, или анонимно, или через долгую цепочку причин и следствий, чтобы все казалось случайным стечением обстоятельств. Например, через законы государства, которые как бы случайно не видят верующих как особой социальной группы, не наделяют их правами, вытекающими из их вероисповедания, разрешают быть верующими только на словах, но не на деле.

суровая правда жизни, Церковь, СССР

Previous post Next post
Up