Биошок и игры: рецензия на фильм Дэвида Кроненберга "Экзистенция" (1999)

Jun 13, 2011 21:45




Биошок

Как Джуд Лоу взорвался в конце фильма - примерно такое же ощущение от самой картины. Сумасшедшее параноидальное путешествие, которое могло проходить только в многомерном аддиктивном сознании. Biopunk - это не как какой-то новый жанр, раскрывающий еще один важный пласт реальности, а как некое субкультурное извращение в воспаленном мозгу. Не хочу переходить на личности, но биофетишизм, судя по всему, просто обязан присутствовать в сюжете режиссера, про что бы он ни снимал фильм. Отголоски старого занятия Кроненберга - body horror - наполняют повествовательное пространство особым плотским мускусом, концентрирующем сознание героев на теле. Это развитие фильма Crash, еще одной биосексуальной метафоры Кроненберга и преддверие гомоэротичного «Порока на экспорт».
 Субкультурная находчивость Кроненберга поражает: полностью органический пистолет, стреляющий зубами, собирающийся из скелетов каких-то зверьков. Кто бы до такого додумался? кому надо до такого додумываться? Отговорки типа «будет проходить через любой детектор» не принимаются.

Но постановка всех технологий на биологические рельсы - это только внешняя, чувственная сторона фильма и Кроненберга. Ведь у фильма есть более важный, тематико-смысловой заряд.

Игры

Не случайно в последнее время тема игр беспрерывно муссируется. Причем не просто игр, а игр современных; игр, которые интересней реальной жизни по всем параметрам. Это тебе и «Матрица» и «Аватар». Все это не случайно. Игры действительно стали тем по-настоящему новым, что принесла тоффлеровская третья волна прогресса. Но это не просто новое изобретение. Если верить Й. Хёйзинге, то человечество с самого начала имело склонность играть. И только современные soft-технологии дали возможность проявиться этим игровым инстинктам в полной мере. Но перспективы движения прогресса настолько испугали людей, что они начали сочинять разные антиутопии (вроде «Экзистенции»), в которых игры стали более мудреными, чем сама реальность и поэтому людей хлебом не корми дай поиграть.
Это обещает риск апокалипсиса. И чем дальше - тем он реальней. Игры сейчас действительно стали самым перспективным жанром искусства. При всеобщем стремлении людей к личной свободе, выбору, либерализму фильмы, к примеру, кажутся жутким тоталитаризмом с их упрямым сюжетом и отсутствием «права голоса» у человека. На этом фоне жанр игр - настоящая находка. Здесь ты все делаешь сам, как тебе нравится, при этом получаешь реальные ощущения. Игры - это самое активное искусство и самая пассивная демократия.

Но что же особенного и нового сказала «Экзистенция»? Многие думают, что господство игр закрепляет их усложнение и приближение к реальности. В «Экзистенции» все так и есть. Но Кроненберг говорит, что это необходимое, но не достаточное условие. Настоящий контроль и настоящая шизофрения начинаются с появлением рекурсирующих игр. Это именно то, что мы видели в «Экзистенции». Игра переходит в игру-в-игре, потом возвращается в игру и идет далее до дна, пока не нащупается реальность. Но проблема фильма как раз в том, что эту реальность теперь нельзя нащупать. Игра и реальность сливаются; граница между сном и явью размывается. Не это ли предел контроля?

Мне кажется, именно эта перспектива многостепенных игр присутствует в нашей реальности. Например, в Knights of The Old Republic персонаж может сыграть в азартную игру pazaak. В GTA твоему герою тоже доступны некоторые примитивные игры. А если представить, что в какой-то момент ты сможешь играть за персонажа, который в свою очередь сможет играть героем, которому также доступны игры?

Это будет началом шизофрении и всеобщей путаницы, которая будет приводить к досадным моментам типа выстрела из ружья в живого человека. Ну а что! Ты вышел из одной из игр, но забыл, сколько их осталось еще за твоими плечами: две? три? а может это и есть предел реальности?

Поэтому, возвращаясь к выстрелу из ружья, совершенно забыв на какой стадии рекурсии ты находишься, ты как-нибудь заметишь, что предоставленные тебе реплики не приводят к нужным результатам, а в твоей руке как раз оказалось ружье, наставленное на надоедливого начальника. «Ну что, я победил?» - вопросишь ты пустоту после выстрела, но, не получив ответа, в отчаянии завопишь: «EXISTANCE IS PAUSED!»

Итог:

Достоинства: «Экзистенция» предвосхитила «Матрицу». Возможно, от статуса культового этот фильм защитила недостаточная адекватность, определенность и последовательность (это относится к недостаткам). Хотя в решающем моменте логичность соблюдена: ну как с самого начала можно было спокойно принимать соседство сегодняшнего общего уровня развития с биопистолетами, странными телефонами и двухголовыми ящерицами на улицах и при этом удивляться, что в конце то, что мы считали реальностью, оказалось игрой?!




Screenshots:







философия, прогресс, кино, рецензия

Previous post Next post
Up