101010: больше чем рецензия на фильм Эндрю Никкола «Симона» (2004)

Oct 10, 2010 22:21




                                                                                                          


Не сразу заметил я, что сегодня не просто десятое октября 2010 года, а настоящее 10.10.10!

Дело даже не в том, что это красивое число и что такое бывает только раз в году, да еще и не в каждом. Ассоциация пошла глубже и уткнулась в двоичную систему счисления. А это больше чем что-то. Это основа современного мира, если считать что современный мир состоит уже не из четырех элементов, а только из двух: единицы и нуля.

Виртуальная реальность позволяет выстроить из единиц и нулей все, о чем мечтает масса. Это рай, но неполноценный. Неполноценный, но рай, а стремление к раю - сильнейший стимул человека, которым не могут не воспользоваться те, кому очень необходимо привести ослов в определенное место, и поэтому придуманная реальность для этого - идеальная морковка.

Об этой самой морковке - фильм Эндрю Никкола, обозначенный в названии.

Главный герой «Симоны» - современный Пигмалион. Только он не скульптор, а режиссер, и творение он сделал не сам, а программисты, да и влюбился в это творение не он сам, а весь остальной мир.

Это всего лишь картинка, которой в действительности ничего не соответствует. Это симулякр, но для всех нет ничего живее прекрасной Симоны, новой и самой яркой голливудской звезде. В ней собрано все самое лучшее: лицо от Одри Хепбёрн, тело от Софии Лорен, голосок молодой Джейн Фонды.

Трудно в жизни быть таким же идеальным, но люди хотят иметь именно таких кумиров. Или они получают их, или они протестуют. Поэтому политики и представители медиа-бизнеса пришли к гениальному решению: создать умопомрачительный образ, пусть он даже отделен от чего бы то ни было реального.

Вот он рай, вот чего хочет публика. Мечты сбываются и все верят в это.

Какие уж теперь глобальные проблемы, голод, когда есть сияющие звезды без единого изъяна, не то что наш мир. Поэтому все камеры только на Симону, только на ее жизнь, ведь людям интересно только это, пусть она даже в свободное время снимает ужасные фильмы, все равно ее имя превращает их в шедевры. А насчет глобальных проблем - на них можно хорошо заработать себе популярность, появляясь на фоне разбомбленного афганского городка.

И все это в одном фильме: не заумном, но чертовски остроумном и проницательном. Деструктивный стеб над голливудской кино-культурой, «звездностью», новыми технологиями и СМИ сочетается здесь с конструктивным изложением того, к чему надо стремиться. Сам нереальный способ существования Симоны наводит на этот ход: по легенде Симона не любит светиться на публике, ведет замкнутый образ жизни и посвящает все свои дни исключительно искусству. Куда уж современным звездам до этого!

Поэтому ее и не существует, что в итоге начинает понимать режиссер (в исполнении Аль Пачино), разгребая килограммы мишуры. У него просыпается совесть или что-то в этом роде и мозг его пронзает мысль: «я - никто, она - все; она меня контролирует, она определяет все мои действия, ведь без нее я даже меньше чем никто, меня не существует». А режиссер-то думал, что все наоборот: что он ее сделал. Но нет! Это тотальная победа небытия над бытием. Он попал в зависимость от того, чего на самом деле нет. Что может быть обидней? Он - человек, повелитель этого мира, и его держит в руках какая-то пустышка, которая и сознания-то не имеет. Она не имеет ничего, но при этом повелевает всем. Ведь народу нужна только она. Окончательное унижение режиссер чувствует тогда, когда его пытаются судить за убийство несуществующей Симоны. Так и хочется воскликнуть: «Человек, ты ведь можешь все! Почему же ты оказался порабощен этой фикцией? Почему она оказалась могущественней тебя?»

«Это блеф? Это блеф?» - никак не хочет поверить полицейский, указывая на бессчетные журналы, плакаты и фотографии. А как же? Конечно блеф, хотя все в него верят.

Образы стали сильнее человека, могущественней реальности.

Что там произошло в Южной Осетии? Да какая разница! Завернем все как следует и пошлем в СМИ! Не факты определяют реальность, а медиа.

Кто-то скажет: ну и пусть! Не отбирайте у людей рай! Но это разве что жалкая и жестокая пародия на рай. Мало того что самообманчивая, да еще и миражная: ты будешь гнаться за Симоной вечно, но никогда ее не получишь . «You can look, but you can't touch» - как поют Garbage. Ты без ума от Симоны, но она никогда не будет твоей женой. Это справедливо в отношении каждого. За исключением разве что режиссера фильма Эндрю Никкола, который поженился на Рэйчел Робертс (реальном воплощении девушки S1m0ne) по окончании фильма.

Итог:

Достоинства: интересное воплощение актуальной идеи, слаженный сюжет. Недостатки: несоответствия связанные с компьютерной техникой, стилизованное поведение персонажей и упрощения, связанные с техникой.




Screenshots:








Моя рецензия в сообществеdrugoe_kino  здесь.

To be continued...

кино, рецензия, информационная революция

Previous post Next post
Up