Часть 3. Расстановка акцентов.

Dec 03, 2010 18:57

       Потеря преемственности христианского зодчества привела к дезориентации взглядов на церковное искусство. Современная православная архитектура очень разнообразна и не подчинена единому мировоззренческому строю. Хотя архитекторы, проектирующие храмы, обязательно скажут, что работают в рамках канона, следуют традициям, но, тем не менее, ( Read more... )

церковь, храм, перспектива, архитектура, вопрос, иеротопия, проблема

Leave a comment

daniil_skitalec February 27 2013, 08:28:40 UTC
"но никак не смысл, тектонику, конструкцию, композицию, пространство и художественный замысел. " - Мы работаем в рамках мастерских Анисимова не первый год и работаем там с тем, что принято называть традицией и на языке исторических форм. Тектоника, композиция, художественный замысел нам не чужд, мотивация занятия поисками лежит в иной сфере. Это не просто стремление "самовысказываения", как любят высказаться в сети по первому впечатлению от наших проектов.

Я очень сочувственно отношусь у утрате единства стиля как такового и получаю, как и любой нормальный культурный человек, массу удовольствия и заинтересованности при контакте с историческими строениями, которые собой передают целые пласты эпох и времен. Утрата стиля в самой своей сути ярко прозвучала словами Ницше: "Бог умер", а у Хайдеггера выразилось в "утрате метафизики". Александр Раппопорт довольно точно связывает эти понятия - Стиль соотносится с архитектурой так как Бог соотносится с человеком...

В связи с этим, 20 век стал, и Вы это знаете, катастрофой для наследственного творческого пути многих поколений. С 19 века начали вычищать орнамент (Адольф Лоос довольно ярко пишет об орнаменте) до соответствия только функции, потом начали корежить функцию и разрушать пространство как таковое. В живописи это проявлялось в первую очередь, потом пришло в архитектуру. Сейчас, как я вижу этот процесс, западная культура постепенно возвращается к основополагающим принципам искусства.

Но вернуть утраченную связь уже не получится... Не получится по многим причинам, одна из них, расширение пространства, которое всегда являлось дополнительным - информационного. Сегодня оно материализуется в вывески и информацию (медиа, интернет, кинематографи и пр.)и обладает силой и формообразованием традиционных методов формирования пространства. Я не могу это подтвердить, это часть моего недавнего исследодвания, но думаю, что именно этот фактор приводит к невосприятию силы тяжести и тектоники - в информации нет тектоники в привычном осязаемом качестве. Но тектоника присутствует (если это можно так назвать) в смыслах, символах, знаках и связях между ними, ее не видно...

Наш с Иваном подход к поиску немного разнится (по принципу дополнения - Иван приверженец поиска культурной идентификации и поиска возможного использования световых приемов в качестве выразительного инструмента), я изучаю и исследую именно взаимосвязь символов и знаков, их отношение к архетипам (как культурным так и психологическим) и как это может быть выражено языком современной культуры, при этом я убежден, что "русскость" может передаваться не через формы, а через ощущения (получится или нет сейчас нельзя сказать, для этого проект должен быть материализован). Фактически - это невозможно без знания исторического наследия, потому приходится больше читать и смотреть аналоги и меньше рисовать - итог в виде проекта показывает лишь 5% от всей работы, при этом порядка еще 20% осаждается в эскизных наработках, которые не выходят из ящика стола. Большинство наших проектов являются визуализацией одного из размышлений, где акцентируется то или иное свойство. В проектах, которые приближены к реальности (конкурсный проект собора для Сретенского монастыря) таких вызывающих гипертрофированных идей нет.

Reply


Leave a comment

Up