О ретуши кожи сказано не мало, но споры как делать ее лучше всего все еще ведутся, особенно в среде начинающих ретушеров. Придумано не мало различных способов, но все те, что дают хороший результат сводятся к двум методам: частотному разложению и dodge & burn-у (далее D&B). Какой метод дает лучший результат при ретуши кожи сейчас и разберемся.
Пока еще я не видел статьи, где бы четко, ясно и с примерами сравнили эти методы, поэтому и решил ее написать.
Сразу же условимся, что будем рассматривать методы только в контексте ретуши кожи, поскольку области их применения гораздо шире и в иных условиях они дают иной результат.
Кратко о сути методов.
D&B - это выравнивание кожи с помощью осветления темных и затемнения светлых участков, благодаря чему сглаживаются все неровности и сохраняется естественность. Процесс занимает много времени из-за специфики работы.
Частотка - это разделение изображения на 2 части: одна содержит информацию о текстуре (высокочастотный слой), а другая о цвете и светотеневом рисунке (низкочастотный слой). Далее каждая из частей обрабатывается отдельно, а в итоге они снова соединяются. Благодаря такому разделению удается достичь большей скорости, нежели чем при обычной ретуши.
Главный аргумент ярых приверженцев D&B сводится к тому, что частотка дает неестественную пластиковую кожу хоть и с текстурой, или вообще мыло. В противоположном лагере, как правило, заявляют, что мыло - это последствия неумелого использования техники, а сама она здесь не при чем.
Для теста я взял портрет девушки с не самой идеальной кожей, чтобы было нагляднее видно результат. Фото взято на сайте modelmayhem.com и не может быть использовано в коммерческих целях, автор - Stephane Bourson.
Моя цель - получить естественную кожу, что предполагает сохранение некоторой неоднородности и неровности. Это небольшой дополнительный вызов для частотки, потому что с ее помощью легче получить абсолютно идеальную кожу, чем естественную.
Предварительно я немного поработал со светотеневым рисунком, сделал небольшую пластику и провел чистку кожи восстанавливающей кистью. Вообще при использовании частотки чистка делается на слое с текстурой, но здесь для чистоты эксперимента она сделана классическим способом на отдельном слое.
Полную ретушь этого портрета я не делал, только минимум, необходимый для ретуши кожи.
Для D&В-а использовались два корректирующих слоя кривых, а частотное разложение сделано с помощью размытия по гаусу и комманды apply image, на низкочастотном слое я работал микс-кистью и после всего немного проработал проблемные зоны и объем с помощью D&B на слое, в режиме soft light. Ссылка на PSD и RAW файлы будет в конце статьи, а узнать все о частотном разложении можно в
этом видео от школы Profile.
Вот что у меня получилось:
100% масштаб
Левая щека, частотка.
Левая щека D&B.
Лоб, частотка.
Лоб, D&B.
Все лицо полностью:
Частотка
D&B
Рекомендую скачать PSD и рассмотреть на нем все более подробно. Лицо в целом после уменьшения и загрузки в интернет получилось слишком резким.
Финальные результаты немного разнится, потому что оба метода так или иначе затрагивают светотеневой рисунок и он немного различается, но мы сравниваем кожу, поэтому это отличие не существенно.
Итак, что же мы видим глядя на кожу? По-моему, оба варианта дали вполне схожие результаты, фактура кожи полностью сохранена и четко видна, а заметные дефекты удалены.
Однако, нельзя сказать того же о потраченном времени. На частотку я потратил 26 минут, а на D&B - 1 час 47 минут. Разница, как видите, весьма значительная, а есть ли разница в качестве, оправдывающая потраченное время? По-моему, нет.
Зачем использовать более трудоемкий и длительный D&B, когда можно сделать тоже самое значительно быстрее и проще?
А теперь пара слов о том, как получается мыло при использовании частотки.
Есть 3 момента, в которых можно допустить ошибку:
1) Выбор радиуса размытия. Если выбрать недостаточный радиус, то часть текстуры перейдет на размытый слой и будет уничтожена в процессе ретуши, что и приведет к замыливанию.
2) Слишком усердная чистка слоя с текстурой, либо работа на нем штампом со слишком мягкими краями. И то и другое приведет к потере части текстуры и, как следствие, к мылу.
3) Работа с низкочастотным слоем с помощью фильтров размытия. Их использование приводит к сглаживанию не только кожи, но и светотеневого рисунка, что и порождает эффект неестественности. Нужно использовать микс-кисть, тогда таких проблем не возникнет.
Итак, результаты очевидны. Для ретуши кожи эффективнее использовать частотное разложение, а не dodge & burn, потому что при сходных результатах, частотка делается намного быстрее и требует гораздо меньше усилий.
Ссылка на PSD и RAW файлы (289 Мб)