Знакомство с творчеством Сомерсета Моэма я начала с книги "Луна и грош". Стиль повествования и речи напомнил мне "Пигмалиона" Бернарда Шоу, только произведение последнего остроумнее, и с юмором, а Моэм пишет неторопливо и спокойно, с английской сдержанностью как в описании, так и в оценках. Тем не менее, описываемые им сцены предстают перед глазами читателя достаточно ярко и реалистично, чтобы иметь свою собственную эмоциональную оценку всего происходящего, и действий персонажей, проходящих через сюжет книги.
Мне, признаться, сложно быть в восторге от книги, если мне не нравится главный герой. Он может быть даже негодяем, но что-то должно быть в нем привлекательное, цепляющее, завораживающее, чтобы я могла хотя бы в чем-то быть на его стороне. Чарльз Стрикленд, главный герой романа "Луна и грош", был мне неприятен от начала и до конца - и в образе маклера, и в образе брутального нищего, бросившего вызов обществу, и в образе гения изобразительного искусства. То, как он поступал с людьми, вызывало возмущение, а иногда, как в случае с Дирком, просто негодование. Хотя случай с Дирком был интересен и поучителен не только как иллюстрация действий Стрикленда, но и как наглядный пример того, что нужно уважать себя, и во всем соблюдать меру, в том числе и в желании помочь кому-то (особенно если этой помощи не просят). Увы, в том несчастье, которое случилось с Дирком, каким бы гадким ни был поступок Стрикленда, в конечном итоге виноват сам Дирк.
Но автор, даже констатируя свое возмущение действиями Стрикленда, все же сохраняет спокойствие и остается беспристрастным. Он даже не изучает Стрикленда, ибо, как он и сам признает, жесткая проницательность и безапелляционная ирония Стрикленда всегда кладут его на лопатки, каким бы праведным ни был его изобличительный гнев в адрес его оппонента. Так что он просто наблюдает, и описывает события, не вдаваясь слишком в эмоции и оценки, как сторонний летописец. С одной стороны, это дает иногда ощущение вялости повествования, но с другой стороны, быть может, именно эта его беспристрастность, не дающая читателю чрезмерно негативных эмоций, и сохраняет интерес читателя к роману до самого конца. Повествование не динамично, и содержит немало рассуждений автора о жизни, наблюдений за разными людьми, с последующими из них выводами. Я не могу сказать, что я читала этот роман увлеченно, запоем, и не могла оторваться. Он читается так же, как и написан- спокойно и сдержанно. Но есть в нем все-таки какой-то секрет, ибо только этим я могу объяснить удивительный эффект- почему книга, читающаяся без особого интереса к сюжету, с неприязнью к главному герою, не только не вызывает желание бросить чтение, но даже и интригует концовкой.
Концовка у романа неожиданная, но и закономерная одновременно. Какой жизнью жил, такой конец и встретил, - способ кончины, который Моэм выбрал для его неприятного героя, очень символичный. И то, что стало с делом его жизни, тоже. И хотя рассказчик словно испытывает какое-то сожаление, узнав о случившемся, и сочувствие к Стрикленду, лично у меня было ощущение того, что все правильно, и жизнь поставила справедливую и четку точку, такую же жесткую, как отношение Стрикленда к миру.
Резюме. "Луна и грош"- достойный, написанный без особых изысков, но хорошим литературным языком роман -о жизни и искусстве, о социальных ролях и тех, кто бросает им вызов, -с не особо увлекательным сюжетом, но держащий, тем не менее, внимание читателя до последних строк. Он не произвел на меня очень сильного впечатления, но я не жалею, что потратила на него время.