Судебное

Jan 11, 2024 11:08

Сегодня в Международном Суде в Гааге начинает разбираться дело по иску ЮАР против Израиля. Обвинение крайне серьёзное: геноцид.

Характерно, что (насколько я знаю), основная часть материалов обвинения - заявления израильских политиков. Публичные и добровольные.

По, так сказать, вещественной части вопроса как раз материалов меньше и они все спорные. Да, количество гражданских жертв вооруженного конфликта ИМХО запредельное, но даже если доказать, что израильские военные недостаточно тщательно этого избегали (а доказать это очень сложно, ведь надо обосновать, что возможности для этого при необходимости выполнения военных задач в самом деле были), то это - "другая статья", далеко не столь тяжелая и "нехорошая", постыдная.

Даже намеренные удары по гражданскому населению (в которые я в этом казусе не верю) сами по себе геноцидом не являются. (Для аналогии: удары Украины по Белгороду - определенно военное преступление и терроризм, намеренное массовое убийство гражданского населения с целью устрашения. Но о геноциде российского народа Украиной речи никто не ведет. "Другая статья").

Или "Планы израильской разведки": для обвинения это было бы козырем, если б эти планы были приняты, а так - всегда ответят "У нас работа - планы на все подряд составлять, даже на случай прилета инопланетян, мы - штаб, штабы этим и занимаются". Да и не факт что эти планы в реальности существуют: суд газетную вырезку как материал не примет, ему следствие подавай (экие, право, зануды!)

Зато по.. гхм, как бы это назвать ... по декларативной части, по угрозам и заявленным намерениям - о да, тут против Израиля папочка очень пухлая.

Потому что израильские публичные лица, в том числе и облеченные официальной властью (пусть и ничтожной в реальности, как это часто бывает в Израиле) - наговорили себе и своей стране на статью столько, что можно уже за всеми приходить с ордером как минимум на арест. Теперь, родной, расскажи судье о том, что ты просто так ругался и бахвалился, а на самом деле ничего такого не имел в виду.

А тебя еще и спросят: простите, а не ваша ли прабабушка призывала всерьез относиться к таким словам? "Если вам говорят, что вас хотят убить - верьте им"? Ах не ваша, а соседа-левака, который как раз теперь против войны и за палестинское государство? Ну да, ну да ..

****

Проблема даже не в том, что они это наговорили. Дураков на свете много, а структура власти в Израиле (парламентская республика с восточным колоритом) требует создания синекуры для каждого, пролезшего в парламент. Реальная власть необязательна (её у таких болтунов обычно и нет, их ставят заведовать чем-то иногда даже несуществующим), а вот оклад и трибуна должны прилагаться. И если оклад - всего лишь налог на наличие дураков, способ откупиться от скандалов, то трибуна - это уже хуже. Один дурак длинным языком может сильно подставить всех. А таких дураков там много.

Хуже то, что органы власти и их главы не одёргивают коллег. Но и это полбеды, по крайней мере в той же парламентской демократии премьер-министр может сказать: "Разве я сторож министру своему?" И верно, министр назначен парламентской фракцией, и его начальник ему не начальник, как бы по-идиотски это не звучало.

А настоящая беда в том, что избиратели, стоящие за этим публичным лицом, не видят проблемы и не лупят своему избраннику по ермолке. "Нуачо, всё правильно сказал, так их всех!"

Протестуют в народе, да, но это другие избиратели, других партий и движений, и даже если они донесут свой голос до Кнессета, то там услышат: "У вас своя фракция - у нас своя, у вас своё мнение - у нас своё!"

А в суде все эти парламентские разборки будут неинтересны. К ответу призовут всё израильское государство целиком. И благодарите Всевышнего, если после расследования выяснится, что были в самом деле только высказывания.

А если кто-то что-то успел еще и натворить от лица государства , то дела ваши плохи, и прокурор уже нехорошо улыбается.

****

Израилю сейчас предстоят очень неприятные дни на скамье подсудимых. Я надеюсь, обвинение по основному пункту будет с него снято, но пребывание под таким следствием - уже само по себе наказание. И знаете, а я не могу сказать, что оно так уж незаслуженно.

Как говорил капитан Жеглов, "наказаний без вины не бывает": пренеприятное положение еврейского государства в роли обвиняемого в страшном преступлении - наказание за систему управления, в которой допустимы и безнаказанны подобные высказывания.

В конце концов, это все

1. аморально: вроде как наша мораль предусматривает, что таких вещей, за которые Израиль сейчас оказался под судом, ни говорить ни делать нельзя. Если человек говорит об этом как о приемлемом, то у него что-то не так с понятиями о добре и зле, о допустимом и недопустимом. то есть - с моралью и этикой

2. глупо. Впрочем, это вытекает из аморальности. Если человет понимает разницу между добрым и дурным, то, делая дурное , он хотя бы его скрывает. Если не из стыда, то хотя бы из страха наказания.

Если , делая дурное, он им бравирует - ... хорошо, бывает такое, что человек намеренно хочет выглядеть дурным. Хотя я такое видел только у гаражных металл-рокеров, государственному деятелю это не пристало.

Если же он, не делая зла (иной раз лишь по недостатку сил), старается этим злом выглядеть, то он подлежит даже не суду, а медкомиссии психиатров. Потому что словом наговорить себе на статью, в которой делом не виновен - это слабоумие. И если это делает облеченное хотя бы номинальной властью лицо, то "как же он служил в очистке?"

А самое плохое - их не снять и не уволить. Демократия. За ними фракции, партии и часть избирателей. Которые всерьез не видят дурного в этих словах (а может и в делах бы не видели.. тьфу, гадость какая)

То есть вычистить опасных и вредных дураков оттуда, где они могут быть опасны для собственной страны в условиях демократии - оказывается невозможным.

Потому что "какой демос - такая и кратия", и вырождение ответственного демоса в безответственный охлос неминуемо приводит к

к безответственной демократичной власти.

Все, тупик.

И нет, нельзя "сменить власть на народную и все заработает" (Впрочем, мы в этом убеждались за последние 10-20 лет многократно)

Если народ не ведет себя ответственно, то любая , старая или новая власть, сможет быть ответственной только если не будет народной.

Из чего, конечно, не следует, что если она будет не народной то автоматически станет ответственной: конечно же нет, само по себе это не работает.

****

Таким образом, мы с "еврейского вопроса", который на самом деле - лишь эпизод и пример в этой теме, выходим на кризис демократии вообще.

Мы много говорили о деградации элит в современной "западной" цивилизации. Но настоящая беда в том, что деградируют не только они. Старый проверенный метод "Люди сами разберутся, а сами не смогут - так изберут для того достойных" больше не работает, люди избирают сами видите кого, а потом коллективно влетают под суд. В котором им придется отвечать на крайне неприятные вопросы (и дай Бог, чтоб нашлись ответы!)

И суд - еще не самое плохое. Вот тут одна страна населением в четыре Израиля влетела в безнадежную войну в которой того гляди погибнет совсем. Гегемон на глазах слетает с трона властителя мира (и не дошло бы и до гильотины!). Процветающий еще недавно субконтинент разоряется во имя непонятно чего. И всё это в конечном счете - по причине безответственного поведения и властей и населения.

То есть поведения (и определившего его мышления), в котором нет места раздумьям о том, какие последствия могут иметь слова и действия. Или крайней недееспособности в это анализе возможных последствий.

А что с этим делать?

Не знаю. Молиться. Молиться о разуме и ответственности тех, кто обладает властью и участвует в управлении: в демократии - демоса, в монархии - королей, ну и дальше как у кого устроено. А как это гарантировать надежнее чем верой в любовь Всевышнего к неразумным детям - я не знаю.

А пока мои личные соболезнования представителям израильского государства, вынужденным сейчас отвечать за заявления, которых они лично произносили. Но то - личное. А на уровне, на котором ведется суд, придраться не к чему: все основания для привлечения Израиля к суду - налицо. А там уж - как суд решит.

Автор этих строк по-прежнему уверен, что оснований для обвинений Израиля в геноциде нет. Но то, что можно расценить как призывы к нему - есть. И отвечать за это Израилю перед судом - придется, при всем моем к его положению сочувствии.
А впрочем, какая сейчас уже разница, в чем я уверен: вот суд начат, пусть он разбирается. Найдет что-то, что мою уверенность поколеблет - значит, мне придется научиться с этим жить.

А главное тут то, что это для Израиля - благо. Потому, что лучше получить по шапке сейчас за слова, чем приучить свой народ словами к тому, что произносимое - норма , и дойти до дел. Так, через суд, может хоть кто-то образумится и начнет , раскрывая рот или почесывая руки, задумываться: "А не статью ли я себе сейчас с пола поднимаю?"

Бывает очень полезно. Если уж мораль не работает.

****

Дорогие читатели!

Приветствую ваши обсуждения, но, пожалуйста, обратите внимание: этот пост - не о евреях и Израиле, он - об ответственности, демократии и кризисе и того и другого

политота, восток - дело тонкое, философское

Previous post Next post
Up