Швейцарский король

Apr 12, 2023 23:56

Из копилки исторических фактов:
- Несмотря на распространенные стереотипы, Швейцария не является исключительно протестантской страной: часть её кантонов остаются католическими, что неоднократно вызывало гражданские войны внутри Швейцарии. Центром швейцарского католицизма является город и кантон Люцерн
- Цвинглианство - швейцарский вариант протестантизма - запрещает наёмничество, да и пришедший позднее в Женеву кальвинизм относится к нему неодобрительно. Так что знаменитые швейцарские наемники были католиками.
- Папская Швейцарская Гвардия - Cohors pedestris Helvetiorum a sacra custodia Pontificis - существует с 1506 года поныне. За это время её возглавляли 35 коммандантов, из которых 11 носили фамилию Пфиффер* фон Альтизхофен (патрицианский род г. Люцерн, Швейцария). В период с 1652 по 1847 год на этом посту был всего один представитель иной фамилии (но тоже из Люцерна). Пока последним представителем этого рода на посту комманданта когорты понтифика остается Франц Пфиффер фон Альтизхофен (1972-1982). Вообще же выходцы из Люцерна командовали папской сотней 24 раза из 35 (да и сейчас один из них продолжает это делать)
( * Примечание: прочтение буквы Y - "юпсилон" - бывает нетривиальным, а швейцарское произношение - совершенно невоспринимаемым для русского уха. По итогам дискуссии в комментариях "Пфюффер vs. Пфиффер" было принято решение считать более правильным вариант "Пфиффер")
- Г. Люцерн гордится своими памятниками воинской славы католических самураев под знаменами пап, французских королей, германских кайзеров и других монархов и государств Европы. Известнейшими из них являются мост через Ройс, украшенный батальной живописью по дереву, и вырубленный в скале "Львиный памятник".

***



[Spoiler (click to open)]Именно желание взглянуть на "Умирающего льва" и привело меня в Люцерн. К сожалению, увидеть его своими глазами не удалось: памятник находится на реставрации (фото в этом тексте - из открытых источников). Тем не менее атмосфера места вполне чувствовалась.
Памятник этот посвящен швейцарским наёмникам французского королевства, павшим в своем последнем бою против армии революционной Франции, защищая короля, которому они присягнули.



Была ли на их стороне правда? Историческая, народная, Божья? Не знаю. И они не знали. Они обещали служить тому, кто им платит - и сдержали свое слово, а остальное - Бог весть.
Имело ли смысл защищать короля, который на их глазах терял свое королевство, казну - и возможность платить? Казалось бы, наёмника должны интересовать лишь деньги, "нет денег - нет и швейцарца", но они дали слово.
Всё же вряд ли в этот бой они шли за деньги: мертвым деньги не нужны. Нет, это были настоящие белые самураи: клятва и воинская честь превыше жизни, а жалованье вторично. Они не смогли бы вернуться домой живыми, побросав оружие, да и в зеркало не смогли бы взглянуть, если бы просто разошлись.

***

Памятник павшим друзьям воздвиг лейтенант Карл Пфиффер фон Альтизхофен (да-да, снова тот же известный род): офицер швейцарской гвардии Людовика XVI в тот трагический день находился в отпуске в родном Люцерне, и всю жизнь потом не находил себе покоя, печалясь и скорбя о том, что не был вместе со всеми в последнем бою.

"Аллегорическая композиция представляет собой горельеф, высеченный в отвесном скальном выступе за овальным прудом. На момент создания старый карьер, где в Средние века добывали песчаник на постройку домов, был за пределами Люцерна, сейчас же это самый центр города. Девятиметровое изваяние расположено в нише длиной 13 метров и высотой 6 метров. Умирающий лев лежит, положив голову на правую лапу, покоящуюся на щите с изображением лилии - символа короля Франции, которого защищали герои-гвардейцы. В изголовье льва стоит ещё один щит - с гербом Швейцарии. Мимика благородного животного выражает почти человеческое страдание, его удалось показать романтически символично и художественно убедительно. Левое плечо льва пронзено копьём.

Над барельефом в скале высечена латинская надпись HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Верности и отваге швейцарцев»; ниже барельефа - латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне вырезаны имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга."

***

... Лев лежит в своем логове на срезе невысокой отвесной скалы, ибо он высечен в горной породе. Фигура его огромна и преисполнена величия. Голову он склонил набок, сломанное копьё торчит из плеча, лапа лежит на лилиях Франции, защищая их. Виноградные лозы свешиваются со скалы, ветер играет в их листьях, где-то наверху бьет ключ, и прозрачные капли стекают в водоём у подножия скалы, а в неподвижной глади водоёма, как в зеркале, качается среди кувшинок отражение льва. Кругом зеленые деревья и трава. Это уютный, отдохновенный лесной уголок, отрешённый от шума, суеты и смятения, - и всё это так, как должно быть, - ведь львы и в самом деле умирают в подобных местах, а не на гранитных пьедесталах, воздвигнутых в городских парках, за чугунными решетками фасонного литья. Люцернский лев везде производил бы большое впечатление, но здесь он особенно на месте...
- Марк Твен. «Пешком по Европе», 1880

****

Я размышлял о своеобразии понятий о чести и долге наемников, сопоставляя старинные предания с тем, что слышу о современных ЧВК, пока взгляд мой блуждал по серой скале. Я был так погружен в свои мысли, что едва не пропустил высеченную в отдалении от памятника на изрядной высоте надпись курсивом:

Retraite de Meaux
MDLXVII
Sans mes bons compères les Suisses
Ma Vie et ma Liberté étaient en grand Branle

parole de Charles IX



Оказалось, что это тоже - своеобразный памятник, чуть более ранней эпохи.

Карл Девятый, король Франции, известный в первую очередь произошедшей в его правление резней Варфоломеевской ночи, однажды в очередной раз оказался в смертельной опасности: его вместе с матерью (знаменитой интриганткой Екатериной Медичи) едва не захватили гугеноты в его замке Монсо.
Король и королева-мать сумели выбраться и добежать до городка Мо, где их встретила подоспевшая швейцарская гвардия. Полковник выстроил своих "белых самураев" в огромное каре, поместил августейшие особы в его центр и в таком порядке довёл их до столицы. Встреченные отряды гугенотов не решились вступить в бой.
Впоследствии король Франции сказал: "Без моих добрых товарищей швейцарцев мои жизнь и свобода были бы в великой опасности". Именно эти слова и высечены на памятной скале.
Фамилия полковника - да вы и сами наверняка догадались - Пфиффер фон Альтизхофен.



Этот Ludwig Pfyffer von Altishofen считается самым известным представителем и без того небезынтересного рода. Член Большого Совета Люцерна, неоднократный мэр, начинавший с торговли скотом и ставший самым успешным в истории Европы (да, наверное, и мира) ....
Хм. Как бы перевести слово Militärunternehmer?
Militär - военный (милитаристский корень вполне узнаваем).
Unternehmer - тот, кто создает и ведет Unternehmen, предприятие. Предприниматель.
Военный предприниматель. "Военкоммерс".

Этот человек создал целую империю наёмников. Не имея своей территории и числясь в родном Люцерне лишь одним из правящих аристократов в должности шультейса ("шультхайс", "шульц" - должностное лицо, см также "солтыс"), он был могущественнее многих королей.
Власть его распространялась далеко, слава - и того дальше, и под его знаменами почитали бы за честь стоять очень многие. Союз с ним был благословением для сильных мира сего, а вражда с ним - проклятьем. Услугами его "предприятия" пользовались Франция, Папская область и Савойя, союзом с ним гордились Испания и орден иезуитов, кайзер Максимилиан лично приглашал его на рейхстаге в Аугсбурге для вручения "благородного диплома", Тевтонский Орден счёл за честь уступить ему один из замков - и многое, многое другое. Он дотягивался повсюду: характерно, что в 1567 году , когда он лично вытаскивал из западни Шарля Девятого с его недоброй памяти матушкой, Людвиг одновременно числился и коммандантом гвардии Папы. Как он управлял своими подразделениями одновременно в Париже и Риме - наверное, лишь он один мог объяснить.
И кто знает, как повернулась бы история всей Европы в эпоху религиозных войн, не окажись в нужный момент рядом с королём Франции этого "короля Швейцарии"?

Да, именно так его называли: Schweizerkönig, король швейцарцев.

Его интересы не ограничивались полями боёв: он прекрасно понимал, что железо полезно конвертировать в золото. Он подмял под себя торговлю скотом, солью, золотом, текстилем .. и многим другим.

Он мог бы вполне создать свою империю, и даже начал, основав "Золотой союз" католических кантонов, но погнался за миражом: возглавил Швейцарскую Контрреформацию, искренне пытаясь изгнать с земли своей родины "чуждую ересь". В этом он растратил свое могущество, и расколол страну надвое: вражда католических и протестантских кантонов на несколько столетий заставил Швейцарию сосредоточиться на своих внутренних проблемах, и альпийские луга не раз потом обагрялись кровью братоубийственных войн.
Тем не менее он оставил после себя несколько замков, почетные титулы и совершенно невероятное по тем временам состояние в 340 000 золотых гульденов. Род его, как видите, не угас и остается влиятельным поныне.

****

Владимира Путина когда-то упрекали в том, что он тянет мир в XIX век с его Realpolitik.
Боюсь, эту остановку мы давно проехали, и сейчас нас несет прямо в век XVI. Во всяком случае рождение нового "короля швейцарцев" я, кажется, наблюдаю прямо сейчас.

швейцария, политота, россия, историческое, публикации

Previous post Next post
Up