Бесящиеся с жиру

Oct 23, 2010 21:32


Существуют люди… хорошие. Тебе в них все нравится, и все было бы просто отлично, если б не одна вещь - engagement их взглядов.

Вихрь дискурса, окружающих вещей завладевают сознанием этих людей, не позволяя им видеть реальные границы мироздания. Но самое страшное, что это искажение не замыкается и не умирает в головах людей, а выливается в объеме их глупости в действительность, в мир.

Примерно та же штука приключилась в нашей стране в предпоследнее десятилетие XX века, когда не без помощи ослепленных масс рухнуло одно государство.

Да, знаю я таких людей: хороших, но не осознавших свое счастье. Иначе, может быть, я и не захотел бы разворачивать этот анализ. Как же! - скажет кто-нибудь, - я ведь не жил тогда, и не имею права по слухам составлять свое мнение! На это я скажу, что часто неимение опыта не только компенсируется рациональными построениями, но и помогает беспристрастно взглянуть на вещи. Я сам долго смеялся над российскими курдологами, мол, какого черта им нужно изучать то, что так далеко (Курдистан), тем более, что они никогда, скорее всего, не достигнут уровня исследователей из стран, непосредственно заинтересованных в изучении курдов (только если будут сильно стараться). Но потом мне объяснили прелесть не-проникнутого эмоциями взгляда, и теперь я тоже считаю так, а поэтому сужу, и противоречащие моей позиции «компетентные» взгляды живших в славную эпоху лиц всегда будут отравлены пристрастием.

Тем более что СССР отнюдь не единственный прецедент. США 60-х гг. - тоже бунт, несогласие творческой интеллигенции (богемы). Вообще ведь конфликт отцов и детей вечен. Всегда есть те, кто строит порядок и те, которые в нем родились и испытывают его ограничения. Любой человек сначала разрушитель, потом - строитель. Разрушитель он потому что много энергии, родители обеспечивают деньгами и это весело. Строитель - потому что вскоре самому приходится зарабатывать деньги путем строительства.

Поэтому все рождаются в чьей-то системе, которую построил кто-то, не-я.

Российские революционеры рождались в Российской империи - жестокой, как им казалось, системе. Им, в отличие от многих, удалось разрушить это общество и построить новое. Но посткапиталистического рая и разнузданной свободы никто не получил. Вместо этого - тоталитаризм и труд. Великие стройки, потом война - все это не давало никому скучать. Это было великим утверждением для миллионов людей, и завершилось оно в учреждении стабильного и в целом самодостаточного общества 60-х гг. Великие строители вышли на заслуженный отдых и стали в заботе воспитывать детей, которые, однако, не спешили прославлять «работоспособное» общество, созданное руками их родителей. Для отцов этот период означал стабильную жизнь, а для детей почему-то - принуждение. Почему так? Никто этого не озвучивал, но в действиях детей читались размышления: "Вы (отцы) самоутвердились и построили это общество, но как нам теперь утвердить себя в это замершее, застойное время?" Если молодежи не сказать, как можно утвердиться, то она выберет сама - выберет разрушение, отрицание всех условий, всего вокруг, и будет с гордым видом говорить: мы, мол, знаем, как правильней жить. Молодой, но к тому времени уже подкошенный одышкой Советский Союз был пронизан подобным настроением. А потом это настроение вдруг поймала кучка заинтересованных людей, которая и демонтировала всю самобытность нашего общества.

Америка - примерно та же история. Только там не "ненавистная социалистическая система", а "репрессивный капиталистический порядок". Что же представлял собой этот порядок? У каждой семьи дом, пара автомобилей; зарплаты высоки, а цены низки. Казалось бы, младшее поколение должно быть благодарно старшему, проведшему лучшие годы в борьбе за справедливую зарплату. А не тут то было! Пришли хиппи, которые негласно своими действиями стали заявлять: «Нам все равно, что родители создали для нас наилучшую проторенную дорожку. Мы не выбирали вашу капиталистическую систему. Нам скучно, когда все устроено. Мы отвергаем вашу систему и будем делать все наоборот!» Банальный подростковый бунт благодаря образованию предстал в виде псевдофилософской гедонистической теории, распускавшейся, как цветочки на венке хиппи, благодаря богатству общества на самом благоустроенном этапе своего развития.

Советские «дети строителей» тоже не горевали. Они не воевали, не строили, как их отцы. Они получили все готовенькое. Они не знали, что такое умереть с голоду, быть без квартиры. У них с отцами словно были разные мерки благополучия.

По сути, так и есть. Любой человек отождествляет свою жизнь с минимумом социальной справедливости. В детстве блага возникают из воздуха, и каких бы размеров ни были эти блага, для ребенка они всегда будут чем-то средним, обычным, даже незначительным. Их не волнует, что эти блага могли доставаться их родителям, да и вообще предыдущему поколению, ценой невероятных усилий. Повзрослевший человек может это рационально понимать, но он это не прочувствовал в своей жизни, а именно чувства все определяют. Они не слушаются Лейбница, что «этот мир наилучший из возможных», они думают как Шопенгауэр, что он «наихудший из возможных» (так как заявляют о себе новые потребности, которые система удовлетворить не может), и если бы не глупость и ограниченность родителей, они бы жили в десять раз лучше, жили бы в раю.

Ведь основные потребности удовлетворяются незаметно для сознания, оно не акцентирует на этом внимание. Когда мы довольны самочувствием - мы этого не замечаем. Мы не говорим: «О, вот в эту минуту у меня все хорошо, вот в эту тоже», зато как только что-то не так, мы начинаем сетовать на все, что угодно. Каждая секунда зубной боли или скучной очереди отравляет нам жизнь. Страдание - это реальность, счастье - химера. Отсутствие несчастья - это 0, пустота. Как только удовлетворены основные потребности, необходимые для выживания, сознание переходит на новый уровень, на уровень нового типа потребностей. С этого момента начинается новая жизнь, удовлетворенная. Теперь для тебя дно - не тяжелая болезнь, отсутствие жилья и работы, а скука и цензура.

Теперь для нас главное зло - недостаток выбора (СССР), офисная работа на «дядю» (США). Голод, война - вообще в расчет не берутся. Это дикость, это - невозможность. «Такое общество, что вокруг нас, создать вообще раз плюнуть, любой дурак сможет, такие, что и правят страной. А вот обеспечить всеобщий беспрестанный кайф общество почему-то не может».

«А что - у других разговоры прерываются?!» - выпучил глаза человек, говорящий по телефону, на рекламном плакате. У него даже в уме не было представления, что разговоры могут прерываться, он совершенно не обращал внимания на этот факт. Непрерывность у него была само собой разумеющейся. Он не осознавал своего счастья. Так же как и все эти бунтари.

Причина бунта - в банальной психологии (а вовсе не в общественной системе). «Для того чтобы чувствовались мелочи, нужно состояние благополучия: в несчастии мы совершенно их не замечаем» - пишет Шопенгауэр. Беспокоящее распухает для нас в главную проблему, независимо от ее реального масштаба. Если б эти псевдомудрецы были настоящими философами (в классическом понимании), они бы не стремились построить свое счастье на широком фундаменте. «Остерегайтесь строить счастье своей жизни на широком фундаменте, предъявляя к ней много требований. Опираясь на такой фундамент, это счастье рушится всего легче, так как здесь открывается возможность для гораздо большего числа неудач, которые и не преминут случиться» - это все он же.

Эти левые (в смысле - революционеры)… Они считают, что во всем виновата система. Что счастье принесет им лишь новое устройство. А на самом деле счастье проносит лишь осознание своего счастья. Оно - в субъекте. Вот главное отличие революционеров от консерваторов, левых от правых.

Революционеры всегда стремятся, хоть и неосознанно, все опростить. «С какого-то фига мы должны скучать в офисах (США), изучать окостенелый марксизм (СССР)». Они не могут понять, что на «скучной» работе держится вся возможность благополучия (США), а единственное направление - это скрепляющий фундамент (СССР). А внешнеполитические условия бунтарями в расчет не берутся совсем, словно существуют только они, а главное зло исходит лишь от своего же правительства.

Всеобщее счастье - не есть что-то, до чего протянуть рукой, так же как и условия, позволяющие бунтарям быть сытыми, не являются самими собой разумеющимися. Мир и общество не являются априори гуманными. Судьба мудрее нас всех. Она знает, что эпохи бывают разные: для какой-то эпохи людям раздолье, для другой людям придется пострадать. Но в том-то и дело, что независимо от условий гений всегда найдет средства для реализации. Томмазо Кампанелла в тяжелейший тюремных условиях, без света, еды и чернил умудрялся сочинять свои произведения. От этого великих людей уважают еще больше. Более того, это как раз и разжигало их творческую деятельность. И если вы, ребята, такие все талантливые антисистемные идеологи, то вы должны скорее благодарить систему, которая помогла вам состояться! Без СССР вы вообще могли бы не научиться говорить, быть неграмотным крестьянством.

Так вот. Не будьте ангажированными! А если и иметь социально-политические пристрастия, то надо исходить из реалий и знать, что все могло быть намного хуже. И не считайте власть имущих идиотами.

А главное, спросите себя, какова же цена того рая, который хотим воздвигнуть? Для вечности и остальных. Если большая - то зачем?

социальная философия, революция, политическая психология

Previous post Next post
Up