Факторы стресса в работе Team Lead и менеджера

Oct 27, 2021 00:48


На что вы опираетесь в работе?

В последнее время мы обнаруживаем, что довольно редко наши студенты приходят в обучение за ростом по деньгам. Чаще это про то, как решить проблемы, из которых состоит работа, и как сделать так, чтобы работа приносила больше кайфа (каждому своего). Если разберешься с этим, то и рост по деньгам и карьере случается. А если не разбираться, то чем дальше, тем будет сложнее, и с большой вероятностью придет ощущение «это не мое». Давайте пойдем вглубь. Если в интернете набрать «факторы стресса», то вам покажут сотни картинок. Например, такую:



1. Тип личности

Если у человека интровертный склад личности, а работа предполагает много общения, будет тяжело. Потому что свой ресурс интроверты восстанавливают, находясь в одиночестве. Если расписание интроверта становится перегружено созвонами, обсуждениями и прочей болтовней, то в конце дня часто возникает ощущение «а что я сделал-то?», а через несколько недель начинается мини-депрессия и хочется убежать в свой куст и побыть там одному.

И выхода тут два: во-первых, научиться восстанавливаться. Потому что если на работе много общения, а дома еще трое детей и супруг(а), то легче не будет. (Тут кивают все управляющие партнеры Стратоплана, которые совместили в себе и интровертный тип личности, и семьи, в которых по трое детей у каждого. К ним горячо присоединяется ведущий эксперт Стратоплана по управлению проектами, Иван Селиховкин, который совместил… ну, вы понимаете).



Во-вторых, можно думать, как перестроить свою работу так, чтобы лично вам доставалось меньше общения. Сделать себе коммуникационные окна, специальные дни, где у вас дикое количество созвонов, и где вы от себя многого не ждете, и т.д.

У экстравертов другая картина - они восполняют свой ресурс через общение с людьми. И тут нате вам - пандемия! Когда в офис не прийти, лично встретиться никак, а на созвонах еще и все камеры поотключали. Как и что вы можете тут сделать? Где вы можете найти еще общение?

Это если на пальцах, рассматривая только одну дихотомическую шкалу про тип личности. Этих шкал намного больше. И важно понимать, кто вы. Что вам дает энергию, а что ее забирает. Как ваш тип личности влияет на ваш процесс.

Например, в начале вы можете быть очарованы новым сотрудником или новым проектом: «Наконец-то! Теперь у нас есть настоящий техлид! Наконец-то! Теперь мы сможем все сделать с нуля и по уму». И вот через три месяца вы уже ненавидите и обесцениваете реальность: «Ну, как обычно…». Как работает этот процесс? Это про ваш тип личности и все возникающие от этого стрессы.

2. Ролевая перегрузка

Тимлид и менеджер, как известно, балансируют между несколькими историями:

- Интересы бизнеса

- Интересы команды

- Собственный авторитет (власть)

Бизнес иногда распадается на несколько подпунктов: интересы заказчика и интересы вашего директора. Заказчик хочет побыстрее и подешевле, директор компании хочет, чтобы проект никогда не заканчивался, а ручеек денег от заказчика не пересыхал, а, по возможности, становился рекой. Но чтобы заказчик был при этом довольным.

А команда хочет развиваться и делать интересные задачи. А вот поддерживать то, что написано до них, не хочет. А это нужно делать, чтобы заказчик был довольным. Но если ты начнешь давить, то авторитет в глазах команды начнет того… А если не начнешь, то кто тогда будет делать то, что никто делать не хочет?..

Если постоянно находиться между молотом и наковальней, то волей-неволей начнешь нервничать.

3. Ролевой конфликт

Давным-давно мы общались с одним предпринимателем. Он пришел с вопросом о том, что ему делать с группой своих ITшников, потому что этой группой (это были сисадмины) были недовольны все в компании, при этом сисадмины ловко отбивались, объясняя, что это все вокруг козлы, а они - Д’Артаньяны.

Как это часто бывает, разговор свелся к обсуждению лидера команды сисадминов. Выяснилось, что этот человек давно выгорел, и без его замены вряд ли что-то изменится. И предприниматель тогда сильно задумался: «Да… Что же делать… Это мой лучший школьный друг…».

Как уволить друга? Что будет с вашими отношениями? Что важнее? В жизни руководителя часто бывает такое: по-человечески ты сотруднику сочувствуешь и переживаешь за него, но как руководитель ты хочешь его уволить… И вот тут сложность - понять, из какого уровня сейчас нужно реагировать (человек-человек, функция-функция и т.д.), что проговаривать, что не проговаривать…

***

Факторов стресса много. И поверьте, они есть у всех, ВСЕХ руководителей. В момент назначения эти факторы вызывают тревогу, тебе как будто не хватает точек опоры. Дальше проблемы с людьми и проектами не уходят, и стресс накапливается. И вот уже плато, когда ты понимаешь, что деньги, к которым ты привык, не компенсируют этого уровня геморроя, с которым ты сталкиваешься каждый день. И не очень понятно, есть ли тут вообще светлое будущее…

Что происходит внутри группы?

До этого мы говорили о факторах стресса тимлида и менеджера, которые возникают на индивидуальном уровне: тип личности, ролевая перегрузка, ролевой конфликт.

Поговорим о групповом уровне:

1. Несоответствие статуса.

После назначения на позицию тимлида или менеджера команды/проекта появляется формальный авторитет. По закону тебя должны слушать. А на самом деле? А на самом деле, у людей в команде есть масса способов съехать с задачи, включив режим итальянской забастовки. Люди также могут не делиться с тобой какой-то информацией. Потому что ты пока не заработал авторитет - неформальный. Тебя тестируют: а как наш отреагирует на вот такое? А на такое?

По твоим действиям и по твоему бездействию люди делают выводы о том, кто ты. Они решают, стоит тебя слушать или можно игнорировать. Как заработать авторитет - важная история, которую мы часто разбираем с нашими студентами в кейсе «Медовый месяц менеджера: первые шаги после назначения». Заимствование авторитета, маленькие победы, отсутствие революций, совет, встречи 1:1 - все это помогает привести твой неформальный статус в соответствие с формальным.

2. Насилие на рабочем месте.

В IT людей не бьют. Обычно 😅. Нет, всякое бывает, но мы не можем по единичным случаям назвать это проблемой. А вот психологического насилия полно. Что делать с токсичным коллегой? Как сделать так, чтобы он перестал вести себя нездоровым образом? Пассивная агрессия, газлайтинг - как так получается, что слова звучат вроде бы вежливые, а осадок остается так себе… Что делать, когда так себя ведет сотрудник в твоей команде. А он может вести себя так, потому что см. п.1 «Несоответствие статуса».

Далее - bit.ly/3lzN1pU #лидерство, #менеджмент, #психология, #факторывлияния, #человеческийфактор

#факторывлияния, Менеджмент, #человеческийфактор, Лидер, #лидерство, #менеджмент, психология, #психология

Previous post Next post
Up