Подобных постов я раньше не писал, но впрочем жизнь сельского священника это не только бытописание, но и личные наблюдения.
Недвано вот наблюдал такую ситуацию:
на одной АЗС известного бренда (не будем делать рекламу) мужчина попросил кофе и ему предложили купить к кофе шоколадный батончик за 5 рублей по акции. Его товарищ сразу же пошутил: наверное просроченый. Продавщица недовольно посмотрела и сказала, что это просто такая акция. Батончик мужчина все-таки купил, а срок годности оказался вполне себе нормальным. Так в чем же здесь подвох?
Все мы в школе проходили курс физиологии Павлова в рамках урока биологии. Событие которое повторяется n количество раз со временем становится условным рефлексом. За время акции люди, которые и так привыкли брать кофе на заправках, несколько раз, воспользовавшись данной акцией, возьмут себе помимо кофе вкусняшку за пустяковую цену - 5 рублей. За эти несколько раз вполне себе может выработаться привычка пить кофе со сладкой закуской. Тем более данный рефлекс будет подкреплен еще тем, что шоколад способствует выработке серотонина (гормон хорошего настроения), который образуется в организме из аминокислоты триптофана (которым богат шоколад, вследствие чего способствует некоторому эмоциональному подъему). Поступающая в составе углеводов глюкоза вызывает выброс инсулина в кровь, который стимулирует разложение белков на аминокислоты в тканях, и, соответственно, повышение уровня триптофана в крови. Существует так газываемый «синдром сладкоежки»: организм быстро привыкает к тому, что сладкое приводит к увеличению уровня серотонина, и при любом намеке на депрессию требует как можно больше дополнительных сладостей.
В итоге человек замотивирован продолжать употреблять сладкое на заправках вместе с кофе с одной стороны условным рефлексом, с другой стороны подсознанием для улучшения настроения. Затраты на продажу нескольких коробок батончиков окупаются очень быстро с последующих продаж после окончания акции.
Духовное измерение этого вопроса не менее интересное, чем физиологическое. В Церковном Предании часто встречается мысль о том, что один грех тянет за собой другие. Вот как это можно описать на примере батончика:
Человек, не испытывающий потребности в покупке сладкого, движимый сребролюбием (желанием сэкономить, купить что-то "на халяву", пусть даже не очень нужное), становится рабом своей страсти, делает это несколько раз, преследуя собственную мнимую выгоду (корыстолюбие), затем чревоугодие побуждает его совершать эту покупку и по окончании акции ( сменяя корыстолюбие), в итоге человек приучается повышать себе настроение пищей, а не молитвой при деперссии.
Конечно же это частное мнение по поводу частного случая. Ни в коем случае сама акция не является греховной, не факт, что всякий попадает в зависимость от чревоугодия от одного батончика. Акция направленна на то, чтобы сделать приятно клиенту, батончиком можно порадовать ребенка и т.д. Но сам факт того, что Маркетинг основан очень часто на страстях человека заставляет задуматься о том, как не стать потребленцем и рабом греха. Очень важно хранить трезвение ума и понимать, что действительно всякий поступок и даже мысль либо ведут человека к Богу либо отводят от Него. Поэтому христианину важно не забывать о молитве и особенно благодарить Бога за все радостные мговения жизни, даже если это просто шоколадный батончик.))