Японский танец буто vs танатотерапия: нюансы схожести и инаковости

Aug 02, 2019 12:41



Этим летом закончилась наша двухгодичная Программа по подготовке танатотерапевтов. Что и говорить - танатотерапия, метод телесно-ориентированной психотерапии, предложенный Владимиром Баскаковым, - метод очень глубокий, хотя с первого взгляда всё весьма просто: всего четыре легковыполняемых позиции. Глубина начинается потом. В ходе самого процесса. И эта глубина вызывает восхищение.

И в то же время я уже второй год как занимаюсь японским танцем буто. Очень необычный танец. Необычная форма, совсем непривычная нашему, привыкшему к изяществу, восприятию. Но за этой непривычной формой скрывается ещё и довольно глубокое содержание. Как и в танатотерапии. Поэтому и сравниваю, объединяю их вместе, поэтому и хочу нащупать сходства и различия. Ибо обе формы - об одном и том же. Но только с разных сторон.

Итак, начну с технических моментов. А именно с того, как проходят процессы в нашей психике. Как что запускается. (Сразу оговорюсь для тех, кто, возможно, не согласится с предложенной классификацией: просто отнеситесь к ней как к гипотезе.)


У всех нас есть такие известные "вещи", как чувства, эмоции, мысли и действия. Такие вот составляющие нашей жизни. И здесь чувства - это нечто, чему и объяснения-то подобрать невозможно. Понятно, что "чувство голода" вовсе не "чувство" как таковое, а некое состояние. Как и "чувство того, что я простыл", например, или "чувство меры"... Это всё разное, просто слово одинаковое используется. Потому что "чувство" - это нечто, что приходит откуда-то изнутри, а поэтому у нас нет для него названия. "Я что-то чувствую" - вот оно, чувство. Что именно, я не понимаю ещё. И потом это "непонятное" начинает вызывать во мне эмоцию - либо это страх, либо я печалюсь, либо я начинаю гневаться или радоваться. Чувство влечёт эмоцию. А дальше ещё интереснее: эмоция влечёт за собой мысль. Да, мы думаем после эмоции - даже когда совсем не осознаём этого! А когда мы подумали - что происходит? Да, правильно: мы делаем. Или не делаем. Но всё равно - мы действуем, так или иначе действуем во внешнем мире. Потому что мысль влечёт за собой действие. А действие выражается в движении. И совсем не важно, лежим ли мы расслабившись или идём, или танцуем. Действие всё равно произойдет. Ведь именно действием мы воплощаем в жизнь наши мысли и идеи. Вот такая цепочка, такая последовательность: от невыразимого - в выразимому, воплощённому. Давайте запомним её: чувство - эмоция - мысль - действие.

А вот теперь то, что я называю чудесами. Которые происходят как во время сеансов танатотерапии, так и во время танца буто.

При танатотерапии происходит расслабление тела (нашего основного и единственного инструмента делания в этом мире). Расслабление (тоже как действие, делание!) запускает мысли, которые сначала прямо-таки роятся в нашей голове. Даже порой расслабится-то не дают - всё время как-то передёргивает (снова делание, действие!). Но потом отпускает. Расслабление идёт глубже - мысли стихают и открывается дорожка к эмоциям. И мы начинаем "чувствовать эмоции", которые также "бурлят" в нас. Потом стихает и это - и мы входим... в Чувство. В этот безбрежный океан "непонятно-чего". Мы начинаем чувствовать. Мы начинаем жить - уже там, "по ту сторону" (если "этой" стороной считать наш проявляемый в действиях мир). Это другая сторона этой цепочки. Мы входим "туда" - и там находятся решения наших вопросов. И мы начинаем "вытягивать" их "оттуда - сюда" - и снова включаются эмоции, мысли - и вот мы уже с готовым решением - действуем (после сессии, конечно, а может, и после нескольких - тут уже всё индивидуально). Опс! решение найдено! А всего-то нужно запустить процесс - эту цепочку - в обратную сторону! Через "обратное делание" - через расслабление - как своеобразной антитезе движению.

А вот теперь этот же процесс с позиций буто. Мы начинаем двигаться - двигаться необычно, неспицифично нашей повседневной манере - чем запускаем, да, мысли. Мысли тоже не обычные, не тот внутренний диалог, который постоянно с нами и который предохраняет нас от чего-то, может, и травмирующего. Поэтому именно эти "странные" движения могут запустить нешаблонные мысли. Также, как и расслабление в танатотерапии (для нас это естественный процесс, но не постоянный, не шаблонный). Дальше мы также направляемся по этой цепочке "назад": мысли запускают эмоции, а эмоции приводят нас к чувствам. И вот танцор буто уже танцует... свои чувства! Змея кусает себя за хвост - соединяется движение (действие) и чувство. И если танец происходит не на сцене (а подчас и там!), а в кругу таких же ищущих, то в танцоре что-то меняется - меняется он сам - ведь какие-то его "проблемы" могли разрешиться вот этим путешествием по цепочке "туда".

И тут нужно оговориться, что, конечно же, и в других формах движения (тайцзы, например, или методе аутентичного движения) происходит подобное. Буто просто своей очень необычной формой исполнения сразу запускает этот процесс - потому что минуются все социально-принимаемые "красивые" телодвижения (потому и метод аутентичного движения долог и требует Свидетеля - чтоб процесс шёл плавно и танцующий мог опираться на свидетельствующего). В буто сам танцор себе Свидетель. Сразу. Но это требует определённой внутренней готовности и внутреннего умения - поэтому буто и не всем подходит.

Вот в этом я и вижу сходство методов. При всей их внешней разности. И они оба, по-моему, всё же могут считаться "иньскими" - потому что очень мягки и "гомеопатичны" в отличие от "жестких" техник вроде боевых искусств или традиционных танцев. В японском языке даже слово такое есть, которое и обозначает мягкость, присущую буто.

И напоследок ещё пара замечаний (от слова "я заметил") по буто и танатотерапии.

Получается, что буто (если его использовать как психотерапевтическую практику), как и танатотерапия, работает, по большей части, именно целостно - то есть со всей "телопсихикой", а не с отдельными "запросами". Конечно, в процессе терапии (то есть помощи, заботы) могут решиться и какие-то отдельные запросы (разводиться или нет, например), но так или иначе происходит некая перенастройка всего организма, а не отдельных "неправильных" его частей.

Более того, буто, поскольку это "танец смерти" (танец тени), в отличие от, например, аутентичного движения, сразу приводит человека к "переходу", к "инаковости". Просто по-другому буто не станцуешь. В аутентичном же движении много чего выходит наружу, но этого состояния одновременного "и там - и здесь", этой глубины процесса и того, что видится людям, как неприятное, тёмное, страшное, нечеловеческое, там всё же нет. А вот буто тем и интересно, и тем и терапевтично, что в силу "странности" самого танца на свет вытаскиваются очень "странные" паттерны - они глубоки, и выудить их обычными психотерапевтическими методами подчас очень сложно. Но интересно, что как раз именно это и даёт очень сильное заземление (да! танцор буто очень хорошо заземлён!), что отпускает контроль, и далее ведёт по цепочке к чувствам.

В этом маленьком эссе я постарался выразить ту идею, которая меня интересует и направляет в изучении этих двух методов работы с телом. Изучение не останавливается, и я иду по этой цепочке "чувство - действие" дальше. Это путешествие Туда и Обратно. К неведомой Золотой горе - к тайникам самого себя, и к Дому - снова самому себе настоящему.

Чего и вам желаю!

Максим Свиридов
психолог, танатотерапевт, танцор буто
Мой сайт: www.msviridov.ru

танец, психотерапия, буто, танатотерапия

Previous post Next post
Up