Я не мог пропустить подобный фильм. Режиссер - Бобкэт Голдтуэйт - должен быть известен нам по роли Зэда - лидера банды из «Полицейской академии». Трудно представить, что такой человек, снявшийся в подобном смешном, но туповатом фильме, через больше чем 25 лет снимет картину, поднимающую злободневные вопросы и беспощадно набрасывающуюся на популярную культуру.
Сюжет легко описывается в паре предложений. Френк - немолодой разведенный мужчина, которого достало все: тупые передачи по ТВ, тупые коллеги на работе, обсуждающие эти передачи, тупые соседи, шумящие по ночам и не дающие ему уснуть, популярные политические комментаторы, распаляющие в телезрителях ксенофобию, неблагодарная дочь, живущая у матери и требующая от отца только новый айфон. Вдобавок Френка увольняют с работы и у него обнаруживают опухоль мозга. А как мы знаем по фильмам типа «Достучаться до небес», это означает, что можно пуститься «во все тяжкие». Френк хватает пистолет и идет убивать звезду тупого реалити-шоу. Свидетельницей убийства становится старшеклассница Рокси, которая неожиданно не доносит на Френка в полицию, а просит стать его компаньоном по убийственному путешествию через всю Америку на желтом «Форде Мустанг» в поисках новых жертв - американских икон поп-культурного шлака.
Фильм очень неоднозначный. С одной стороны, трудно не согласиться с отношением героев к современному положению западной культуры. С другой, начинаешь испытывать ненависть к тому количеству жестокости и цинизма, презрения ко всем табу, которое парадоксальным образом производят сами герои и режиссер. Герои не одобряют то, как быстро расширяется область морально дозволительного на ТВ и при этом не обращаются к тому, как быстро недавно достигнутая крайность жестокости перестает быть таковой в кинематографе. Благодаря этому фильму, например, мы научились с гораздо большей симпатией относиться к маньякам, серийным убийцам и террористам. Можно предположить, что здесь, как в «Прирожденных убийцах» и других сценариях Тарантино также высмеивается культ жестокости, но нельзя игнорировать то, что сами эти фильмы и становятся вехами в истории жестокости на экране.
Более того, создается ощущение, что герои - не крик нации, а просто недовольные, убивающие всех, кто им не нравится: неправильную футболку носят, слушают неправильную музыку, исповедуют неправильные политические взгляды, занимают неправильную позицию в культурных войнах. Например, несмотря на то, что консерваторы сами склонны поднимать моральные вопросы, именно их герои убивают по моральным причинам (за гомофобию, элитизм, ксенофобию и прочее). Единственное объяснение этому - желчная и несдерживаемая ненависть режиссера ко всему тому, что он ненавидит, амортизируемая слабенькими попытками включить элемент иронии и авторефлекции.
Надо, однако, заметить, что неоригинальная идея минутки ненависти у Голдтуэйта оборачивается оригинальным подходом к проблеме, как для зрителя, так и для режиссера. Это ведь весело и освежающе - расстрелять тех, кого ты ненавидишь. Точнее, представить что убиваешь, что главный герой и делал в начале фильма. К тому же, возможно убийство в символическом пространстве, в пространстве фильма для нашего медиатизированного общества значит даже больше, чем реальное убийство. Девиз фильма в повторяющейся строчке из песни, которую мы слышим в фильме: «Let’s get away», т.е. давайте выпустим пар, мы никого не убиваем в реальности и в то же время наносим ущерб врагу скандальностью и жесткой, почти серьезной сатирой фильма.
Тем не менее, это не оправдывает фильм. Что это за склонность такая у американцев и европейцев ударять жестокостью по аморализму, серийными убийствами по адюльтеру. «Таксист», «Догвилль», «Прирожденные убийцы», куча других. Видимо однажды была проторена удачная дорога через скандалы, внимание СМИ, разрушение табу продвигать моральные ценности. «Боже, благослови Америку» следует вполне в духе этой не очень славной традиции, забивая последние гвозди в гроб доброго, травоядного кинематографа.
«Боже, благослови Америку» можно было бы назвать вредным фильмом, если бы для нас постоянная жестокость была в диковинку. Можно было бы назвать неактуальным для нашей культуры, если бы в начале 1990-х мы не взяли ориентацию именно на США, и именно на массовую культуру как образец для подражания. Можно было бы считать непонятным для простого человека, если бы герои не выражали открыто свою персональную ненависть, которая есть у всех нас.
В целом фильм не выглядит чем-то оригинальным. Основную идею и тему мы читали еще в «Американском психопате», видели в «Прирожденных убийцах», героев встречали в «Леоне», кульминацию наблюдали у Триера. Можно также сказать, что это своеобразный политизированный вариант «Достучаться до небес», где море как конечная цель заменяется на его политический аналог - Францию, а гедонизм как суть путешествия меняется на мораль. Даже своей общей неповоротливостью, наивной серьезностью и, одновременно, наивной якобы сатиричностью фильм напоминает якобы шедевры братьев Макдонахов. Чего еще не было - так это именно такого градуса направленной ярости и жестокости к актуальным проблемам культуры. Все это при том, что фильм вовсе не кажется жестким мясом и снят очень бережно, пафосно и трогательно. Это значит, что пройдет время и мы вовсе прекратим испытывать что-то шокирующее при виде действий главных героев, а также что-то выходящее за рамки при виде изображенной в ней популярной культуры. А значит, и фильм не будет достигать своей цели.