Было в советской массовой культуре такое интересное явление как "жлоб".
Говорят, слово это старинное, ещё дореволюционное: не возражаю, это лишь ещё одно подтверждение того что не советская власть создала совок а вовсе даже наоборот.
Жлоб - явление довольно интересное, если наблюдать его с безопасного расстояния.
Жлоб нарочито, вызывающе псевдоасоциален. То есть он позиционирует себя противником любого коллективизма, особенно когда от него в пользу оного что-то требуется. Любое покушение на собственные ресурсы в пользу общества он рассматривает как оскорбление. Сам, конечно, не прочь воспользоваться общественным благом.
Особенно если его можно приватизировать.
Причем легальность метода приватизации его не интересует совершенно.
Жлоб крайне неохотно делится, и по возможности избегает этого. Девиз жлоба: "Мне от вас ничего не надо и вы ко мне не лезьте". Причем этот девиз он добросовестно соблюдает. И в самом деле, когда ему что-то всерьез надо, и нет шансов "вышибить это потому что мне положено", то сначала он перестает быть жлобом. Иногда это означает серьёзную психологическую ломку.
В любом случае жлоб - единоличник. Но не одиночка! Напротив, его семья - его территория, он её не только охраняет но и снабжает, а бабы (и законные жены и прочие) за ним "как за каменной стеной", что многим из них искренне нравится.
Правда как-то очень быстро начинают обабиваться.
Жлоб вполне уместен и даже полезен там, где требуется значимый результат от одного. Напротив, к командной работе он приспособлен плохо. В первую очередь потому, что его очень быстро из неё гонят. Фактически единственный способ жлобу существовать в команде - её возглавлять. В этом случае он не часть команды, это команда - инструмент в его руках. Команды под его руководством часто добиваются кратковременных успехов, но редко существуют продолжительное время, оттого не годятся для длинных дистанций.
Следует учесть, что присутствие жлоба может серьезно осложнить обстановку в любом социуме из-за его весьма своеобразных представлений о том что - его т к его личное, а что - тоже его т к общее. Жлоб часто ради своего кратковременного выигрыша , часто очень мелкого, осложняет жизнь очень многим. К тому же ему очень свойственна двойная мораль (распространенный пример: жлоб идет и едет где ему надо и недоволен мешающими запаркованными машинами, однако сам паркуется где хочет т к "парковки сначала постройте, только штрафы брать умеете!")
Жлоб - это обязательная его черта - нарочито успешен. Его успешность может показаться примитивной заносчивому аристократу или утонченному интеллигенту: однако жлоб всегда сыт, здоров, физически крепок, добротно одет, дом - полная чаша (см. также "бахато") и буквально пышет благополучием. Впрочем, благополучие это без благодушия: жлоб всегда готов дать отпор любому, кого заподозрит в излишней симпатии к своим ресурсам (материальным, временным, душевным и так далее). И любому, кого не заподозрит - на всякий случай готов тоже.
Так себе на лице об этом и пишет.
И жлоб вполне доволен своим образом жизни. Пусть вас не сбивает с толку его агрессивность, она не от латентного недовольства, это просто форма защиты своей зоны от всяких там, ходят тут ..
И кстати, жлоб довольно хвастлив. Он обожает продемонстрировать свой уровень жизни и никогда не забывает упомянуть о том, что всем этим он обязан в первую очередь себе самому. То есть самодовольство его не ограничивается уровнем потребления, оно охватывает весь его образ жизни.
В общем, жлоб был бы одним из многих подтипов, характерных для любой культуры, если бы не одна парадоксальная особенность:
Советский режим провозглашал себя коллективистским, будучи на самом деле врагом любого коллективизма. Он охотно применял уравниловку и любил заставлять людей "ходить строем", однако любая социализация была социализму смертельно опасна: объединившиеся люди могли бы начать задавать вопросы слишком громко. Оттого советский образ жизни (не власть, в этом не было необходимости) разъединял людей (точнее сказать - он держался на том, что люди сами разъединялись) Вот такой соцпарадокс.
Еще и более того: при советской власти чем послушее человек "вставал в строй", тем больше у него было шансов сгинуть в непосильном труде, в боях, в тяготах и лишениях. Выигрывал этой системе именно жлоб, от построения уклонявшийся, причем выигрывал тем больше чем упорнее сопротивлялся строевщине: достижения, добытые истощением и иногда буквально гибелью его соседей, становились для него благодатной средой обитания.
А наступление семидесятых стало для жлоба золотым веком. Можно было обустраивать гнездышко (в том числе подтаскивая стройматериалы "через забор"), посылать нахрен соседей которым явно мешаешь, и не бояться выглядеть жлобом - критиковали за это беззлобно, негромко и с нескрываемой завистью к уровню жизни.
Таким образом советский строй был идеальной средой для жлоба, фактически он создал из обычного жадноватого единоличника целое культурное явление. Причем довольно многочисленное.
Но парадокс в том, что , поскольку советский строй на словах был социализмом, т е коллективизмом, то жлоб чувствовал себя в непримиримой оппозиции к нему. Он, порождение т н "совка" и будучи сам тем самым "совком" что определяли лицо строя и символизировали идеалы советского человека годов с 70х - был уверен что совки как раз все остальные, кроме него.
Это можно видеть и поныне. Советский Союз уже очень далеко во времени а для некоторых и в пространстве.
Но жлоб по-прежнему уверен, что он - не совок, совки - это те, кто чего-то хочет от жлоба. Кто хочет, чтобы жлоб стал членом социума.
Я нахожу это весьма забавным.
UPD.: Киноклассика. Вместо "Жлоб" используется "Жмот", думаю, это можно считать синонимами, хотя оттенки слов чуть и различаются (например, для "жлоба" Александр Трофимыч не вышел габаритами)
Click to view
А вот реакция общества на жлобство. Что интересно, великолепное описание реакции социума на лично успешного но уклоняющегося от общественной нагрузки человека - американское:
Джек Лондон. Как вешали Калтуса Джорджа