История символа переработки

Sep 10, 2010 13:12



Современный символ переработки ISO 7000-1135 был создан в ходе конкурса 23-летним американским студентом Гари Андерсоном в 1970 году. Знаком принято помечать всю продукцию, которая может быть переработана для последующего использования, использование знака не требует лицензии, лишь желание производителя и в ряде случаев разрешение локальных регулирующих органов. В России использование символа регламентируется ГОСТами.

Конкурс на создание публичного знака был объявлен и проведен Контейнерной Корпорацией Америки к первому дню Земли, жюри рассмотрело порядка 500 работ. Знак Андерсона представляет собой три бумажные стрелки собранные в ленту Мебиуса, плавный переход на углах треугольника намекает на промышленное производство (бумага проходит через валы). Чуть позже, увидев популярность символа юристы компании попытались переиграть историю и лицензировать знак, но это попытка провалилась.



Паршивая картинка, но другой не нашел

Одна из первых версий, найденная в студенческом письме Андерсона матери имеет надпись Recycling в основании стрелки. По мнению создателя, знак должен был стоять на угле, с началом публичного использования знак был развернут на 180 градусов. Сам Андерсон после конкурса почти не встречал знак добрые 10 лет, пока однажды, посещая Европу не увидел его в Амстердаме на баке с мусором.





Знак переработке в круге означает, что данный продукт или упаковка были частично или полностью сделаны из уже переработанных материалов. Проценты внутри указывают долю переработанных материалов.



Существует множество различных вариаций символа, где распространенной альтернативой является версия, в которой лента перекручена дважды. Поскольку знак не является торговой маркой, символическая основа используется как базис для множество аналогичных символов по всему миру.



Самым интересным и самостоятельным, как мне кажется, является тайваньский. Четыре стрелки идущие к центру образуют квадрат, пробельные элементы знака превращаются в стрелки исходящие из центра.



Три стрелки лежат и в основе маркировки пластика. Цифра внутри треугольника означает не количество раз, сколько пластик был переработан, а тип пластика, что необходимо для последующей сортировки.
1. Полиэтилентерефталат (ПЭТ). Например, пластиковые бутылки от газировки и пива.
2. Полиэтилен высокой плотности. Плотные глянцевые пакеты из магазинов, корзины для мусора, трубы и т.д.
3. Поливинилхлорид (PVC). Бочки,трубы.
4. Полиэтилен низкой плотности. Шуршащие пакеты из магазинов, контейнеры, бутылки и т.д.
5. Полипропилен. Автомобильный пластик, пищевые контейнеры, посуда и т.д.
6. Полистирол. Прочный и часто хрупкий пластик. Подносы, видеокассеты, корпуса для электроники и т.д.
7. Все прочее: акрил, нейлон, поликарбонат и т.д.





Альтернативный набор символов для пластика, который используется наряду с вышеуказанными.



Набор символов, показывающий, что этот пластик был переработан. Т.е. к названию пластика добавлена буква R - Recycled.



У прочих материалов, как бумага, металлы, стекло знак одинаков с пластиком, меняется лишь цифра. Так, "20" забронировано для картона, "40" для стали, "51" для пробки, "60" для хлопка, "61" для джута. Три буквы внизу указывают на тип материала (текстиль, стекло) или его название.



В Японии система для обычных людей более удобна, поскольку позволяет сортировать материалы по мусорным контейнерам не думая, просто по сходству символов.



Ну и конечно свобода использования знака породила сотни адаптаций символа для коммерческих логотипов. Если компания вывозит мусор или это ассоциация собирателей банок, логотип со стрелками им то самое.



Известная в Европе немецкая "Зеленая Точка" (Der Grüne Punkt) вопреки расхожему мнению знаком переработки не является, это зарегистрированная торговая марка. Суть ее следующая. Все компании, которые производят продукцию в упаковке, обязаны платить особый налог на каждую единицу произведенного товара, который пойдет на вывоз и утилизацию их мусора. Тем выше плата, чем более объем и агрессивней вред окружающей среде. Таким образом, сокращение размера упаковки поощряется снижением налогов. Пользователь видит участие компании по логотипу на продукции.

За всем этим делом в Германии следит Duales System Deutschland GmbH (DSD), которая собирает деньги со всех участников. Участие в программе абсолютно свободное, при условии, что в случае отказа, компания сама будет забирать и вывозить у потребителя все единицы мусора, что в случае массового продукта, конечно, невозможно. В настоящий момент DSD через партнеров работает в 23 странах Европы, обслуживая 130 000 компаний, суммарно производящих 460 млрд. единиц упаковки. В идеале, потребитель должен выкидывать мусор в фирменный желтый контейнер, либо DSD финансирует местные пункты мусоропереработки.

А в России? В нашей стране массово существует только добровольная сортировка стеклянного и медного мусора бродягами из контейнеров.

Мысли без всякого повода, Дизайн, История символов

Previous post Next post
Up