Рассуждения по Kuroshitsuji (Black Butler, Тёмный Дворецкий).
Spoiler level: глава 169 манги.
Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти парня какого-то лет [...надцати].
(Самуил Маршак)
Итак, как уже было разобрано в трактате по зомби, в главе 60 Гробовщик вполне однозначно выводит формулу, по которой работают Жнецы. Тело + душа = плёнка пишется, человек жив. Тело без души = плёнка оборвана, не пишется, человек мёртв.
И его Странные Куклы вполне укладываются в эту категорию "мёртвых" (хоть Гробби и утверждает немножко иначе). Пусть у них приклеена чужая плёнка, но своей собственной они больше не создают. Они - просто двигающиеся, разлагающиеся куски мяса, которые не дышат, не реагируют на внешний мир, не обращают внимания на свои ранения и с момента активации начинают хаотично бродить и искать чего бы погрызть. Куклы-зомби не пользуются предметами или оружием. А ещё у них пустые или жуткие, невменяемые глаза.
Вот стоит только это сформулировать - уже становится заметно насколько старший Сиэль, Агарес и Полярис не совпадают с подобным описанием.
А если их не получается записать в категорию "мёртвых", тогда, по логике, они должны быть "живыми". И должны быть с душой.
Далее, в той же шестидесятой главе, Гробовщик вполне однозначно говорит: "Чужую душу своей не сделаешь." И пускай этой фразой он заодно знатно троллит младшего Сиэля, но сомневаться в этих его словах тоже пока повода нет. И добавляет: "Но я не могу создать душу даже если буду играть с записями."
То есть, создать для кого-то душу с нуля Гробби не может. Пересадить чужую - тоже нет. Остаётся мало вариантов - к человеку должна вернуться его собственная душа. Или никогда и не покидать.
Теперь обратим внимание на Жнецов. Это не слишком заметно и Жнецы не особо стремятся делиться информацией, но с начала повествования Тёмного Дворецкого они находятся в некотором шухере.
В начале февраля 1889 года Себастьян с Сиэлем работают под прикрытием в Цирке и там Себе удаётся немножко расколоть Уильяма:
[начало цитаты]
Глава 26.
[Сначала, при первой встрече в Цирке, Уилл бросается на Демона.]
Уильям:
- Что ещё ты пришёл поймать и съесть на этот раз? Демонический дух! Даже несмотря на нехватку Жнецов в эту эпоху времён. Неужели это снова окажется демоническими проделками и вовремя вознести не получится?
[Чуть позже Себастьян раскручивает его на разговор. ...]
Себастьян:
- Тот факт, что Жнец озаботился пойти работать под прикрытием в целях расследования... есть какие-то особые обстоятельства?
Уильям:
- Ты же не думаешь, что я буду посвящать демона в информацию, касающуюся душ. Это всё равно что плотоядному хищнику бросить кролика.
[Себастьян рассказывает как он сейчас голоден и что он - на поводке. ...]
Уильям:
- Хорошо. Самый худший вред... обнаружился "перед работой".
[Тут сложно. 一番の害悪 - дословно первейший вред или плохое влияние №1. Ранее я перевёл это слово как обращение к Себастьяну "вредительнейший". Скорее всего, это был мой провтык. В своё оправдание скажу, что на этом слове акцент, оно специально отдельной строкой написано.
А для слова "обнаружился" использовано - 現れる - появиться, стать видимым, попасть в поле зрения, воплотиться, материализоваться.
И мне показалось, что Уилл специально кольнул этим Себастьяна, проведя параллель, мол Себа - их худший вред и появился до того как Жнецы успели приступить к работе.]
Уильям:
- Положим, это предупреждение.
[Дословно он использует идиому 釘を刺す (Kugiwosasu) - "втыкать гвоздь", что означает "сделать предупреждение" или "напомнить (кому-то) о чём-то". И, похоже, он как раз Себастьяну это предупреждение и выносит.]
Уилл:
- Работа Жнецов (читается - "наша") распределена и основывается на списке душ, которые надлежит собрать и проверить, людей, чья смерть ожидается. Жнец при помощи Косы Смерти... изучает записи на киноплёнке каждого человека и судит [判断], заслуживает ли он смерти. Не зная какие мы прилагаем усилия, вы, демоны - просто вороны, обгладывающие кости. Короче. Скажем так. В ближайшем будущем ожидается проверка большого количества душ. Этот случай особый. Поэтому, пожалуйста, воздержись от того чтоб чинить препятствия.
[конец цитаты]
Кстати, фразы Уилла насчёт худшего вреда и "гвоздя" при переводе на английский существенно потеряли в содержании, а к русскому переводу и вовсе растаяли. И превратились в одном из вариантов в нечто типа "раз уж тебе так хочется знать". А ведь он тут озабочен какой-то трагедией "перед работой". И даже угрожает Демону чтоб не вмешивался.
Следующий примечательный момент - его реплика, выкрикнутая в сердцах, на эмоциях, из 28-й главы:
- Даже маленькие ошибки ведут к большой потере кармы!
И больше информации по этой теме мы от него пока не добились. Зато в конце апреля, во время событий на "Кампании" Рональд Нокс, не начальник, а обычный сборщик душ по должности, гораздо охотнее идёт на контакт.
Глава 53.
Себастьян:
- Ранее Вы сказали "их не убить пока не размозжишь им голову". Вам, Жнецам, что-то известно о воскрешении [蘇る] мёртвых? [死者が]
Рональд:
- Нет, даже нам подробности не ясны. Но... Поступил отчёт, что труп [死体が], у которого должны были собрать душу, ожил [活動]. В Управлении заявили что это - ошибка подразделения по Сбору. И поэтому... Я пришёл, типа, провести расследование.
Вот полностью это предложение про "ожил" на японском:
魂を回収したはずの
死体が活動してるって
報告があって
Но по всем приметам - именно так, Нокс говорит 死体 - "труп" в единственном числе.
Причём Себастьян спрашивает его о 死者 - "мёртвом человеке" и 蘇 - оживлении, воскрешении.
А Рональд отвечает о 死体 - "мёртвом теле", которое 活動 - начало двигаться, активизировалось. Где есть 活 - оживлённый, живчик, реанимированный, которому помогли, живой. Что звучит уже не так страшно как "зомби".
И вот, значит, Рональд Нокс приходит на "Кампанию", видит там Странных Кукол Гробовщика и, видимо, решает, что вот это вот оно - то самое "ожившее" и есть. Красавчик Гроба, чё сказать. Даже Жнецов запутал. Но отчёт-то был давно и рыщут Жнецы давно. А куклы появились только сейчас. К тому же, кукол много, а изначальный виновник шумихи - один.
И если кукол записывать в категорию "мёртвых", то должен быть в этой истории кто-то ещё, живой, который вернулся с того света. А остальные и вовсе не умирали.
При этом Уильям, со своей стороны, явно думает на Себастьяна, что это Демон ему статистику подпортил и теперь баланс душ не сходится.
А Себастьян, как Демон, свои секреты тоже не спешит раскрывать. Ни Уиллу, ни младшему Сиэлю. Насчёт контракта.
Напомню, что младший Сиэль считает, что за договор с Демоном заплатил душой брата. А Демон использовал слова "предложил жизнь", а не "душа" в качестве жертвы. И кульминация всей этой феерии разворачивается в 128-140 главах.
[начало цитат]
Глава 128.
[Младший видит надпись на стене про "конфетку".]
Младший Сиэль:
- Себастьян. Ты... не стал бы мне лгать?
Себастьян:
- Нет. К сожалению, я не говорю лжи.
Глава 130.
[Появляется старший Сиэль.]
Старший:
- Себастьян? Ясно. Так это ты... Себастьян? Мы впервые так непосредственно встречаемся, верно? [直接 - напрямую, немедленно, лично, из первых рук, без посредников.] Ты славно потрудился в тот день.
Себастьян:
- Для меня тоже впервые встретить такого как Вы.
Глава 139.
[Потом во флешбэке младшего Сиэля. Младший говорит, что нужно достать кольцо.]
Себастьян:
- Ясно. Однако человеческий метаболизм таков, что, если подумать, оно уже должно было выйти из тела, разве не так?
Младший:
- Нет. Уверен, оно всё ещё "у него". Сиэль упрям если за что-то берётся. Уверен, уж что-что, но сдаться - не думаю.
Себастьян, смотрит в задумчивости на тело старшего:
- ...... Хо-о. Как и ожидалось. Братья, да?... Мои поздравления. Похоже, в брюшной полости остался круглый металлический предмет.
[Младший Сиэль пытается извлечь кольцо, у него ничего не получается. ...]
Себастьян:
- Найти маленькое кольцо избегая костей, разрывая плоть, в хитросплетении внутренних органов... для Вас, ребёнка, - сейчас это выше Ваших сил. Я его достану. Хорошо?
Младший Сиэль:
- ... Пожалуйста.
Себастьян:
- Ох, ох... Ну и месиво тут...
Младший, мысли: [Да, по-моему, тут именно мысли младшего, а не Себастьяна. С чего бы Демону употреблять в отношении Винсента слово "отец".]
- Только потому что ты что-то решил... всё не может идти так как ты хочешь. Уверен, даже у Сиэля, даже у отца... такое случалось.
Себастьян:
- О! Вот оно. И снова мои поздравления. Граф Сиэль Фантомхайв. ... Ох! Нельзя. Вам... лгать нельзя, верно. [Последнее предложение Себа снова поделил на строки, чуть ли не каждое слово отдельно, и дико выкрутил так что вообще абстракция какая-то получилась. Что-то вроде: "Не должен Вам лгать, а лжи и не было."]
Младший Сиэль:
- ... Точно. Больше никогда не называй моего имени. Я - граф Сиэль Фантомхайв. Впредь обращаться ко мне так свободно и стоять передо мной для прислуги неприемлемо! С этого дня ты - мой слуга (читается - "пёс").
Глава 140.
[Младший прощается с братом и приказывает Себастьяну всё сжечь.]
Младший:
- Демон. Это приказ.
Себастьян, с улыбочкой:
- Да. Всё, что пожелаете.
Младший Сиэль:
- Сжечь всё... здание... трупы... обрати в пепел! [Младший и впрямь сказал сжечь все трупы и всё здание. А про живых речи не было.]
Себастьян, с улыбочкой:
- Как и ожидалось, мой господин верно рассудил. [Забавный момент. Он использовал кандзи 判断, который означает "принять решение", "судить". И точно то же слово, которое позже по хронологии, в 26-й главе, использовал Уилл когда рассказывал как Жнец судит души.]
Себастьян:
- Стоит только устранить "улики" и ложь станет идеальнее и... ближе к телу. [Ещё одна двусмысленность. Если читать целиком предложение - в конце получится "ложь станет ближе к идеалу". А если по строкам - "ложь станет идеальнее, а я подберусь ближе".]
[конец цитат]
Собственно, можно было выдержку и подсократить, но зато так видно, что во флешбэке Себастьян ни одним словом не обмолвился сказать о старшем брате в прошедшем времени и вообще старался не особо о нём говорить. И не уточнял жив ли он. Это младший думает, что душа давно пожертвована и всё уже давно закончилось. Ему и в голову не приходило, что может быть как-то иначе.
И Себа, как послушный пёс и как настоящий Демон, снова ни разу не солгал и, по сути-то, выполнил все приказы. Если старший брат был жив - то приказ "жечь" на него и не распространялся. Но уровень коварства, конечно... куда там младшему с его Цирком. Хладнокровно наблюдать как один брат над другим такое вытворяет... Простите, отвлёкся.
Коронный участок диалога:
[начало цитаты]
Глава 140.
Себастьян:
- Ваше Сиятельство, Сиэль Фантомхайв. Вы определённо должны были расстаться с жизнью в ту ночь. Иначе меня бы здесь не было.
Гробовщик, холодно:
- В точку.
Гробовщик, игриво, "скрипучим" голосом:
- В точности как ты и сказал... дворецкий.
[...] Младший:
- Так это ты... Ты Сиэля...
Гробовщик, слегка игривым тоном:
- [...] Я Вам отвечу.
Гробовщик, холодно и ровно:
- В тот день именно я вынес графа из пламени.
Младший:
- Зачем...
Гробовщик, слегка игривым тоном:
- Потому что... то, что обратилось в пепел, назад не соберёшь, разве не так? Как вашего отца. ["вашего" - в множественном числе.] Было сложно, у меня было множество самых разных препятствий на пути.
Себастьян:
- И зачем столько усилий чтобы оживить [復活] его? [Ещё один способ от Себастьяна сказать "оживить". Но если раньше Себа в разговоре с Ноксом говорил "воскресить", то есть "вернуть из мёртвых", то теперь он говорит скорее "восстановить жизненные силы", "переродить".]
Гробовщик, слегка игривым тоном:
- Ты не понимаешь, да? ......... Просто... Я не могу больше выносить [我慢]...
Гробовщик, холодно и ровно:
- Терять Фантомхайвов.
[конец цитаты]
Да, последняя фраза - та самая, загадочная, над которой все думают. В ней Гробовщик говорит, что у него уже закончилось 我慢 (Gaman) - терпение, выдержка, упорство и самообладание. То есть, что "он не может этого больше терпеть", "он не станет с этим больше мириться" или "для него это уже невыносимо".
И что он не может потерять ещё больше Фантомхайвов, чем уже потерял. В каком ключе это понимать - не ясно. Но он зверски серьёзен.
Возможно, даже настолько серьёзен чтоб выдернуть кого-то "из-под косы Жнеца". =)
Но конкретно из приведённых цитат можно сделать следующий вывод. Если ранее разбор договора младшего брата показал, что есть лазейки для души старшего Сиэля. То теперь слова Себастьяна дают и лазейки чтобы его тело осталось в нормальном состоянии. Ну, более-менее. Не зомби, во всяком случае.
Потому что сам Себастьян открыто признаёт, что старший должен был расстаться с жизнью. Но не говорит, что расстался. Видимо, Демон понадеялся на пожар. А как показала первая его встреча со снайпером Мейлин, и у Себы бывают недочёты.
При этом слова Жнецов намекают, что старший может быть как раз тем самым одним "возрождённым".
Нет, может, конечно и Полярис с его: "Даже если умру - я всё равно дворецкий". Но эта фраза достаточно неопределённая чтобы звучать не как факт, а как личный девиз. Он не уточняет в ней, действительно ли умер. А даже если бы умер и ожил - тогда старший Сиэль получается просто живым, недобитым мальчиком, что, по мне, было бы ещё лучше.
Был ли старший жив когда Гробовщик его выносил - сказать сложно. Но, в принципе, при наличии медицинской помощи вернуть человека после клинической смерти - дело реальное. И тогда, чисто формально, всё складывается. Сиэль умер, но его вернули. Сейчас - вполне известная практика, ничего удивительного.
Ну а что же Жнецы? У них дата была отмечена. Душу полагалось собрать.
Вот тут можно снова вспомнить Рональда Нокса на "Кампании". Во время запары в 55 главе чётко видно как он собирает душу с датой за 19 число, а на часах у него 00:35. То есть, люфт по времени как минимум 35 минут. И, значит, теоретически, если Жнец не успел а Гробовщик подсуетился - при старшем Сиэле должна остаться его родная, непожатая душа.
А если допустить, что ранее у Жнецов таких сюрпризов не было. И они относились к своей работе более легкомысленно и наплевательски - тогда вероятность подобного исхода только увеличивается.
С Агаресом подобной удачи произойти не могло, потому что Агареса забрали на лечение через сутки и там бы Жнецы всё успели.
И получается, если тело старшего было, пусть и бездыханным, с остановившимся сердцем но с душой - по формуле Гробовщика из 60-й главы он всё равно, выходит, был ещё жив.
Теперь что касается реанимации.
В 141-й главе нам показывают серию кадров. Во время арки "с Джеком-Потрошителем", ноябрь 1888 года, старший ещё лежит в своём "саркофаге" с трубками, напоминающими аппарат искусственного жизнеобеспечения.
Февраль 1889, Гробби вытаскивает старшего посмотреть на пожар в поместье барона Кельвина. Аппарат ещё подключён. Старший ведёт себя мега адекватно, никого не кусает, как сделал бы будучи зомби.
Апрель 1889, события на корабле. Старший уже без трубок, прилично одет и с дикими глазами кусает за руку Гробовщика. Можно сказать: "Вот! Зомби наконец-то пробудился."
Но полтора месяца спустя, 4 июня 1889 года, на турнире по крикету старший снова ведёт себя адекватно. А зомби не перестают кусаться. Тогда что это было на корабле?
Полагаю, старшего просто стриггерило. Он некоторое время был заперт в специальном гробу. Тесное, тёмное пространство, напоминающее сундук. Когда Гробовщик идёт к нему, на кадре видно как гроб дрожит и шатается. Он открывает его и испуганный пацан, вспомнив как его похищали, нападает и кусает первого, кого видит. А Гробовщик с добродушной улыбочкой его успокаивает.
Или вот, в конце 108 главы. Тоже кадр, в общем, милый донельзя. Ночь, старший Сиэль спит в кровати. Приходит Гробовщик, сначала его аккуратно будит. Вливает что-то из бутылочки - поит лекарством. Затем проводит ногтями по руке - проверяет состояние капилляров в коже и нервной системы. (Искать по слову "дермографизм".) Затем берёт за руку, проверяет пульс. Наклоняется ближе - заодно слушает дыхание, чистое ли, без хрипов, насколько чистый голос. В конце закрывает Сиэлю глаза и кладёт руку на лоб - меряет температуру. Вполне няшная, трогательная сцена.
Жуткие вены, которые иногда выступают у старшего на руках и ногах - как раз могут быть симптомом проблем с сердцем. Слабенький сердечный клапан, например. Не удивительно, учитывая куда его изначально пырнули. Поэтому у него всё поплыло перед глазами в 149 главе. И обмороки тоже оттуда.
Допустим. Но остаётся один открытый вопрос. Как можно его вообще извинить за Агни? А с большой вероятностью именно старший Сиэль с Полярисом стреляли в Сому и закололи его бедного индийского дворецкого.
Ну, например, как-то так. Их снова стриггерило.
Тут, господа, и впрямь случилось трагичное, нелепейшее стечение обстоятельств. Попробуем посмотреть на ситуацию глазами старшего близнеца.
Почти четыре года он изо всех сил цепляется за жизнь. Только недавно смог передвигаться самостоятельно. И то, не чувствует себя полностью хорошо. Иначе он бы не падал время от времени в обморок на руки Гробе. Он приходит к себе домой, эмоции от воспоминаний и так зашкаливают. И находит у себя дома какого-то незнакомого юношу. Ведь Сома старше его на четыре года. А выглядит ещё взрослее. И этот юноша нагло, бесцеремонно идёт к нему и тянет руки.
Старшего ожидаемо триггернуло. И он стреляет в Сому со словами: 気安く触れるな
Что можно перевести как "не прикасайся ко мне так дружелюбно". Можно - как "не трогай меня так легко, непринуждённо". А можно перевести эту фразу:
- Не лапай меня.
И со словом "лапать" получить понятную всем причину. И старшего Сиэля немножко понесло. Тут прилетает Агни со своей гиперопекой над принцем и, не раздумывая, бросается на "незваных гостей". И это уже триггерит Поляриса. Его господин напуган, ему снова что-то угрожает и Полярис не может позволить себе потерять господина ещё раз.
Грустно это всё, господа. Печально и нелепо.
"А что же тогда в Дворецком смешного?" - поймает меня на слове внимательный читатель.
Да, в этой ситуации смешного действительно мало.
Но если доводы в данной статье показались убедительными, можно хотя бы порадоваться, что старший Сиэль жив и при душе. И что хотя бы прикосновения Гробби и Лиззи он воспринимает нормально, это уже вселяет надежду. И что Гробовщик снова сделал Себастьяна.
И перечитать в этом контексте сценку из 141-й главы, когда Гробби, кружа старшего Сиэля, расписывает какая из него красивая куколка и "Даже швы почти незаметны, правда?", а у того выражение на лице типа "Какого фига ты вообще творишь?!?!".
Это ж как теперь с одной этой странички ухохотаться можно!...
Так что да, "Дворецкий" разный и местами очень драматичный. Но всё-таки, смешного в нём больше, чем кажется на первый взгляд.