Мой путь 4: движение и покой

Nov 05, 2019 19:00


(выступление на Конференции по танатотерапии, 25-27 октября 2019 года)

Фотографии - из моего выступления в постановке по произведениям И.Бродского, образ «Смерть».

*   *   *

Я продолжаю серию своих выступлений под общим заглавием «Мой путь». На этот раз я хочу рассказать о покое в моей жизни, и о движении в ней. И о взаимодействии этих двух противоположностей - а противоположностей ли?.. Ведь что такое движение? А что такое покой?..

*   *   *

Меня с некоторых пор начало интересовать, что же такое движение, откуда оно исходит и происходит? Ведь движение - это не то, что мы видим - человек/предмет двигаются. Движение явно есть что-то ещё, движению присуще что-то ещё. Если кратко, то я начинаю догадываться, что движение происходит откуда-то изнутри: мы ещё не начали двигаться в физическом мире, а уже двигаемся. И это не только и не просто ход мыслей или чувств. Это сродни тому, что нельзя «попробовать» подняться со стула - пробовать вы будете до бесконечности, - но можно просто встать. И вставанию будет предшествовать не просто мысль о вставании. Движение встать рождается даже ещё раньше этой мысли. Это некое «намерение встать» - и вы встаёте. Но вот вы встали - идём, ползём - двигаемся. И тут вам нужно сделать остановку. Вот рука движется, потом - стоп - остановилась, но движение-то ещё идёт, и то, что мы видим внешне, это только остановка руки, но не прекращение движения. Итак, внешне - вы прекратили движение, но внутренне? Да, оно ещё продолжается некоторое время. Инерция? Возможно. Но мне кажется, что это ещё и возвращение к исходной точке - к покою, к полному отсутствию движения. К нулевой точке, откуда оно и начинает быть. Таким образом, можно сказать, что покой порождает движение, но и движение порождает покой. Это некая связка. Видимо, как Инь и Ян.

Моё любопытство к движению рождалось с детских лет - ещё задолго до того, как это начало меня интересовать - оно началось с того, что мне нравится танцевать. Танцор я не Бог весть какой, но я и рассматриваю танец не с позиции техничности, а с позиции движения. Поэтому для меня как бы «едино», танец ли это или боевые искусства, например. Всё это - движение. А поскольку по натуре я ленив и нахожусь больше в состоянии малой подвижности, мне и было интересно сравнить и почувствовать медленность и быстроту. Снова - «Янскость» и «Иньскость». И если покой - как не просто отсутствие движения, но как нулевую точку - можно назвать «абсолютным Инем», то что тогда «абсолютный Ян»?



И вот я начал поиски. Сначала это были обычные танцы - включая и балет, и бальные, и «модерновые», потом было более 10 лет без танцев вообще (покой?). Были и боевые искусства - айкидо, например. Были и другие - тайцзи тот же. И тут начала вырисовываться разница. Сравните достаточно быстрое айкидо и медленное тайцзи. Почему замедляемся? Ведь хочется - очень хочется - выполнить форму быстро! А если делаете её медленно? Внутри рождается просто вихрь! Внешне плавно и медленно - внутри вихрь и сила. Такая вот разница потенциалов. К тому же говорят, что практикуя медленность, в нужный момент это оборачивается бешеной быстротой! Покой оборачивается движением.
Что же это - движение в покое? Или покой в движении? Думаю, и то, и другое.

И кстати, не могу тут не упомянуть о своём заболевании - о ДЦП. Для меня ДЦП, как я его чувствую изнутри, это бес-покойство. Отсутствие покоя. Потому что когда психика и тело расслабляются, то все явления ДЦП - спастика, некотнролируемые движения - исчезают или почти исчезают. Но как только я начинаю волноваться - беспокоиться - теряю покой, начинается движение.

Также многое в понимании движения и покоя дал коксартроз левого тазобедренного сустава, который буквально приковал меня к сидячему месту. Не беги, успокойся. И в то же время - будь гибче, двигайся, а то ноги гнуться перестанут. Вот оно - взаимодействие покоя и движения.

И всё же, похоже, я иду по жизни не спеша, и многим кажусь полуспящим :) Но так или иначе, пройдя до половины свой жизненный путь, я оказался в сумрачном краю :)) Это японский танец буто. Он так и называется - «танец тени» или «танец смерти». Сейчас оставим в стороне психологичность и терапевтичность этого танца - у меня будет мастер-класс по этой теме на ежегодном Фестивале «Языки тела» (1-3 ноября 2019 года), - возьмем его с позиций движения и покоя.



Обычно буто танцуется медленно, очень медленно. Хотя и есть очень чистые танцоры, которые танцуют его иногда быстро, - Кацура Кан, например, его танец «Скорпион», - но если танцевать буто медленно, то проявляется некий эффект, сходный с тайцзи: внутри быстрота и ясность. Ян в Инь. Змея кусает собственный хвост. И вот такая противо/положность завораживает. И чем мудрее становится человек, тем медленнее становится его буто. И это уже не простые кривляния, это уже Танец с большой буквы. Он начинает танцевать с «чем-то» - наверное, он выходит на уровень своего истинного Я. А там - покой! Абсолютный покой движения. Или абсолютное движение покоя.

Здесь я бы хотел немного переключиться и немного поговорить о «Янскости» и «Иньскости».

Я стал интересоваться телесно-ориентированной психотерапией - точнее сказать, «сдался» перед нею, потому что меня с ранних лет тянуло к работе с телом, но я пресекал эту тягу, заменяя её обычной вербальной психотерапией.

И вот тут я прихожу к Владимиру Баскакову :) И через некоторое время попадаю в ловко расставленные сети его танатотерапии :)) В «Инь», практически в покой. Причём, тяга к танцу при этом только увеличивается!

И чтобы понять (точнее сказать, прочувствовать) «иньскость» танатотерапии, её покой, я начинаю набирать себе другие техники.


Так я узнаю и получаю I ступень по Юмейхо Коцубан. Пройдя обучение Юмейхо, я начинаю чувствовать разницу. Можно сказать, в целительности покоя, «иньскости». Я считал, что Юмейхо - это мягкий метод, почти похожий на танатотерапию. Но как я ошибался! Этот метод хоть и «мягкий», но тем не менее «янский». Меня даже ругали, что я делаю всё медленно! А я уже ведь начал привыкать к «гомеопатичности», поэтому небыстрый темп для меня становился естественным. Но для учителей я «спал» :) Я не мог ускориться. И как ни странно, от моего «спящего» взаимодействия принимающему было лучше, чем от быстроты и жесткости профессиональных массажистов…
Итак, можно сказать, я начал познавать разницу.

Кстати, то же и с буто: медленность буто настраивает и «терапевтирует». Это движение, но движение «изнутри», из точки покоя, нулевой точки, откуда можно взорваться, а можно течь плавно. Возможно, буто можно назвать «иньским танцем»?.. Движение в покое? Покой в движении?



И вот совсем недавно произошло ещё одно событие, которое снова добавило ясности в моём различении движения и покоя.

Я получил I ступень по Рэйки Усуи Шики Риохо.

В этом отношении мне повезло опять (как с ДЦП, коксартрозом, танатотерапией, юмейхо и буто). Я оказался в наиболее чистой линии передачи. Практически «прямая передача». Это традиционное Рэйки. Я знаю, что сейчас существует огромное количество разных «реек», но не каждое из них является действительно Рэйки, - это как, например, многие показывают танатотерапию, но не всё это является действительно танатотерапией, хотя внешне может быть и похоже.

И что же я вижу сейчас в этом Рэйки? Отбросим давайте сейчас всю эзотерическую подоплёку о «свете Рэйки», «энергии Рэйки» и т.п. Посмотрим на то, что делается. А делается всё просто: накладываются руки. И клиент под руками расслабляется. Причём, иногда это сильное расслабление. А у меня либо нагреваются руки, либо они как бы «погружаются в тело» (как будто погружаются в воду с поверхности воды). Вот не знаю, проходит ли в это время через меня «свет или энергия Рэйки», но с клиентом действительно что-то происходит. То есть, как и в танатотерапии, я лишь создаю условия, а организм решает, что ему сейчас лечить и как лечить. Моя задача - просто сохранять контакт с клиентом всё это время. Возможно, и нет никакой «энергии Рэйки», а просто у клиента в это время «включается» практически то же, что и в танатотерапии, - я это называю «внутренним целителем». Он знает лучше.

Но вернёмся к покою и движению. Я успокаиваю клиента (или он сам из-за тех условий, что я стараюсь создать) - ус-покой - с-покоем - у-покоя - подвожу его к покою, к нулевой точке. Откуда возможно движение. В данном случае, движение в сторону оздоровления.

Вот так.

А сейчас давайте немного поисследуем эти движения и покой.

Упражнения


Упр. 1

Сидя или стоя быстро-быстро делаем руками движения вверх-вниз от локтя. Делаем не меньше минуты, активно. Потом РЕЗКО останавливаемся. Обратите внимание, почувствуйте: Что происходит? Руки продолжают внутри движение, есть такое? Хочется продолжить? Дождитесь остановки этой инерции.

И потом.

Медленно, очень медленно двигаем руки (ладони повернуты к груди) от себя и к себе. Почувствуйте, что происходит? Есть волна? - будто вы в воде - вот она отхлынула (руки от себя), вот она нахлынула (руки к себе). Поделайте. Потом остановитесь. Хочется продолжить? Волна затихает? Что происходит после затухания волны?

Прочувствуйте разницу и свои ощущения от этих двух движений.

Нашли ли эту «нулевую точку»?

Упр. 2

В отличие от известных танцев и боевых искусств (и даже тайцзи), буто - это движение без формы. Точнее, форма рождается в момент рождения движения. В то время, как в танцах и боевых искусствах есть форма, формы, заранее известные, которыми манипулируют, переставляют. На самом деле, в теле есть множество форм, и мы ими пользуемся. Но в буто ты не знаешь, какая форма сейчас выплывет (а в танцах знаешь, ибо они заучены).

Итак, начинайте любое движение рукой, руками или головой, плечами, телом. Лучше начать с рук и потом продолжать, включая другие части тела. Медленно, делаете абсолютно любое движение. Проследите за ним. Оно рождается, живёт и умирает. Это первая форма, Потом, откуда-то из неё рождается вдруг вторая форма, затем третья, затем четвертая…

Но я НЕ ЗНАЛ, делая первую форму, какая у меня будет четвёртая!

В танцах я просто переставляю и подставляю известные мне технически формы - на этом и основана хореография: на нетанцора сложно поставить танец - его нужно сначала научить формам. То же и в тайцзи и т.п. В буто же мы свободны от этого. Мы идём из себя, своих собственных форм, присущих нам, но порой даже неизвестных нам. И это получается только если я исхожу из «точки покоя», «нулевой точки» (или «точки тишины»). Этим достигается и терапевтический эффект - мы экстериоризируем свои внутренние паттерны. Это же и сближает буто с аутентичным движением.



Максим Свиридов
психолог, танатотерапевт, танцор буто
Мой сайт: www.msviridov.ru

танец, жизнь, психолог, буто, опыт, танатотерапия

Previous post Next post
Up