Получил много положительных отзывов по поводу
прошлого поста, среди которых запрос на продолжение темы о трезвении. Итак: "Почему бы и нет? - 2 "
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
1-е послание Петра, 5:8
"Трезве́ние - христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу." - вот такое определение дает нам сайт
Азбука.ру. О трезвении писали многие отцы: св. Исихий Иерусалимский,епископ Игнатий (Брянчанинов), прп. Филофей Синайский, прп. Макарий Египетский, прп. авва Дорофей и многие другие. Суть этой добродетели заключается в отсутствии мечтательства и средоточении в молитве.
То есть, чтобы ум не блуждал, его необходимо заключить в кольцо непрестанной молитвы, которая является умным деланием. Находясь в таком состоянии, которое достигается тренировкой, человек ограждает себя от блуждания ума.
В современной психологии очень популярным движением является достижение осознанности. То есть каждое действие человека, мысль, речь - должны быть не машинальными, а осознано производимыми умом. Подобная практика ведет к развитию личностного самоконтроля, который проявляется в аккуратности, настойчивости,ответственности и предусмотрительности. То есть человеку импульсивному будет тяжелее развить самоконтроль. Невротизм - тоже является помехой к осознанности и трезвению в конечном итоге. Потому что невротик видит мир искаженным, ответственность за себя и свои поступки склонен перекладывать на других (при этом в поле внимания невротика кто угодно, только не он сам). Такие качества невротика как тревожность, напряженность, депрессивность и обидчивость тоже не способствуют осознанности в мыслях и действиях (Как тут не быть тревожным, когда все поступают не так, а на всех повлиять невозможно).
По христианской антропологии тело не враждебно душе и не является антагонистом духа. Оно немощно, повреждено грехом, но задача христианина не убить своё тело, а преобразить его Духом и благодатью Божьей. Вера в телесное воскресение из мертвых дает нам основание полагать, что тело это не временная темница души (как учили гностики), а храм души. Тело и душа очень тесно связаны и те процессы, которые протекают в теле - явственно отражаются и на душе ( и наоборот). Отчасти свидтельсвом этому выступают психосоматические болезни: объективные исследования (анализы) указывают на то, что человек полностью физически здоров, а болезнь прогрессирует. Стоит устранить психологическую причину - человек сразу же выздоравливает. Поэтому приступая к упражнениям в трезвении, можно начать с телесной осознанности, чтобы затем легче освоить духовное трезвение.
В особо запущенных случаях невротизма лучше обратиться к врачу для профессионального лечения. Медицина не запрещена Церковью, а напротив служит укреплению здоровья личности, поэтому некоторые святые были врачами. Во всех остальных случаях необходим поэтапный комплексный подход самопомощи. В основе всего - избавиться от ненужного, затем приобрести недостающее. Излишнюю тревожность и напряженность стоит снимать с себя мятным чаем и травяными настоями, а на духовном уровне - помнить о смерти. Чаще всего то, о чем мы так сильно переживаем - ничто перед Вечностью. В повседневной жизни необходимо уделять особое внимание положению тела, непроизвольным действиям и вредным привычкам (обкусывание ногтей, подергивание конечностями и проч.). По возможности стараться как можно раньше замечать потерю самоконтроля и приводить себя в порядок. От постоянного напряжения ума и тела, может повыситься утомляемость, поэтому важно позволять себе отдых и здоровый сон, еще правильно питаться.
После достижения самоконтроля на телесном уровне, стоит уделить особое внимание осознанному нахождению "здесь и сей момент". Глупо бояться того, что может случиться ночью в темном переулке, если ты сидишь днем в доме и никуда не собираешься идти. Важно уметь осознавать то, что происходит именно здесь и сейчас в твоём теле, голове и вокруг тебя. На примере прошлого поста: рядом с тобой кому-то предлагают к кофе дешевый батончик, первая реакция блаждающего ума: надо брать, пока акция! Трезвая реакция осознанного ума: голоден ли я? Если я не собирался брать кофе, зачем мне к нему батончик? Анализ ситуации и своего личного состояния позволит нам действовать проактивно, предвидя возможные риски и последствия. Особенно хорошо после анализа помолиться. Побагодарить или попросить помощи у Бога. Вообще молитва может быть не только священнодействием в храме, а именно ежесекундным разговором с Богом: "Благодарю тебя, Господи, что ты помог мне отказаться от навязаной шоколадки". Человек в уме которого происходит общение с Богом менее доступен для козней диавола, если он этим не превозносится над другими.
Еще трезвение - это смиренное осознание себя. Оно ограждает от перелести. Когда человек честно осознает свои потребности, свое состояние и слабости, у него не будет оснований для гордости или ложных представлений о своем духовном совершенстве (прелесть).
Итак подведем итог сказанному: для достижения трезвения упражняемся в осознанном пространственном присутствии, останавливаем блуждание мысли через успокоение тела и снижения тревожности, в свободное от решения конкретных задач время молимся и принимаем себя в естественном состоянии, чтобы работать не с иллюзией (кем мы хотим быть), а с реальностью (кто я есть на самом деле), отказываемся от греховных мыслей и заменяем их неперстанной молитвой.