Kuroshitsuji: Каких зомби делает Гробовщик? или Не всё то зомби, что... "зомби" [Теория №2]

Jan 06, 2022 17:25

Рассуждения по Kuroshitsuji (Black Butler, Тёмный Дворецкий).
Spoiler level: глава 84 манги.
В тексте есть цитаты, перевод мой, с английского и японского. Хотя, вдохновлялся существующим русским, поэтому некоторые особо удачные обороты могут совпадать.
В сегодняшнем выпуске:
Как можно верить словам Гробовщика? Каких зомби он делает? Особенности и характерные черты зомби. Что за "зомби" Агарес?

Что ж. Теперь с какой-то стороны нужно подойти к теме Гробовщиковых зомби. И чем больше я об этом думаю, тем непонятнее как вообще подступиться к этому клубку. Так как тема эта весьма сложна, обширна, взаимосвязана, а ещё очень таинственна.
И если с предыдущей главой, о рамках, можно было хоть уверенно полагаться на картинки... Хотя, и там переводчики, клинеры и разные версии, что ли, изданий умудрились накосячить и добавить путаницы... Так вот, если с картинками всё было однозначнее и определённее, то теперь в исследованиях придётся полагаться на текст. А текст в таких вещах часто становится "испорченным телефоном". Особенно при переводе в несколько этапов: сначала с японского на английский, затем - с английского на русский.
Но даже если текст будет переведён идеально правильно, остаётся проблема: а кто произносит этот текст? Видимо, персонажи. Которые тоже условно "живые люди" и которым, как и обычным людям, свойственно врать, хитрить, скрывать и искажать правду. Что касается зомби - большинство данных мы как раз узнаём от Гробовщика. А верить Гробби на слово - дело такое... рисковое. Иногда он любитель присочинить. С другой стороны, чаще он любитель сказать правду, но так, чтоб её никто не понял. Ещё он частенько уходит от вопроса, недоговаривает, позволяет собеседнику додумывать ложные выводы, не поправляя его, и при этом не говорит прямой лжи. То есть, в общем-то, ведёт себя как Себастьян (и Тобосо). И даже Себа у него часто попадается на свои же собственные приёмы.
Так чему тогда вообще верить?
Ну, например, форме облачков с текстом. Я заметил, что у Гробби облачка эти почти всегда немного волнистые, неровные. Видимо, это означает, что почти всё он говорит как бы слегка игриво. Иногда волнистость облачков уходит совсем в крайность юродства или прямой издёвки. Но порой эти облачка - совершенные, ровные овалы. Очень редко. Но есть вещи, которые он говорит абсолютно ровно, холодно и серьёзно. Вот на такие моменты прежде всего я бы и стал полагаться.
Теперь перейдём к зомби.
Впервые мы как читатели сталкиваемся с ними в 52 главе, на шикарном круизном лайнере "Кампания". Чуть позже Гробовщик любезно проводит нам ликбез, краткий экскурс в механику работы Жнеца.

Глава 60. Гробовщик, серьёзным тоном:
- Человек - это "тело из плоти" и "душа"... Если сложить эти два компонента вместе, человек может существовать среди живых и записывать воспоминания своей жизни на "киноплёнку". Когда плоть увядает, и Жнец забирает душу, запись заканчивается на этом, и живой становится мёртвым. Жнец забирает из тела душу согласно списку, положив конец калейдоскопу. [Нарисованы руки, которые обрезают плёнку сразу после метки "конец".]
И далее, тоже серьёзным тоном:
- Метка "конец" на киноплёнке, которая появляется с каждой смертью.

Перевод последней фразы я делал с английского, дословно. Поэтому звучит странно, но зато сохранилась неопределённость (с японским по смыслу тоже, вроде, совпадает). Значит ли это, что метка "конец" появляется с каждой клинической смертью и тогда их на плёнке может быть несколько если человека откачали? Но скорее, нет. Так как после метки "конец" запись на киноплёнку никак не может быть продолжена, я больше склоняюсь к тому, что метку "конец" ставит Жнец, отрезая плёнку косой.
Ведь ответа на вопрос в чём разница между клинической смертью, когда человека ещё можно вернуть, и биологической, когда вернуть уже нельзя, мы пока не получили.
Но формула потихоньку вырисовывается:
Тело + душа = плёнка пишется, жив.
Тело без души = плёнка оборвана, не пишется, мёртв.
Когда Жнец забирает душу - запись заканчивается, и живой становится мёртвым. По логике получается, пока душа в теле - человека ещё можно откачать. Интересно, как в эту историю вписываются демоны... Но, наверное, так же как и Жнецы. Вероятно, демон, извлекая душу по выполнении контракта, обрывает этим действием жизнь человека.
Продожаем слушать лекцию о зомби.

Глава 60. Гробовщик, серьёзным тоном:
- ... а что было бы, если бы у конца было продолжение? Что получится если к бездушной плоти добавить ещё воспоминаний?
И чуть позже, тоже серьёзно:
- Присоединив к ним [меткам "конец"] эти фальшивые записи, я сделал так, чтобы конец никогда не наступил. И если так сделать...
Уже немного более игривым тоном:
- Тело почему-то по ошибке подумает, что жизнь всё ещё продолжается. И начнёт снова двигаться без души! Все живые существа инстинктивно пытаются восполнить то, чего им недостаёт. Если на теле появляется рана, оно заживит её. Если духу одиноко, он будет искать других чтобы заполнить эту пустоту. Вот поэтому они также инстинктивно ищут то, чего им не хватает... И в попытках найти "душу", они будут вскрывать тела живых.
И снова очень серьёзным тоном:
- Чтобы сбалансировать бесконечную киноплёнку, понимаете ли.
Сиэль:
- Поэтому они преследуют наши души, даже ничего не видя и не слыша?!
Гробби, серьёзно, грустно, взгляд вниз:
- Чужую душу своей не сделаешь...
Гробби, серьёзно:
- Но я не могу создать душу даже если буду играть с записями. Я много экспериментировал, но большинство из них были просто куклами из плоти без личности. Поэтому я называю их... не живыми... и не мёртвыми... "странными куклами".
И далее, снова более игривым тоном:
- Вы так говорите, но... также существуют люди, которые хотят иметь этих странных кукол, понимаете? Эти куклы не чувствуют страха и боли. Они пожирают живых, жаждая их душ.

В этой цитате есть любопытная фраза "большинство из них были просто куклами". То есть, кроме кукол без личности, получается, он экспериментировал над чем-то иным. Но это другая тема. Главное, что можно отсюда почерпнуть:
1. Гробовщик прямо говорит, что добавляет плёнки к трупам без душ.
2. У отредактированной плёнки конец никогда не наступит.
3. Зомби хотят "сбалансировать бесконечную киноплёнку". Что могут означать эти слова? Ну, например, то, что зомби хотят получить душу чтобы спокойно снова умереть. Или, например, то, что бесконечная плёнка причиняет им мучения. Или, например, что они хотят получить душу чтобы на плёнку начали писаться правильные, собственные воспоминания, а с чужими кадрами - плёнка "не сбалансирована", то есть, скажем, не соответствует реально происходящему с ними. Или любая другая версия, пока что это не уточняется.
4. Чужую душу своей не сделаешь. То есть, зомби не могут сделать чужие души своими. Также как и невозможно пересадить душу от одного человека - другому. Да и в принципе нельзя пересадить человеку не его душу.
5. Гробби не может создавать души.
6. Гробовщик много экспериментировал.
7. Двусмысленно сказано, но, похоже, зомби не становятся личностями.
Забавно, что когда он говорит, мол, зомби нападают на людей потому что хотят присвоить их души, это не звучит до конца серьёзно и искренне. Как будто это не совсем правда или не вся правда. Или же это правда, просто Гробби забавляет тот факт, что мёртвые в попытке стать живыми только плодят ещё больше трупов. Полагаю, в этом можно увидеть метафору и иронию.
К сказанному можно добавить ещё факты из наблюдений.
Глава 52. Райан Стокер публично "оживляет" Маргарет Коннор. Сиэль спрашивает, настоящее ли тело. Себастьян: "Вероятно. Запах смерти столь силён, что у меня нос дёргается." (Звучит смешно, но в английском переводе использовано именно слово "дёргается".) Рональд Нокс любезно сообщает, что он "точно забрал душу Маргарет Коннор 2 недели назад".
Глава 54. Сиэль замечает: "Тогда как же они нас преследуют? У некоторых даже носов нет. И, думаю, было бы очень сложно уловить наш запах, при такой вони вокруг..." У Себастьяна свои наблюдения: "Их тела гораздо податливей, чем у обычных людей."
Достоверно неизвестно когда именно Гробби "запустил", активировал своих зомби и что было с их телами до этого. Возможно, он сделал это в тот момент, когда перед началом представления Райана Стокера куда-то испарился с горизонта. В главе 53 в конце нам показывают как ряды гробов висят неподвижно, а затем все одновременно начинают дёргаться и открываться. Как будто по команде или по таймеру. Или зомби с монтированной плёнкой требовалось какое-то время чтобы "ожить" и начать шевелиться, а активировал их Гробовщик, ну, например, тридцатью минутами ранее. Но это догадки. По фактам же:
1. Зомби воняют. Маргарет Коннор только две недели спустя заставили шевелиться. Получается, скорее всего, зомби - просто двигающиеся куски гниющего мяса. Даже Рональд говорит, что слово "убить" к ним неприменимо. Скорее "заставить перестать двигаться".
2. Зомби двигаются несмотря на ранения, переломы, кровотечения и так далее, и ещё хуже. Их это не заботит от слова вообще.
3. Кстати, я не заметил чтобы у зомби шла кровь. Ну, то есть, кровь у них есть, но как будто более густая и что ли более высохшая. Её количество не соразмерно тяжести полученных ранений.
4. Зомби-лошади тоже бывают. Интересно, как у лошадей обстоят дела с душой. И какие у них плёнки...
5. Чуть не забыл! Зомби не дышат. Именно поэтому они могут спокойно передвигаться под водой как угодно долго.
6. Ах, точно, и ещё один примечательный пункт! Зомби кусаются. Они не пользуются инструментами, не применяют оружие или подручные предметы, не избивают людей кулаками. Только стремятся укусить.
Вывод: зомби - это двигающиеся, разлагающиеся куски мяса, без собственного самосознания, бесцельные и хаотичные. Это те, которые были на "Кампании".
Зомби в Вестонском колледже - чуть более интересные.
Их мы встречаем на Полуночном Чаепитии у директора. Сиэль, направленный сюда по заданию Королевы, и уставший прикидываться законопослушным пай-мальчиком, ставит вопрос ребром: "Деррик Арден. Ричард Гринсон, Ганс Харди, Роберт Исаак, Эван Тьюлис. Я слышал, что около года назад они перестали возвращаться домой и что их всё это время держат взаперти в их общежитиях." На что заместитель директора Агарес говорит, что вмешательства полиции в этом деле не потребуется, ведь все юноши здесь, в школе. Как по команде открывается дверь, и народу предстаёт прилично одетый и издали кажущийся нормальным Деррик Арден со словами: "О... Ощущаю аромат чая..."
В следующей же, 82-й главе, Деррик подходит поближе и всё становится менее радужно, более жутко и, что уж там, более по-ТёмноДворецковски. Нам показывают криповейшие глаза Деррика, нарисованные как будто штрихами, или ручкой поводили по спирали. В ответ на попытку с ним заговорить, Деррик продолжает повторять: "Эй. Чай пахнет вкусно," - принюхивается и кусает Гринхилла. Собственно, в его арсенале только одна фраза про чай и есть, как заезженная пластинка. У двух его бывших дружков - это фразы "Зимние... каникулы..." и "Пошли... играть... в крикет...".
Неизвестно точно когда Деррик умер, но в 83 главе Блюер, рассказывая тот случай, говорит: "Это началось около года назад." В письме Королевы Сиэлю, ещё в 67-й главе, сообщалось, что Деррик "не возвращался домой со времени прошлых летних каникул", что совпадает со словами Блюера. А поскольку Полуночное Чаепитие проходит сразу после турнира, текущая дата - ночь с 4 на 5 июня 1889 года. Думаю, безопасно будет предположить, что Деррика и его компании нет в мире живых более полугода (кто знает когда они там по каникулам ездят). А, скорее, примерно год.
Это весьма внушительный срок для зомби! Деррик, простите, не сгнил, не вонял, даже не вызвал сильных подозрений когда вошёл в сад. А ведь Маргарет Коннор на корабле всего за две недели изрядно подпортилась!
То есть, либо жизнедеятельность его организма весь этот год тщательно поддерживалась, либо он провёл его "в заморозке", во льду или вроде того. Но стоит только попытаться представить какой уровень искусственного жизнеобеспечения нужен чтобы сохранить тело без дыхания, без сердцебиения, не получающее питательных веществ с едой, не умеющее отводить токсины от клеток, так как дыхание и обмен веществ не работают... Даже при современных технологиях, насколько я знаю, это невозможно. Скорее верится в заморозку.
Опять же, Деррика не видели целый год. Если бы он появлялся время от времени в колледже - тогда ещё ладно. Но тут как будто по заказу, только год спустя, к Полуночному Чаепитию, он был представлен публике. Больше похоже на разовую акцию, чем на длительно поддерживаемый результат. Потому что, видимо, и Гробби думал, что как только запустит его в виде зомби - этот спектакль долго не продлится и вторых попыток потом не будет.
Ладно. Пойдем по списку. По признакам.
1. Деррик, видимо, не вонял иначе окружающие бы сразу обратили на это внимание. И выглядел весьма прилично. Хранился хорошо. Правда, его выдавали совершенно невменяемые, нечеловеческие глаза. У остальных его "друзей" глаза также стрёмные, пустые и закатившиеся, зрачков не видно. Неизвестно какие глаза были у зомби на "Кампании", у всех были повязки. Но, судя по состоянию их тел в целом, что-то мне подсказывает, что приятного зрелища там не было.
2. Зомби двигаются несмотря на ранения. Да. Даже когда Себастьян его спеленал скатертью, Деррик готов был чуть ли не шею себе сломать лишь бы вывернуться и дотянуться кого-нибудь укусить.
3. Зомби не особо истекают кровью. Сложно сказать. Ребята не дали шанса проверить, били сразу наверняка.
4. Зомби не дышат. И об этом пункте тоже по картинке сложно судить. =)
5. Зомби кусаются. Вот это прям точно! И Деррик, и все четыре его подельника, целенаправленно и неустанно искали чью бы ещё косточку погрызть.
На мой взгляд, признаки совпадают довольно убедительно. И поведение их вполне заурядно. Мало чем отличается от поведения зомби на "Кампании".
Сиэль, однако, качество зомби оценил выше, чем я, и у них с Гробовщиком случился ещё один забавный разговор.

Глава 84. Сиэль:
- Деррик точно был в сознании, пусть и на мгновение. Он явно отличался от предыдущих двигающихся трупов... Нет. Они эволюционировали!
Гробовщик, объедаясь пирожным, игриво:
- Я так рад слышать это от Вас. Вы правы.
Серьёзно:
- Даже мертвецы могут эволюционировать. Пока у них есть эпизоды.
Себастьян:
- Эпизоды? Ты имеешь в виду, фальшивые воспоминания, которые ты создал? Я думал, способ заставить трупы двигаться состоит в том, что ты прикрепляешь фальшивые воспоминания к плёнке умершего человека.
Гробби, слегка игриво:
- Не правильно! Но близко.
Серьёзно:
- Всё не так просто. Теперь ими движет... их жажда будущего. В момент, предшествующий смерти, вся жизнь человека пролетает у него перед глазами. Эти образы появляются и исчезают. В то же время в человеке ещё пылает жажда будущего, которое ему полагалось. Планы, надежды. Конечно, они очень обрывочны, но именно эти обрывки и есть "эпизоды". Это что-то вроде предсказанной карты будущего. Мои же искусственные воспоминания не идут ни в какое сравнение с этими будущими воспоминаниями. И если приклеить их к плёнке жизни... не станет ли она завершённой?
Игриво:
- Конечно, вероятность успеха всё ещё весьма мала... Всё зависит от качества и количества эпизодов.

Заметим, что первым об эволюции зомби заговорил Сиэль. Гробби в ответ его шуточно похвалил. А, точнее, не подтвердил и не опровергнул этих слов. Просто сказал, что рад такому ходу мыслей у Сиэля. И "Вы правы" могло касаться вовсе не утверждения, что Деррик был в сознании, а того, что Гробовщик уже серьёзным тоном добавил после. Что "мертвецы могут эволюционировать", но снова-таки без уточнений, насколько существенна эта эволюция.
И дальше Гробовщик вполне искренне и откровенно делится новой технологией, по которой он теперь делает зомби. Он всё так же использует бездушные трупы. Просто вместо "отфонарных", рандомных кадров, доклеивает мечты и планы самого же бывшего человека. Так сказать, из существующей плёнки перемонтирует продолжение. Оно вписывается лучше, чем что попало. Трое ребят из пяти даже сподобились сказать по целой одной фразе в результате такого апгрейда. Да и на этом всё. Опять же, фразы эти были сказаны невпопад, неосознанно, зомби не реагировали на внешние раздражители и не поддерживали диалога с окружающими. То есть, вели себя практически один в один как зомби с корабля. Только те, на корабле, были молчаливые, а эти, в колледже, - с озвучкой.
Любопытно, что в главе 82 на странице 13, после того как Деррик бросился кусаться и его усмирили, Агарес отпускает замечание, которое потерялось при переводе на русский, и которое тогда ещё не было понято. Он как бы пробормотал себе под нос нечто вроде:
- Значит, эпизод в конце концов пойдёт вразнос...
Себастьян это услышал, но тоже тогда не понял:
- Эпизод? О чём он?
Ну, и остаётся, дорогие мои друзья, вишенка на торте, до которой я уж и не чаял доползти в этом зомби-трактате. Зато какая вишенка!
Вспомним, в 83 главе, по рассказу Блюера, Префекты обнаружили как группка из пяти учеников под предводительством Деррика Ардена издевалась над другими учащимися колледжа. Гринхилл вышел из себя и в порыве чувств прикончил Деррика. Затем дружные Префекты убрали и остальных четверых свидетелей. Итого, пять новых зомби для Гробовщика. Но! Ведь был ещё один пострадавший. Заместитель директора Агарес, который, прельстившись деньгами Деррика и выгодой своего положения, всё это непотребство покрывал. Что же стало с ним? Самый очевидный вывод - его тоже переделали в зомби. Но почему-то я очень в этом сомневаюсь. Я склонен считать, что вот Агареса-то ребята и не добили. И когда к ним на помощь прискакали Райан Стокер с Гробовщиком, думаю, Агарес был ещё жив, но с тяжёлой черепно-мозговой травмой.
Во-первых, для зомби он слишком вменяем. Он общается с преподавателями и учениками, рассуждает, отвечает на вопросы, толкает приветственные речи. Пусть иногда у него отстранённый взгляд, как бы в прострации. Но вполне себе человеческий и такое бывает, люди уходят мыслями в себя. Или же это способ изобразить, что в результате удара по голове у него пострадало зрение! Тогда понятно почему он постоянно валится с лестниц.
Во-вторых, лестницы же. Он регулярно скатывается по ним кубарем и у него при этом сильно, каждый раз течёт кровь. Зомби не живые, они так не кровоточат.
В-третьих, Агареса мы наблюдаем довольно длительный промежуток времени. Если бы он был просто трупом - уже давно бы испортился. А, значит, его организм может функционировать и поддерживать жизнедеятельность. Пусть и, возможно, с большими периодами отдыха.
В-четвёртых, он ведёт себя максимально адекватно и никого не кусает.
В-пятых, дышит он или нет, сказать сложно, но он определённо реагирует на свои ранения, хоть и вытирает кровь со лба платочком с покерфейсом.
В-шестых, смерть Агареса нам не показали. Мы увидели тело Деррика, увидели как Вайолет проверяет ещё кого-то из учеников, увидели как Гринхилл бьёт Агареса по голове, но результата этого удара мы не видели.
В-седьмых, диалог Префектов из 83 главы, после произошедшего.

Блюер:
- Так что нам просто придётся сделать кое-что самостоятельно.
Гринхилл:
- Можем ли мы?
Редмонд:
- Реанимация человека, похоже, проходит успешно. Поэтому нам не о чём волноваться.
Вайолет:
- ...

Да, тут снова коварный, двусмысленный перевод. Фразу "реанимация человека" можно перевести как "оживление человека" и приписать эту реплику к оживлению зомби. Но возможно также, что Редмонд имел в виду именно реанимацию, лечение Агареса, который выжил и поэтому Префектам влетит хоть капельку меньше. Опять же, Агарес подыграет и поможет всё скрыть.
В-восьмых, у нас наконец-то есть идеальные лабораторные образцы для сравнения! Агарес и пять учеников. Их пришибили одни и те же люди в один и тот же день. Их одновременно забрал Гробовщик. У них наверняка был одинаковый доступ к равным условиям для реабилитации и лечения. Они, в конце концов, потом вернулись жить в один и тот же колледж! Ну, просто идеально было бы для получения одинакового результата! Но почему-то пятёрка учеников - тупые хаотичные зомби, а Агарес - тонкий, внимательный мыслитель. Как так? Что отличалось? Не думаю, чтобы Гробовщику был резон специально халтурить. У Агареса было больше "эпизодов"? Вот прям настолько больше планов и мечтаний о будущем, чем у пятерых подростков? Или у него оставалось кое-что поважнее? Вроде жизни и души.
Ну, и, собственно, в-девятых. Наш главный детектор всего странного и подозрительного - Себастьян!
В 74 главе, когда кое-кто, не будем тыкать пальцами, поджёг Фиолетовый Дортуар, Себастьян, сидя на дереве и наблюдая издали за эвакуацией, сказал: "Будучи демоном, я могу уловить признаки человеческой жизни, чувствуя их души даже на таком расстоянии." С дерева. За несколько десятков метров. Неужто Себа мог разговаривать с Агаресом лично и при этом не сообразить, что у того нет души? В главе 84 он об этом вспоминает и признаётся: "У меня было тогда такое странное чувство." И Гробби подливает масла в огонь, серьёзным тоном: "Он полон эпизодов. Он - мой шедевр. Во всяком случае, на данный момент." На что я могу парировать, мол, фраза "он полон эпизодов" означает, что Агарес просто очень хотел жить, у него было полно планов, вот и выкарабкался.
Но что же делать с фразой Себастьяна перед этим, когда они с Агаресом сцепились? Себастьян:
- ... Как я и думал. Вы тоже мертвы. Господин Агарес!
Ведь Себа же демон! Он чувствует души и чувствует кто жив, а кто - не очень. И он никогда не врёт! Ребятки, это вам понравится. Тут даже переводчики на английский попались. Дело в том, что в оригинале Себастьян говорит: "貴方も亡くなられていましたか" Вот именно так, без знаков препинания в конце. И переводчики, естественно, восприняли эту фразу как утверждение "Вы тоже мертвы". Но! В конце этой фразы стоит частица か (ка), которая делает предложение вопросительным и, находясь в конце предложения, является полным аналогом вопросительного знака. Но ведь Тобосо использует знаки вопроса! Зачем она применила такую экзотику в этот раз? Разве только, чтобы скрыть тот факт, что со стороны Себастьяна это было не утверждение, а вопрос. "Неужели Вы тоже мертвы." Спрашивать-то Себа может что угодно и в этом не будет лжи.
В качестве же бонуса добавлю в-десятых. В конце 84 главы, когда рассказывается как разрешилась ситуация с Префектами, есть фраза: "Было объявлено, что Деррик и его друзья погибли, когда на регате перевернулась лодка." А об Агаресе там нет ни слова. Можно, конечно, сказать, что заместителя директора записали в друзья к пятерым ученикам... Но неужели он не был бы достоин отдельного упоминания? Или он всё-таки остался жив и здоров на своём посту.

И, как всегда, репостить текст можно с указанием авторства (c) dan_savvy. Всего хорошего, няшки!


kuroshitsuji, забавно, мысли вслух, black butler, Темный Дворецкий

Previous post Next post
Up