III Свободный экспромт

Mar 16, 2024 08:33





Проповедь в Спасском храме п. Волоконовка.

Постепенно мне стало тесно в вольном пересказе чужих мыслей. Мне захотелось перейти к творчеству. Командировка на Ямал снова напомнила мне о том, что я миссионер. Бояться уже было нечего, но нужно было заботиться о качестве. После миссии я взял годовой отпуск от учёбы, закончив историко-филологический факультет и духовную магистратуру. Но сделал это зря. Нужно идти вперёд, не останавливаясь. Так стремительно, как за этот год, я ещё не терял накопленных знаний. Мне потребовалось три года, чтобы восстановить интеллектуальные силы… Я поступил в аспирантуру и стал преподавать в семинарии, чтобы расшевелить уснувший мозг.

Благодаря новому обучению, я стал узнавать много новых исторических фактов, стал лучше понимать внутренние закономерности текстов, истории и церковных праздников, и начал творить. Приход у меня был маленький, благодарных слушателей ещё меньше. Однажды на Крещение я освятил воду в источнике деревянным крестом, и люди, вылив воду, уехали набирать новую в соседнем монастыре, где им должны были её освятить серебряным крестом. Жаль, они не знали, что в монастыре нет серебряных крестов… Ну да ладно.



Отучившись два года в аспирантуре, я получил приход в райцентре. Там я смог творить по-настоящему. Знания, полученные в аспирантуре, позволяли свободно плыть в океане Священного Предания. Люди приходили на службы и благодарили, подходя ко кресту, не только за службу, но и за проповедь. В храме у меня был петличный микрофон и качественная аудиосистема. Мне было легко говорить и удобно записывать проповеди. Это была ключевая точка. Поскольку я не готовился к проповеди, у меня не было даже записанных тезисов. Единственный вариант - писать проповедь на диктофон, а затем расшифровывать и записывать текст. Но началась другая проблема: я не мог говорить под запись.

Когда я говорил без записи, слова лились, мысли складывались, со слушателями был зрительный контакт. Но, зная, что в кармане диктофон, я говорил сухо и просто… Первое время я выбирал не записывать, но говорить красиво. Но так не могло продолжаться постоянно. Пришлось работать над собой. Говорил я всегда экспромтом - что Бог на душу положит. Хорошо зная своих прихожан, у меня получалось находить слова полезные и необходимые им в нужный момент.

Постепенно я организовал Евангельские встречи. И тут я понял, насколько экспромт лучше подготовки. Я хотел идти строго по книге архим. Ианнуария, беседуя на темы Евангелия от Марка. Но получалось очень сухо. Людям было не интересно, а я боялся оторваться от книги. Я не просто могу говорить без подготовки, я не могу говорить после подготовки! Мысли путаются, хочется сказать обо всём, но не всё реально нужно.

Говорить экспромтом меня мотивировала ещё одна установка. Я стараюсь не говорить двух одинаковых проповедей. Даже если меня слушают совершенно новые прихожане, себя слышу я сам. Поэтому для меня это является своеобразной тренировкой. Могу ли я отыскать какие-то новые смыслы в прочитанном отрывке или историческом событии? С такими мыслями я вступил в свой нынешний творческий период, который совпал хронологически с переводом в областной центр и началом преподавательской работы в университете.

проповедь, воспоминания

Previous post Next post
Up