Feb 26, 2013 18:36
Мои впечатления о "Стеклянном зверинце".
Театр Другой. Другой и такой же самый. Пыталась понять, в чем же его несхожесть. Приветливые девушки в буфете, приветливые девушки, приглашающие в зал. Но о чем я? Конечно, смысл названия другой в чем -то другом. Простите за тавталогию. Дочерний проект театра Квартет И. Билеты по приемлемым ценам. От чего отталкиваться, рассуждая о его непохожести?
Давайте по порядку. Спектакль состоялся на сцене Малого драматического театра на Большой Серпуховской. Премьера 23 октября 2010 года. Спектакль живет уже более 2 лет. "Стеклянный зверинец" считается лучшей пьесой Теннесси Уильямса. Она во многом автобиографична. Поэтому режиссер, Гульнара Галавинская, добавляет в спектакль фрагменты из предельно откровенных "Мемуаров" драматурга, чтобы прояснить и обострить судьбу персонажей. Очень интересен прием сочетания сценического действия и видеоряда. Начинаешь относиться к происходящему на сцене как к чему-то личному, документальному, проникновенному для самого Уильямса.
Кто же такие Уингфилды? Обыкновенная семья на первый взгляд. Мать, дочь и сын. Но какими болезненными отношениями они все связаны между собой. Сын, порывающийся уйти в торговый флот, только бы избегнуть каждодневной рутины и давления матери. Дочь, пребывающая в созерцании своей стеклянной коллекции, оторванная от мира, стеснительная, с обнаженными нервами. Мать, любящая своих детей, но этой любовью разрушающая все вокруг. Истеричная, несчастная женщина. В спектакле ее играет Надежда Бычкова. Ей удалось докричаться до каждого сидящего в зале зрителя, на нее было интересно смотреть. Но не зря я написала, что пыталась докричаться. Именно докричаться. Слишком много крика, внешнего, суеты. Она должна быть такой, скажете вы, потому что ее персонаж истеричная женщина. Да, вы правы. Но существует понятие внутренней наполненности роли, вот этого как раз не хватило, уходило все во внешние проявления. Крик, резкие движения.
Анна Нахапетова играет Лауру, дочь. Мила, непосредственна, очаровательна, только все время забывает хромать. А это очень важный штрих для ее образа, потому что играет она калеку, и именно это ее неполноценность отгораживает ее от окружающего мира, делает уязвимой, ранимой.
Гульнара Головинская пыталась придать своему спектаклю неуловимую "акварельную" атмосферу. Персонажи пьесы стоят на краю бездны, окруженные хрупкой, стеклянной непрочностью всего окружающего мира. Стеклянный зверинец. Удалось ли режиссеру передать эту "акварельную" атмосферу. Не знаю. Не уверена. Самая лучшая сцена в спектакле - это сцена Джима, молодого человека, вызывавшего сентиментальный чувства Лауры в школе, и самой Лауры, но даже в ней нет ощущения кульминации, нет ощущения открывающейся бездны. Все время казалось, что актеры в шаге от чего-то важного, так и не сказанного, так и не переданного.
Так что, я не поняла, что заявляют о себе творческие товарищи, называющие свой театр Другой. Более искренний, более поэтичный, более чувственный, более тонкий? Все это могло бы быть, но...
Хороший, добротный спектакль, но чуда не произошло. А должно было...