Спасайся кто может

Apr 06, 2010 12:40

Как-то в свете безнадежных катастроф Шаттлов никогда не задумывался о том, что в одноразовых космических ракетах доставляющих живой экипаж оказывается есть весьма и весьма продвинутая система спасения экипажа, которая буквально может вытащить экипаж даже из взрывающейся на стартовой площадке ракеты. Из действующих ныне систем, конечно, наиболее распространенной является САС (системы аварийного спасения) наших Союзов. Разберу для себя все по очереди.





Итак. Существует два вида кораблей: Союз и Прогресс. Каждый состоит из трех частей. Внешне они очень похожи, только Союз предназначен для перевозки космонавтов (иначе как такси МКС за рубежом его редко называют), Прогресс, это грузовик. На схеме хорошо видна разница: в бытовом отсеке (сфера) Прогресса находится полезный груз (у Союза сейчас запасы воздуха, груз и т.д), а на месте спускаемого аппарата с экипажем Союза, у Прогресса запасы топлива. После разгрузки Прогресс набивают мусором и сжигают в атмосфере.





Доставляются оба аппарата одинаковыми ракетами Союз (отсюда и требуемое сходство формы поскольку грузовой отсек одинаков), а вот тут начинаются различия. Белая "антенна" оборудованная двигателями на носу пилотируемого Союза и есть главный признак пилотируемого полета. САС закрепляется к первым двум отсекам корабля: спускаемому и бытовому. САС устанавливают и на ракеты без людей, в таком случае, для спасения ценного груза.



Союз на сборке: техники монтируют двигатели САС к уже упакованному в обтекатели ракеты Союзу. В случае возникновения внештатных ситуаций на первом участке полета, когда первая ступень еще присоединена, задача САС буквально сорвать в сторону с неслабой перегрузкой в 20g бытовой и спускаемые отсеки с экипажем, для чего она оснащена комплектом реактивных двигателей (хорошо видны на фотографии).




Весь порядок действий системы на кликабельном развороте выше. Из подробной статьи с сайта Galspace:

"... ровно за 15 минут до намеченного старта приводится в готовность двигательная установка САС. С этого момента и до подъема в верхние слои атмосферы она способна в любой момент оторвать корабль с экипажем от аварийной ракеты, увести его в сторону и обеспечить мягкую посадку.

26 сентября 1983 года к орбитальной станции «Салют-7» должен был стартовать очередной «Союз». Космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов заняли свои места, шли последние приготовления к пуску. Из бункера управления не сразу заметили, как за 108 секунд до расчетного времени старта в топливной системе первой ступени ракеты возник пожар. Более того, некоторые участники запуска поначалу приняли дым за обычную картину выхода двигателей на режим, хотя команда «зажигание» по громкой связи не объявлялась. Только через шесть секунд после визуального обнаружения пламени руководитель пуска генерал Алексей Шумилин и технический руководитель подготовки ракеты-носителя Александр Солдатенков почти одновременно подали команду на включение САС. Четыре секунды команду передавали операторы, еще чуть больше секунды работала автоматика. Двигатели «башенки» выдернули «Союз» из огненного шара - за секунду до этого пламя уже полностью охватило ракету-носитель. Полет занял пять с половиной минут, после чего спускаемый аппарат приземлился в четырех километрах от горящего старта. Это был единственный случай в истории космонавтики, когда для спасения экипажа пришлось задействовать ДУ САС, и она достойно справилась со своей задачей.

Система спасения должна функционировать в любых условиях, вплоть до неуправляемого хаотичного падения ракеты. Для этого сначала основные двигатели САС отрывают спасаемую часть от ракеты и быстро уводят ее в сторону, а затем включаются управляющие двигатели, которые формируют нужную траекторию спуска. Скоротечность многих аварийных ситуаций требует от САС высокого быстродействия. Поэтому все ее двигатели - твердотопливные. По сравнению с жидкостными они проще, надежнее и быстрее набирают максимальную тягу. "

image Click to view


Вот видео этого происшествия. Удивляет полная невозмутимость наблюдателей в форме. Лишь военный в центре одернул воротничок рубашки.

Вообще отличная статья про методы спасения груза и космонавтов в США и Росии. Рекомендую. И еще один нетривиальный случай связанный с САС:

"   Был случай, когда из-за логической ошибки надежнейшая САС стала причиной фатальных последствий. 14 декабря 1966 года она случайно сработала после отбоя запуска беспилотного корабля «Союз». В это время из ракеты, стоящей на стартовом комплексе, уже сливали топливо. Включение двигателей САС вызвало пожар и последующий взрыв носителя. Благодаря решительности и внимательности руководителя пуска удалось эвакуировать почти весь персонал, находившийся возле ракеты в этот момент. Увы, без жертв не обошлось: задохнулся дымом пожара инженер-майор Л.В. Коростылев, руководивший стартовой командой в группе комплекса наземного оборудования. Анализ причин аварии показал, что гироскопы системы управления ракетой после отмены пуска продолжали вращаться - до полной остановки им необходимо было целых 40 минут - и «отслеживали», как положено, пространственное положение носителя. В результате система управления восприняла поворот стартового комплекса, вызванный суточным вращением Земли, как выход угловых отклонений ракеты за допустимые пределы и выдала команду на включение "

Иллюстрации с Wiki, www.spaceflight.esa.int

Катастрофы, Космос

Previous post Next post
Up