Катарсис от Жоры Крыжовникова

Feb 09, 2016 05:18

Сподобился скачать с запрещенного торрент-трекера, хи-хи, фильм «Самый лучший день». Ждал, в лучшем случае, чего-нибудь типа современных перепевок «Иронии судьбы» и «Служебного романа»: милый, сделанный качественно, и, тем не менее, одноразовый пустячок. В худшем, продолжение линии «Самый лучший фильм» (уже название настраивало на это) и «Яйца судьбы».

Не сложилось, слава Богу, не срослось. Вместо ожидаемого получил удар под дых. По самому «солнышку». Удар новизной, весенней свежестью и щемящей нежностью к жизни и к людям. К нам, несовершенным и блуждающим, к нашему тонкому и хрупкому панцирю вокруг загрубелых, но таких больших и плачущих сердец. Такое у меня было раньше лишь после трех фильмов: «Свадьба» Лунгина, «Шапито-шоу» и «Географ глобус пропил».



Узнав, что режиссер (Жора Крыжовников) является создателем нашумевшей дилогии
«Горько!», которую я в свое время не посмотрел, дабы не наткнуться на пресловутые «Яйца судьбы», вновь воспользовался услугами торрента. И, кажется, навсегда влюбился в кино «от Крыжовникова».

О критике
Прежде чем рассказать об увиденном и пережитом, сделаю отступление. Обычно, если влюбляюсь в какой-то фильм («Шапито», «Географ...», «Частное пионерское», «Территория» и др.), то ищу в Интернете отзывы профессиональных кинокритиков, информацию о съемочной группе в целом и в частности. Но здесь решил обойтись без этого. Лишь не удержался в другом: почитал комменты рядовых зрителей на не названном мной трекере и сайте «Кинопоиск». (Он оказался первым в списке ссылок выданных Яндексом.) И это оказался АдЪ и Израиль.

Подавляющее большинство отписавшихся четко разделились на две группы.

Первая - те, кто не принял фильмы Крыжовникова в принципе:

- «Блин ну что за тенденция такая, фильмы всё тупее и тупее. Хорошо что есть торрент , на такие вот картины денег тратить ну совсем не хочется. Актёры марают свою репутация снимаясь в таком вот "кино", лучше тогда уж прокладки с презервативами бы рекламировали, если так уж туго с деньгами».

- «Если подчеркивание пьянства, тупого смеха, таких же шуток, глупых вопросов, обращение к человеку смущая его - считается творчеством. То я перешагнув соровокник нихрена не понимаю такого творчества.
Жаль потраченного времени».

- «Хорошо что в кинотеатр не пошли... пошлый фильм, далёкий от нашей реальности! не понравилось!»
И т. д.

Вторая группа - те, кому фильмы понравились и они увидели в них жесточайшую сатиру: над быдлом, люмпен-пролетариатом и провинциальной «роиссей». Типичное:

- «Крыжовников , простым и доступным , для большинства россиян языком , показал - каким быдлом оно бывает периодически . Ему , быдлу , проще зеркало захарькать , чем признать в нём свою рожу ! О вас этот фильм , поэтому и корёжет вас , и колбасит от него , как чертей от ладана !»

Что я имею сказать первым? Да ничего, плевать я на них хотел. Слюной, насыщенной никотином. Никотиновая кислота необходима для полноценной работы головного мозга. Она им поможет.
О вторых я никогда не скажу: «П...ы, сэр», - ибо не так воспитан. Но то, что дебилы - это точно.

Третья группа
Когда мой разум возмущенный начал потихоньку закипать, я, наконец-то, наткнулся на то, что позволило сохранить, не расплескав, сформировавшееся в душе, теплое и светлое, как то чувство, когда берешь своего ребенка впервые на руки. Не ты его вынашивал, не ты его рожал, но вот он у тебя на руках. И тогда что-то рождается у тебя в душе. Настоящее и невыразимое словами.

Впрочем, все это сопли и буржуазная лирика. Вот два отзыва, тех кто все понял правильно (их было, к счастью, больше, но ограничусь этими):

- «Чтобы оценить этот фильм, нужно развитие, хотя бы выше среднего, возраст +30, опыт житейский, чувство юмора и хотя бы подобие души..
Если вы пишете плохие отзывы, значит не сложилось у вас с развитием, опытом, чувством юмора и вместо души - айфон».

- «Фильм - гениальный, такого доброго кино давно не снимали. Фильм заряжает энергией, мотивирует носить женщин на руках, а не использовать их, как сейчас принято..
Чурикова - вообще Оскара достойна за свою роль, Нагиев справился с ролью на все 100, а девушка Оля вначале казалась слишком уж простой, но в конце выдавала такую драму, что не все "звезды" способны..
И хоть в фильме показывают часто пьющих и выпивающих, но фильм вообще не об этом. Кстати, играют пьяных актеры великолепно, а это не так просто.
Здесь даже есть сюрреализм, ну вот тот момент в кузове фуры с Алиной Шепот и бегущими по кругу мужиками. Это ж сама суть убогой жизни мужиков, которые несчастные мечтают (дрочат, молятся) на звездочку, а в реальной личной жизни - полный штиль. И бегут по кругу..
Жесть, аж слеза пробилась.
Некоторые моменты сняты получше Голливуда, та же "I will survive" снята одним эпизодом и дарит море эмоций.
Посмотрел сам, на другой день с женой и еще буду смотреть. И куплю караоке, и буду петь в душе, за рулем, везде, потому что от пения душа поет».

Про чё кино, пацаны?
Про нас, про вас, и, чутка, про милицейский спецназ (в первой части «Горько!»).

Кто видел, тому рассказывать не надо, кто ни одним глазком, тем более. Пусть лучше посмотрит.
А вообще про жизнь. Про уголовника Леху, по кличке Хипарь, так удивительно похожего на бывшего одноклассника, про служившего срочку в десантуре, а ныне чиновника, Бориса Ивановича и его однополчанина Сергеича, один в один, как твой сосед со второго этажа, про дядю Толю и непутевого Валю, про надежды на то, что за твоей дочерью прилетит принц в вертолете, а сын женится на богатой поп-диве. Про неприкаянного жениха, за которого все решают другие, так напоминающего тебя самого много лет тому назад, про то, что деревенская бабушка с ее «полынью от глистов» гораздо (ГОРАЗДО!) лучше юных гламурных кукол и их накокаиненных седеющих покровителей, владельцев заводов-газет-пароходов. Про маму Любу, в исполнении Инны Чуриковой и Юлии Сулес, про «зажигалку» Ксюху...

В общем, почти через два столетия вышла еще одна «энциклопедия русской жизни».

Но главное даже не в этом, а в том настроении, что создают фильмы Жоры Крыжовникова. Того настроения, когда выходишь февральским днем на улицу и видишь первую проталину, и по-весеннему прозрачное небо. И прохожие такие веселые, радостные, и девушки такие красивые. И от всего этого, от пробуждающихся, набухающих надежд на лучшую жизнь, и от легкой тени осознания собственного несовершенства, так хорошо, так сладко и так больно, что порой хочется плакать. Сквозь улыбку. И улыбаться сквозь слезы. В конце концов, слезы промывают и очищают душу. А улыбка не только продлевает жизнь, но и делает нас красивей и лучше.

В одном из зрительских отзывов, встретил упоминание о том, что киноведы называют Крыжовникова новым Гайдаем. Хочется и на них плюнуть никотиновой слюной. То очищение, тот катарсис, что испытываешь, когда смотришь последние кадры фильмов нового гения (без всяких скидок и кривых ухмылок), отсылают нас скорее к Данелии и Захарову. Кстати, именно режиссерские курсы Марка Анатольевича Захарова и закончил Жора Крыжовников.

При всей карнавальности Жориного кино, оно не создает ощущения грязи свального греха, как, не к ночи будут помянуты, «Яйца судьбы» и «Скорый Москва-Россия». Оно дарит надежду и любовь.

Не понравилось
Единственное, что разочаровало - факт замужества Юлии Александровой (Наташа в «Горько!» и Оля в «Самый лучший день»). Великой русской актрисы, с потрясающей душой и пластичной театральной психофизиологией.

Строго говоря, не красавица. Но столько в ней, в созданных ею образах настоящего, живого, тонко чувствующего, безгранично обаятельного, что затмевает признанных глянцевых красоток.
И вот она взяла и вышла замуж, несколько лет тому назад, за этого самого Жору Крыжовникова, в миру Андрея Першина.



А если бы не вышла? То созданные Крыжовниковым/Першиным фильмы многое бы потеряли. А может и вовсе их бы и не было. При всем потрясающем актерском ансамбле, что в «Горько!», что в «Самый лучший день»», многое держится как раз на Юле. На ее умении так сыграть тончайший душевный жест, радость любви и скорого замужества, трагедию предательства любимым человеком, непонятки с родственниками, что в этом никакой игры не видишь. Полутона, улыбка, когда больно, и улыбка, когда хорошо, слезы, мельком брошенный взгляд... Настолько выразительные глаза были лишь у Маргариты Тереховой в "Зеркале" Тарковского.

Некоторые умники (те самые «сатирики») отнесли это на счет ее «непрофессионализма». Мол, фильм (фильмы) хороший, а вот исполнительница главной роли какая-то не такая.
Черепные коробки у вас не такие, не законопаченные, оттого и гуляют там холодные сквозняки! На вас 100500 раз - тьфу, - йододефицитные.

А Юля сказочная.

Потому и не понравилось, почти убило, то, что она замужем.

P. S.: Не удержался и почитал, таки, кинокритиков. Подавляющее большинство спасет лишь лоботомия.
А я буду жить, заряженный любовью к миру и к людям, предварительно уконтропупив всех тех, кто не согласен с тем, что пара Першин-Александрова - это гении.

жора крыжовников, кино, юля александрова

Next post
Up