Прочла еще одну книгу Алессандро Баррико- "Море-океан", и, пожалуй, на том завершу свое знакомство с произведениями этого автора, ибо они оставляют оч. странное впечатление. Во время чтения не покидает ощущение отсутствия земли под ногами. Слова и фразы, которые произносят его герои, или сам автор, словно не имеют точки и какого-то логического завершения, они возникают ниоткуда, идут зачастую о странных вещах, и могут оборваться в любой момент. Читаешь- и словно смотришь через стекло в небольшой закрытый купол чьего-то внутреннего мира, как у рождественских сувениров, где кружится снег, только здесь под куполом проходят чьи-то жизни, а рядом со мной стоит погруженный в себя сумасшедший, отрешенно глядящий на этот купол, и выдающий красивые, но обрывочные комментарии, не имеющие ни начала, ни конца. Довольно долго это кажется возвышенным и философским, но каждый тезис настолько обтекаем, что пытливому сознанию не за что зацепиться, остается только позволить автору вести свою игру, и наблюдать за тем, как неторопливо и ненавязчиво он это делает.
Несмотря на странности повествования и кажущуюся бОльшую часть книги бессвязность сюжета, ближе к финалу сюжетные линии все же переплетаются, и некоторые связи проявляются, и расставляют некоторые точки над i. В финале становится понятно, кто есть кто, и чем закончилась его линия- как правило, это смерть. И как-то так тоскливо становится после этих книг... Вот даже не ярко неприятно, а в том же невесомом стиле, что и повествование, накатывает молчаливая серая тоска, при том, что ни к одному из героев эмоционально не привязываешься, и их судьбы особо не цепляют. В общем, думаю, что нескольких книг с меня хватит, чтобы считать мое знакомство с этим автором состоявшимся.
В книге "Море-океан" основная часть повествования напоминает обрывки, вырванные из контекста, и описывает очень странные истории разных людей, каждый из которых похож на сумасшедшего, каждый по-своему увлеченный морем. В какой-то момент их пути пересекаются, но среди их романтических, вдохновенных рассуждений, оторванных каждое по-своему от реальной жизни, за какую-то семантическую линию зацепиться все равно довольно непросто. А потом вдруг появляется глава, где описана такая жестокая правда жизни, что от нее просто жутко. Кораблекрушение, шлюпок не хватает, и часть экипажа- матросов, и всяких разнорабочих сгоняют на плот, который должны отбуксировать к берегу с помощью шлюпок. Но в какой-то момент тросы/веревки, связывающие плот с шлюпками, отрываются (а возможно, их и перерезали), и плот, вместе с теми, кто собирался на нем спастись, уносит в открытое море. Что может стать с людьми без воды, еды, жаждущих выжить, но почти не имеющих шансов на спасение,- это очень красочно и эмоционально, взглядом изнутри, показывает та глава. И это чудовищно страшно. А потом снова начинается легкое-невесомое про тех странноватых как бы сумасшедших, и на таком резком контрасте невольно задаешься вопросом "а что это было?". А было это всего лишь попыткой автора описать море с жестокой его стороны, которую мы, романтизируя образ моря, обычно предпочитаем не замечать... Благодаря этой главе я запомню эту книгу, и автора Алессандро Баррико. Не потому, что это было жестоко и ярко, нет. А потому что это было чудовищно, и правдиво одновременно. Эта глава произвела на меня неизгладимое впечатление. Но все остальное в этой книге меня как-то не зацепило.