«Декаданс» выделяется на фоне других альбомов «Агаты Кристи». Пластинка была записана в интересный промежуточный этап жизни группы, когда они уже не занимались пафосной рок-опереттой, но еще и не штамповали общенациональные хиты; уже не носили на сцене фраки и макияж, но еще и не облачались в повседневное. На
концерте-презентации альбома братья Самойловы смотрелись очень готично и по-кьюровски в черном обмундировании и с растрепанными волосами.
И все же, под стать названию альбома, это был период «упадка». Аудитории, которую группа успела набрать альбомами «Второй фронт» и «Коварство и любовь», он «не зашел». Даже сегодня альбом не слишком высоко котируется слушателями. Напрашивается вопрос - почему?
Ответить на него можно очень просто встречным вопросом - «А где же хуки?». Или даже - «А где припевы?». Нормальных припевов нет практически ни в одной песне: либо припев фактически отсутствует («Щекотно», «Эксперимент», «Кошка»), либо он инструментальный («Мотоциклетка», «Декаданс»), либо в нем постоянно повторяются два или чуть больше слов («Пулемет Максим», «Беглец», «Красный петух»), либо он состоит из нелексических вокабул («Шпала», «Эпидемия»).
Лишь в песне «Его там не было» есть нечто похожее на традиционный припев, но это не делает ее слишком дружелюбной к слушателю. Исполнение песни не способствует появлению каких-то сильных эмоций у слушателя: как куплеты, так и припев исполняются довольно безэмоциональным полушепотом, динамика очень ограниченная, второй куплет звучит так, как будто бы исполнителю в целом нечего сказать («Я сказал спасибо, я сказал конечно, я сказал вот это, я сказал конец»), а вместо третьего куплета звучит настолько разряженный музыкальный ландшафт, что я бы его назвал музыкальным аналогом пустоты. Даже лучшие песни на альбоме (например, «Щекотно» - единственная песня с альбома, исполнявшаяся во время прощального тура группы) звучат безэмоционально, скучно и нудно.
Можно возразить, что в этом и была задумка: например, «Щекотно» должна передавать ощущение осенней грусти и скуки. Как выразился Глеб Самойлов, этот альбом написан людьми, в которых не осталось сильных эмоций для людей, также их лишенных. Но задача передать ощущение скуки и отсутствия эмоций не оправдывает скучность альбома. Ведь существует полно отличной, интересной и популярной музыки, передающей такие эмоции. Просто музыка должна чем-то цеплять: если не хуками, то чем-то еще: драмой или атмосферой. Но в альбоме очень мало и того, и другого: в нем не может быть драмы, так как он, в традиции группы и по признанию Глеба Самойлова, очень поверхностен, а созданию музыкальной атмосферы под стать тому, что описывается в текстах песен, авторы не уделили должного внимания (упущенная возможность для отличного текста в «Щекотно»).
Оставшуюся часть рецензии перед финальным выводом я посвящу излишне многословному рассуждению по поводу эстетики декаданса в этом альбоме. Дело в том, что этот альбом кажется декадентским только на первый взгляд. По иронии это, возможно, один из наименее декадентских альбомов группы. Здесь нет такой трансгрессии и пагубного гедонизма, который присутствовал как ранее («Героин», «Боже, я должен убить»), так и позже («Нисхождение», «Грязь» и многие др.) в творчестве группы. Музыканты говорили, что в «Декадансе» они хотели воплотить декадентскую идею абсолютно самодостаточного искусства ради искусства. Но на деле группа то и дело разбавляет чистое искусство социалкой (технологический прогресс в «Мотоциклетке», репрессии в «Шпале», этика научных экспериментов в «Эксперименте», феномен охоты на ведьм в «Красном петухе»), экзистенциализмом (существование Бога в «Его там не было», природа любви в «Кошке»). «Студия Артемия Лебедева» очевидно хотела подчеркнуть декадентский стиль в редизайне оформления альбома в 2008 г. Но, так как этот альбом не совсем декадентский, новое оформление смотрится не очень уместно: оно слишком стерильно, контрастно и утонченно для альбома, который звучит шероховато, неброско и немного неловко. Декаданс в «Декадансе», конечно, тоже присутствует: в желании пощекотать нервы («Щекотно»), оторванных от реальности фантасмагориях («Пулемет Максим»), богохульном нигилизме («Его там не было»), настроениях безнадежности и бессмысленности (многие песни), интересе к мраку и злым силам (все песни). Но эстетику альбома можно более точно охарактеризовать как меланхоличную, мрачненькую, криповенькую с проблесками истеричного веселья.
Обложка переизданного в 2008 г. альбома
Итак, «Декаданс» - альбом недостаточно попсовый, чтобы пользоваться успехом у массового слушателя, но также недостаточно глубокий и уникальный, чтобы заслужить уважение ценителей. Но у альбома есть свой неповторимый шарм поверхностной ненужности, бессмысленности и обреченности, и некоторая «забытость» альбома в дискографии группы только играет ему на пользу.