Храм прп. Серафима Саровского
Раньше я служил по воскресным и праздничным дням: одну-две, очень редко три литургии в неделю. Всегда старался говорить проповедь. В областном центре я служу ежедневно неделю через неделю. Практически с первой недели я начал записывать проповеди на диктофон, потому что пришло время побороть и этот страх. Людей было больше на службах. Я чувствовал их поддержку. Всего за несколько месяцев я поборол страх записи и теперь мои проповеди с диктофоном и без него практически не отличаются.
Экспромтом мне говорить уже было сложнее,
как я писал в начале: когда ты единственный, то по определению - лучший. Но при сослужении понимаешь, что кроме прихожан тебя слушают и другие священники. Желательно не говорить слишком коротко и слишком долго. Говорить так, чтобы интересно было всем: старым и молодым, образованным и не очень. Эти факторы заставили меня перейти от экспромта к импровизации. Я по‑прежнему не готовлюсь заранее. Но в начале литургии смотрю какое будет чтение, кто присутствует на литургии из прихожан, какие события происходят в городе. За время антифонов я примерно набрасываю в голове тезисы проповеди. Во время чтения Евангелия слушаю отрывок ещё раз и думаю, чем хотел бы закончить, потому что в экспромте моя самая большая проблема - вовремя остановиться и понять, чем хочу закончить. К моменту Великого входа я уже примерно понимаю план своей проповеди.
Конечно, мне было проще говорить, когда я служил сам. Во-первых, знаешь, что тебя слушают только прихожане. А во-вторых, когда сам выходишь на исповедь, то понимаешь какая проповедь будет сегодня лучше воспринята. Здесь же исповедует требный, а говорит служащий. Это существенный минус, когда не знаешь настроений и переживаний собравшихся. Хотя это повод эти настроения создать. Сказать так, чтобы отвлечь людей от своих забот и напомнить о том, что сегодня Церковь считает важным и необходимым донести до своих чад.
Но возникла новая проблема. При ежедневном служении я перестал говорить проповеди каждую службу. Иногда в храме на буднях не было прихожан, а иногда я торопился на другие послушания после литургии. Но бывало и так, что у меня не было мыслей, о чём бы я хотел сказать… На воскресных и праздничных службах я всё так же говорил проповеди. А на буднях не мог. Попробовав старую методику, я перестал записывать будничные проповеди. Частично это помогло. Мне стало проще говорить. Но всё равно я придерживался принципа: можешь не говорить - не говори. Не хотел выдавливать из себя слова, если их нет. Говорить, когда надо, всегда хуже, чем когда хочешь.
Должен сказать, что я избегаю тем пересказа житий святых. Чаще всего я говорю по Евангельскому чтению, реже по апостольскому, на тему события или чего-то злободневного. Но возможно, это перспектива для роста. Когда наговорил уже проповедей на годовой круг по Евангелию, то пора присмотреться к новым темам.