Оригинал взят у
romanov_yuri в
О джигитовке и Русской школе верховой езды. Если обратиться к книге казака, полковника Ф.И. Елисеева «Джигитовка казаков по Белу Свету», то выясняется, что первыми в роли ковбоев и индейцев в голливудских вестернах снимались наши казаки-эмигранты. Традиция американского вестерна пошла от них! Но это замалчивается, а в шоу на нашей земле стараются изобразить индейцев, ковбоев, которым до наших казаков было очень далеко.
После победы над Наполеоном искусством наших казаков любовались титулованные особы всей Европы. Бонапарт написал в воспоминаниях, что казаки являются лучшей легкой кавалерией в мире; если бы они были у меня, я завоевал бы весь мир.
Вся многолетняя история России связана с боевыми традициями кавалеристов. Во всем мире признавался высокий уровень казачьего конного боевого искусства. Сегодня оно практически не востребовано и через некоторое время может быть окончательно утрачено. Современное развитие конного спорта направлено только, в основном, на олимпийские виды (выездка, преодоление препятствий и троеборье). Конный спорт сегодня - это дорогостоящая и высоко затратная индустрия, доступная далеко не всем желающим заниматься верховой ездой. В то же время, во всех странах бережно сохраняют и поддерживают свои исторические конные традиции. Военные события, которыми гордится тот или иной народ в своей истории, всегда связаны с лошадью. Это и различные виды народных состязаний, исторические конные праздники, «ковбойские шоу» и многое другое. Всё это привлекает большое количество участников и зрителей, приносит солидный доход, а самое главное несет в себе большой заряд патриотизма, гордости за историю своей страны. Кроме того, это еще и сохранение своих национальных пород лошадей, не имеющих перспектив в олимпийских видах конного спорта. Благодаря такому бережному отношению к своим национальным традициям, некоторые малоизвестные, сугубо национальные виды спорта стали олимпийскими. Известно, что американцы добиваются включения в состав олимпийских конных дисциплин чисто национального вида - «рэйнинга» - ковбойской выездки. У нас же, при нашей богатейшей истории, утрачивается то, что составляло гордость России, целый пласт национальной воинской и спортивной конной культуры - русское конное боевое искусство - «джигитовка».
_____________________________________
До 1917 года на Европейском континенте существовали австрийская, немецкая, английская, испанская, итальянская и французская, но также еще и русская школы верховой езды. Сегодня же, через десятки лет после "великого перелома", понятия "русская школа верховой езды" практически не существует. Но ведь она была - русская школа! А что же сегодня? С середины 50-х годов суть и дух русской школы верховой езды начали вытесняться, а сегодня практически уже вытеснены смесью приемов, бездумно выхваченных из европейских школ, в основном из австро-германской. Эта книга написана для тех, кому все еще не безразличны традиции старой русской школы верховой езды, кому интересны основы методики ее преподавания как науки и искусства, каковые и составляют "сердце" каждой национальной школы. Все многолетнее обучение лошади и всадника по русской школе было направлено на доведение верховой езды до высот искусства, и искусства именно боевого, когда всадник и его лошадь суть два товарища, неделимое целое, где гибель одного очень часто влекла за собой неизбежную смерть второго. Применяемые методики старой школы были направлены на выработку органичной, естественной привычки к длительной работе лошади и человека на разнообразнейших открытых (вне манежа) местностях, что было необходимо для охоты, войны и долгих передвижений. Этот тандем (лошадь и ездок, пока еще не ставший всадником) обучался длительной работе на пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, в изобилии созданных природой и совершенно неожиданно возникающих перед человеком на охоте и в бою. Самой природой лошадь изначально не приспособлена преодолевать высоту "двухэтажного дома". В природе и так наличествует достаточно ненадуманных, естественных препятствий: засеки, канавы, телеги, рвы, плетни, заборы, кусты, каменные изгороди, мостики, калитки, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки и т.п. В русской школе основной целью было обучение и воспитание лошади - крэка и всадника из ездока. В человеке вырабатывалось такое умение управлять лошадью в сложнейших и быстро меняющихся условиях, которое давало ему возможность не только самому выйти живым из кровавой "каши", но и сберечь своего боевого друга. Русская школа предполагала бережную длительную подготовку лошади к работе в интересах человека, аккуратно, неторопливо и исподволь ведущую от простого к сложному, от сложного к сложнейшему.
За годы тщательной и вдумчивой работы, полностью исключавшей форсированные методы, а тем более грубость, хамство и ненависть тренера к воспитаннику, русская школа вырабатывала в ездоке раскованную, естественную, удобно - рациональную посадку в седле и "мягкие" методы управления лошадью, которые позволяли довести уровень езды до совершенства. Годами во всаднике воспитывалось бережное, уважительное, трепетное отношение к лошади как к своему товарищу, а не как к инструменту для быстрого достижения своей цели. Русская школа культивировала в человеке заботливое и ласковое обращение с этим изумительным по своей красоте животным, и вся работа по канонам этой школы зиждилась на терпении, внимании и добре - в противовес, например, принципам ускоренной, а отсюда излишне грубой и "тяжелой" работе немецкой школы. По русской школе, не допускалось орать на лошадь, не допускалось грубых, крайне болезненных рывков поводьями и даже кордой; категорически не допускалось избиения, порки лошади, что сегодня, к сожалению, стало не просто допустимыми, а крайне распространенными и широко практикуемыми приемами в обращении с лошадью. И вот результаты забвения основных канонов русской школы верховой езды: - масса дурноезжих лошадей, тугоуздых, с сорванной нервной системой, не дорабатывающих и не доживающих своего естественного срока жизни; - чрезмерно большое количество ездоков, бравирующих, а часто и гордящихся своим жестким, грубым, переходящим в жестокость обращением с лошадью; - тренировки со спортсменами ведутся по каким - то таким странным методикам, что в результате на общероссийских соревнованиях по конкуру, по оценкам профессионалов уровня "крэк", "чисто" не едет ни один, а на соревнованиях по выездке - это по высшей - то школе верховой езды - ездок "заваливает" лошадь и падает вместе с ней; - занятия с любителями ведутся на таком уровне, что люди считают естественным обходить лошадь сзади и поощрительно охлопывать ее по крупу, что езда в кроссовках и ботиночках с еле видимым каблучком и со "взятым" стременем стала повсеместной нормой, а посыл лошади шенкелем и хлыстом и ее наказание хлыстом во всех случаях осуществляется куда? Совершенно верно - по животу животного. Конечно, там места много, промахнуться трудно; - но самое, конечно, страшное, что из-за безразличия администрации, тренеров и собственной безграмотности тяжко травмируются и даже гибнут люди, а причины произошедшего даже не анализируются, не говоря уже о чем-то более серьезном. Но что же случилось со всеми нами, с людьми, гордо называющими себя "конники" и снисходительно иронизирующими над теми, кто морщит нос от запахов конского пота и навоза и кто с недоумением и непониманием смотрит на этих "ненормальных лошадников"? Давайте еще раз все вместе оглянемся в совсем близкое наше прошлое и попробуем рассмотреть, что было "до" и что стало "после". Тогда мы сможем понять, что же "сейчас" и куда "потом". У России, слава Богу, богатая многовековая история. Русская школа верховой езды, ее духовные традиции и методики воспитания всадника и лошади складывались столетиями.
Весь конный спорт России вышел из армии и культивировался наиболее интеллигентными, знающими свое дело, очень грамотными офицерами. Такие авторы, как И. Бобинский, П.Н. Краснов, С.П. Урусов, и многие другие оставили после себя богатейший методический материал в виде книг, пособий и наставлений. Большую лепту в обобщение всех этих методик и стандартизацию приемов русской школы верховой езды, а также устава русской кавалерии внес Д.Филлис, работавший в России с 1896-го по 1912 г. С 1898 г. он был старшим учителем верховой езды в Николаевской офицерской кавалерийской школе г.Санкт-Петербурга - всеми признанной академии кавалеристов. До 1954 г. в России было 5 кавалерийских училищ . На базе Николаевской школы в советское время была создана 1-я Кавалерийская школа, ставшая затем Высшими Краснознаменными курсами усовершенствования командного состава кавалерии (г. Новочеркасск), преобразованными впоследствии в КВОКШ - Краснознаменную высшую офицерскую кавалерийскую школу (Москва). До 1941 г. специалистов по конному спорту так-же готовили Центральный институт физкультуры (Москва), кавалерийские школы ОСОАВИАХИМа и Высшая школа тренеров (до 1950 г.).
Поражение неподготовленной (по причине неоправданной резкой смены состава) русской команды на XV Олимпийских играх 1952 г. (Финляндия) и победа (в большинстве видов) конной команды Германии привели к тому, что в СССР началось уничтожение русской школы, получившее в среде конников название "месть олимпийцам". В 1955 г. в СССР были распущены все кавалерийские училища , в том числе и КВОКШ. В это же время во всех остальных странах мира на базе бывших офицерских кавалерийских училищ создавались учебно-методические центры, благодаря чему Австрия, Англия, Германия, Испания, Италия, Финляндия, Франция и даже США свои национальные школы сохранили. Итак, год 1955-й можно считать годом начала целенаправленного уничтожения русской школы верховой езды как национальной школы одного из древнейших видов боевого искусства. Победа олимпийской команды Германии в Хельсинки "возвела" немецких конников на пьедестал "законодателей мод" в верховой езде чуть ли не по всему миру. В России почти все опытнейшие офицеры-конники, преподаватели кавалерийских училищ , были в приказном порядке отправлены прямиком на пенсию - "распалась связь времен"! Один росчерк пера привел к тому, что учить стало некому, и началось слепое, поверхностное подражание школе немецкой как самой "передовой". Авторы этой книги полностью разделяют мнение старых мастеров: австрийская, а затем и немецкая школы верховой езды изначально были грубыми, жесткими до жестокости в обращении с лошадью и всадником и "тяжелыми" по стилю. В основе методик этих школ в большинстве случаев лежит не тонкая выездка, а дрессура лошади утяжеленного типа под "пса-рыцаря", корни выведения которой, как и зарождение основ методик работы с ней, уходят в эпоху средневековья. В корне отличная по методике, старая русская школа верховой езды предполагала добрую, внимательную, кропотливую, постепенную, то есть "скучную" работу по подготовке, взращиванию как строевой, так и спортивной лошади. На это уходило до трех-четырех лет ежедневного труда. В настоящее время состояние конного дела в России характеризуется полным отсутствием какой бы то ни было школы вообще. При сохранении сегодняшних тенденций через десять-пятнадцать лет по русской школе работать будет просто некому, а говорить о ней если и будут, то только в прошедшем времени.
"О русской школе верховой езды"
Г.Л. Рыбин, Н.Г. Свешников.