ОЛЬГА ВОРОБЬЕВАРентабельность активов снизилась. Что повлияло сильнее: недобор по прибыли или снижение эффективности использования имущества? Себестоимость выросла. Что тому виной: увеличение материальных трат, рост зарплаты или иное? Для ответа на такие вопросы проведите факторный анализ. В статье рассказали о его этапах и показали примеры. Сможете скачать Excel-расчетчик, чтобы провести аналогичные вычисления по своим данным.
Факторный анализ: что это и зачем нужен
Факторный анализ - это оценка влияния одних показателей на другие. Например, вы хотите узнать причину снижения финансового результата. Для этого нужно посчитать, какое воздействие на него оказали доходы и расходы. Или вам важно понять, почему просела рентабельность собственного капитала. Тогда исследуйте, какой вклад в процесс внесли прибыль на рубль активов и структура пассивов.
Предлагаем скачать Excel-файл. В него встроили четыре формулы для анализа рентабельности активов, продукции и собственного капитала.
Вот три вопроса, ответы на которые понадобятся, чтобы провести подобные расчеты.
Первый. Что такое факторная модель.
Это формульная взаимосвязь между основным показателем, который вы анализируете, и теми, что на него влияют.
Откуда ее взять? Есть готовые варианты. К примеру, факторные модели DuPont для рентабельности активов и собственного капитала. Вот они:
Рисунок 1. Факторные модели DuPont для рентабельности активов и собственного капитала
Можно составить зависимость самим. Иногда это несложно. Особенно, если отталкиваться от базовой формулы расчета показателя. Приведем два простых примера, основанных на таком подходе:
Рисунок 2. Примеры факторный моделей
Условимся называть искомое значение в формулах «результатом», а прочие показатели «факторами».
Второй. Почему иногда универсальной зависимости между результатом и факторами нет.
Потому что есть два типа факторного анализа:
- детерминированный;
- стохастический.
Примеры, которые привели выше, относятся к первому варианту. Их особенность в том, что взаимосвязь между показателями однозначна и работает для любой организации. Допустим, чистая прибыль выросла в два раза при неизменном значении выручки. Значит, рентабельность продаж тоже увеличится в два раза. По-другому не бывает.
Стохастический вариант предполагает: зависимость между результатом и факторами есть, но одинаково определить ее для всех компаний не получится. Например, индексация зарплаты способна поднять производительность труда работников. Но как соотносятся проценты повышения? Если заложим в расходы двукратный рост оплаты труда, то на сколько именно увеличится людская отдача? Для каждой организации ответ свой. Более того, он свой даже для одного и того же предприятия, но в разные месяцы и годы.
Чтобы не усложнять, далее в статье все сведем только к детерминированным зависимостям.
Третий. Как посчитать влияние факторов на результат.
Для этого есть специальные методы. К примеру, метод цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц. Это не полный перечень. Но знать все необязательно. В следующих частях материала расскажем теорию про два основных подхода и покажем примеры использования.
Модели и методы факторного анализа
Начнем с видов моделей. Они - это форма взаимосвязи между факторами. Выше приводили примеры, где показатели складывались, перемножались или делились один на другой. Это и определяет вид. Смотрите на схеме четыре возможных варианта.
Далее -
https://bit.ly/3qoJMCN #методы,
#модели,
#рентабельность,
#факторныйанализ,
#финансовыйанализ