22-й день. 25 июля 2024. Четверг.
Позавтракав в гостинице, в 9 утра выезжаем сначала на мойку. Машина вся в пыли после Ловозерских вылазок в горы. Моем машину и в 9-40 мы уже на выезде на трассу Кола из Мончегорска. Едем, едем, едем.
Отмечаем для себя на всякий случай две возможные стоянки на дороге - одну на реке Кереть на правой стороне дороги, если ехать из Мурманска и вторую я просто отмечаю на карте на озере Варламово.
В 13 часов заезжаем заправиться на повороте на Лоухи. И с 13-40 до 14-45 устраиваем перекус на Плотичном озере. Народу на озере опять полно, но с палатками стоит мало. Перекус у нас прекрасный - лопатка оленя, купленная в Ловозере с морошкой и чаем. Довольные едем дальше. Ни что не предвещает дальнейших событий.
В 16-45 заезжаем на заправку на повороте на Кемь. Заправляемся. И тут Андрей понимает, что у нас что-то не то с тормозами. Хорошо, что здесь, а не в горах, но плохо то, что уже вечер и искать сейчас мастерскую - дело гиблое. Осторожненько переезжаем в сторонку на заправке и начинаем разбираться, что случилось.
До 19-45 ковыряемся сами, а я пытаюсь найти телефоны автомастерских, которые к вечеру не отзываются на звонки. Я уже начинаю прикидывать, как нам здесь переночевать. Но тут, аки ангел во плоти, к нам подходит парень, который спрашивает, что у нас случилось и говорит, что он автомастер. С его помощью реанимируем тормоза. Ехать дальше уже поздно - тем более, что впереди ремонтный участок дороги. Жена нашего ангела помогает нам найти жилье в Рабочеостровске. Едем туда и останавливаемся в очаровательном доме, с очаровательными хозяевами, их семьей и очаровательной собачкой, которая всех зацеловывает. Об этом даже объявление на калитке висит: «Осторожно, очень добрая собака! Всех зацеловывает.»
Вот так, совершенно не собираясь в эти места, мы ночуем в Рабочеостровске, И понимаем, что это - знак судьбы. Воттоваару оставляем на следующую поездку. Судьба нам говорит, что пора без лишних приключений ехать к дому. Отдохнем на Белом море и Онеге - и к дому.
Проехали примерно 442 км
23-й день. 26 июля 2024. Пятница.
В 9-20 выезжаем из Рабочьеостровска, едем в Кемь к нашему ангелу в его автомастерскую. Он еще раз проверяет нашу машину, что-то еще в ней подделывает и говорит, что мы можем теперь спокойно ехать дальше.
В 11-30 выезжаем из Кеми, снова на трассу Кола и медленно тащимся по ремонтному участку дороги.
Наконец доезжаем до поворота на Беломорск, сворачиваем, едем до Беломорска, заходим в магазин, едем за Беломорск вдоль побережья по грунтовой дороге, и в 15-30 мы на знакомом месте у Белого моря.
Та стоянка, на которой мы стояли в прошлый раз занята. Машин у берега - полным полно, но они явно просто погулять приехали. Находим место, даже более-менее закрытое от ветра. Ставим лагерь.
Идем к морю. Огромный камень, по которому я в прошлый раз прогуливалась, наполовину залит водой - прилив.
Ищем где-нибудь техническую воду. Находим небольшое болотце с озерком недалеко от берега - для технической воды вполне сойдет. Набираем техническую воду. Смотрим, как местные парни заняты сбором и просушкой ламинарии.
Большая часть машин уезжает. Местные приехали искупаться и позагорать, и к вечеру отправились по домам.
Вечером приезжает большая компания - 4 машины с детьми. И встают недалеко от нас. К нашему счастью, компания оказалась совсем не шумная, и ночью довольно быстро наступили тишина.
Завтра будем отдыхать на море и пройдемся пешком дальше по дороге вдоль моря. Надо же посмотреть, что там впереди.
Проехали сегодня 138 км.
24-й день. 27 июля 2024. Суббота.
Сегодня у нас отдыхательный день на Белом море. Встаем, завтракаем. Потом некоторое время посвящаем текущим делам: я перекладываю и разбираюсь в продуктах, Андрей, как всегда, ковыряется в машине.
В 13-40 уходим гулять вдоль побережья дальше по дороге, по которой мы сюда приехали. Всюду стоит очень много народа с машинами и палатками. Надо же, какое стало популярное место! Доходим до каменного мыса, на котором обнаруживается кемпинг - глэмпинг «Белый берег». Очень небольшой и, к счастью, не перегороженный забором. Дальше по дороге огромная лужа с песчаным дном. Но мы ее обходим и идем на мыс. Посидели там на камнях и полюбовались видами на море. На входе на территорию глэмпинга висит табличка, в которой говорится, что проход разрешен, но просят не мусорить.
Обходим дальше этот мыс по берегу и снова выходим на дорогу. В море великолепные каменные островки с соснами.
Дорога идет еще немного по берегу моря и заканчивается великолепной поляной. Народу здесь нет. Но можно ли проехать через большую лужу перед мысом - не очень понятно. Но сейчас нам это и не нужно. Палатка и машина стоят там же, где мы вчера заехали. И место там тоже не плохое. А завтра мы все равно отсюда уезжаем.
Посидели немного на этой очаровательной полянке. Дальше от нее ведут тропы вдоль берега и, вроде, какая-то дорога ведет в лес. Но проверять мы это не стали и по дороге пошли обратно к машине.
Уже перед самым поворотом с дороги на дорожку, которая ведет к нашему берегу, обнаружили очень хороший ручеек. Если бы видели его вчера, не стали бы техническую воду из болотца набирать. Здесь вполне нормальная вода. Но нам уже больше воды не нужно.
Вернулись в лагерь в 16-10. Приготовили обед: картошку с селедкой, салатик из свежих овощей и немножко водочки. Пообедали. Тут к нам забежала женщина из соседнего лагеря и попросила разрешения у нас втихаря покурить. Покурили с ней вместе и поболтали. Она ушла, но быстро вернулась и притащила нам грибы: целую кучу подосиновиков. Для нас двоих - это много, а для их огромной компании - мало. Поэтому они решили отдать их нам.
Пришлось мне доставать сковородку, чистить и жарить грибы. А потом пришлось их есть. Все мы, конечно, не осилили, но я придумала как их дальше в машине вести - завтра доедим.
Мы уже собирались идти гулять по берегу, как снова забежала наша соседка, которой мы очень понравились, и принесла нам огурцы со своего огорода и шашлык, которого их компания нажарила немерено. Шашлык мы решили отложить до после вечерней прогулки к морю. Нельзя же столько сразу съесть!
Прошлись по берегу. Посидели на камнях в соснах, потом перешли на камни ближе к нашему лагерю. Сидели и смотрели, как к камням подступает вода - идет прилив. Дождались до момента, когда вода дошла почти до наших ног, и отправились к палатке.
Доели шашлык, запивая его чаем. Как мы будем ночью спать - не знаю. Столько вечером мы давно не ели. 😊
Вечером наши соседи праздновали день рождения, но на удивление очень тихо. И довольно рано разошлись спать.
Завтра мы должны добраться до Челмужской косы. И скорее всего там еще денек постоять. А потом - домой.
Машина сегодня отдыхала, а мы немного прогулялись - примерно километров 5.
Вот так.
25-й день. 28 июля 2024. Воскресенье.
Не смотря на вчерашнее вечернее обжорство, ночь, на удивление, прошла спокойно. Встали примерно в 7-30. Потихоньку собираемся. Соседи наши тоже уже начали собираться. Они сами из Сегежи, и им сегодня надо до дома добраться, чтобы в понедельник на работу идти.
В 11-20 выезжаем. Но предварительно на машине подъезжаем к морю, и Андрей лезет купаться. Сейчас прилив, воды много, но вода очень теплая. Теперь можно ехать в Беломорск.
Доехав до Беломорска, рыщем по магазинам, чтобы купить карельские ягодные настойки. А то, если мы из Карелии уедем, то потом эти настойки уже не найдешь. Мы, конечно, еще в Медвежьегорске будем, но тут нам по дороге - лучше этот вопрос с повестки дня снять.
Закупаем настойки, заправляем машину, и в 13-50 выезжаем из Беломорска. Вскоре мы снова на трассе Кола. По привычке тормозим перед мостом через Сегежу. Мы когда-то на этой стоянки даже ночевали. Заезд туда стал простой, после того как там ремонтники стояли, но стоянка загажена донельзя. Как жаль - такое красивое место!
Едем дальше.
Примерно в 16-30 за 60 км до поворота на Медвежьегорск встали в совершенно глухую пробку. Движения нет ни в одну, ни в другую сторону. Явно, что что-то впереди случилось. Стоим. Потом проезжаем какая-то машина, и водитель говорит, что легковым проехать можно. Пытаемся проехать вперед. По дороге становится понятно, что впереди большая авария. Дальше - легковые сворачивают в объезд на грунтовую дорогу. Мы тоже едем туда. Но там тоже затор. Проехали по этой дороге совсем немного. Оттуда бежит мужик и говорит, что надо сдавать назад, потому что впереди не смогли разъехаться две легковые с прицепами и сколько они там будут разъезжаться - не понятно. Все сдают назад и снова выезжают на трассу. По ней началось движение, но пропускают только легковые машины. Доезжаем до места аварии. Две фуры и легковая. Легковая - всмятку. Кошмар. Есть небольшая дырка, где и протискиваются легковые, чтобы ехать дальше. Сколько там еще будут стоять фуры - не понятно.
Примерно в 17-30 едем дальше, встречная пробка уже растянулась на 10 км. Но все машины, которые едут в нашем направлении, повидав, что бывает с торопыгами, едут не быстро. Никто не рвется обгонять в непонятных ситуациях. Так что - ползем потихоньку.
Наконец, сворачиваем на Медвежьегорск. Заезжаем на ближайшую заправку. С 18-30 до 19-05, заправляем машину и ужинаем пирожками и кофе на заправке. Хотели зайти в небольшой ресторанчик, с названием «Едем-едим» рядом с заправкой, но там все блюда готовятся по заказу, а ждать около часа, когда приготовят еду, нам не захотелось. Уже поздно, из Заполярья мы давно выехали, вечером темнеть будет, и надо бы до темноты доехать до места и лагерь поставить. Поэтому обошлись пирожками и сосисками.
Едем вперед по хорошо знакомой дороге. Дорога красивая, асфальт хороший, доезжаем до поворота на Челмужи. Я с удивлением вижу указатель на Челмужскую косу. Но это не наш поворот. Проезжаем чуть дальше, находим наш поворот и доезжаем практически до того места, где стояли на Челмужской косе в прошлый раз. То самое место оказалось занято, но мы встали неподалеку, отметив для себя, что в этом году машин и народу здесь очень много. В прошлые разы здесь почти пусто было. Хорошие места быстро осваиваются еще и в связи с тем, что заграница оказалась для нас закрыта.
В 21 час начинаем ставить лагерь. Ставим быстро - скоро начнет темнеть. Но, как только мы поставили палатки, Андрей вытаскивает кресла на берег Онеги, мы садимся, любуемся закатом и открываем бутылку с брусничной наливкой. Отличное завершение дня. Завтра, скорее всего, останемся здесь на денек.
Готовим ужин и ужинаем уже в темноте. А мы уже и забыли, что ночью темно может быть. Вот и фонарь наконец-то пригодился!
Проехали сегодня примерно 320 км.
26-й день. 29 июля 2024. Понедельник.
Поскольку легли вчера довольно поздно, то сегодня поднялись около 9 утра. Решаем окончательно, что сегодня никуда не поедем. Надо постоять тут денек. Пьем кофе с бутербродами. Солнышко, погода хорошая, правда ветерок поднимается. Андрей укрепляет палатки дополнительными растяжками, а я перепаковываю купленные вчера бутылки с карельскими напитками. Вчера мы одну бутылку на берегу и за ужином уговорили. Но остальное лежит кое как - надо это дело исправить.
Потом идем купаться. Надо же мне мой новый купальник выгулять. Вода очень теплая. У берега мелко и вода хорошо прогревается.
Потом некоторое время обсуждаем, что нужно еще в машине сделать в Москве. В частности, стало понятно, что инструменты для ремонта лежат очень неудобно. Чтобы их достать, приходится из половины багажника вещи вытащить. Надо придумать какой-то ящик на крышу в корзину за багажником, чтобы не тратить лишнее время на вытаскивание и упаковку вещей.
Тут Андрей вспомнил, что сегодня ему не дали кашу на завтрак. Приходится варить кашу и ее есть.
Примерно в 14 часов идем прогуляться до конца косы. Народу на косе стоит невероятно много. Да еще и какой-то огромный детский лагерь тут образовался. С берега видно, что недалеко от Челмужей есть какой-то комплекс со зданиями и даже пристанью. Так вот куда был указатель на дороге!
Доходим до конца косы. Но поскольку ветер нагнал много воды, то замечательный поросячий хвостик почти не виден. Если бы мы его не видели в прошлый заезд сюда, то и не заметили бы. Смотрим в сторону большой Челмужской косы, на которую мы в прошлом году заезжали. Становится ясно, что мы до конца той косы не дошли бы. Расстояние от того места, где мы были до конца косы огромное, а троп там практически не было. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
На другой, противоположной от нашего лагеря стороне косы ветра совсем нет - деревья загораживают. Но народу тут стоит тоже очень много. Популярное место стало. Так что теперь как место для короткой стоянки Челмужская коса вполне пригодна, но на несколько дней я бы сюда не поехала. Надо новые места разведывать на Онеге.
Примерно в 15-30 возвращаемся в лагерь. Ветер продолжает усиливаться. Андрей ставит дополнительные растяжки для палаток, а я начинаю готовить обед. Ураган - ураганом, а обед - по расписанию. Обедаем.
Вечером снова сидим на берегу, но уже в пуховочках. Как-то к вечеру похолодало. Да и ветерок сильный.
Ложимся спать с надеждой, что ночью нас не сдует.
Сегодня машина отдыхала, а мы немножко прогулялись. Примерно вот так:
27-й день. 30 июля 2024. Вторник.
Встали в 6 утра. Ночь прошла спокойно, хотя ветер и завывал. Но к утру погода изменилась: пасмурно, немного моросит дождь. Хоть и немного, но палатки он нам намочил.
Завтракаем, собираемся. Решаем, что, пожалуй, в Пудоже на заправке, попробуем заказать гостиницу в Вологде. Погода портится. Да и от Кубенского озера, где есть знакомая стоянка (во всяком случае, была в прошлом году), до Москвы расстояние большое, а лагерь мы складываем не быстро. Поэтому лучше бы в гостинице остановиться, чтобы быстрее выехать.
В 9-15 выезжаем. Рекорд по сборам побит. Это нас дождь подгоняет. В 9-35 мы уже на трассе, проехав ухабистый участок дороги по косе и на выезде с нее.
В Пудоже, пока Андрей заправляет машину, я начинаю искать гостиницы в Вологде. Желательно найти гостиницу где-нибудь на окраине, рядом с объездной, чтобы не заезжать в центр города. Нахожу гостиницу «Горница», которая вроде по всем параметрам подходит. Бронирую номер.
Едем дальше. С 13-15 до 14-15 обедаем в очень приятном кафе около заправки - АЗС Ярки в Вытегре.
Пока ждали, что принесут обед, я лезу почитать новости в интернете. И вижу сообщение о прорыве временной дамбы на Беломоро-Балтийском канале в районе пос.Надвоицы. «В 06:34 в понедельник, 29 июля, на Беломорканале в Республике Карелия размыло перемычку между 10-м и 11-м шлюзами».
Это примерно в том месте, но ниже по течению, где в начале поездки мы на Воицкий водопад смотреть ездили. Шаваньская плотина на Беломорканале рядом с 11-м шлюзом до 2022 года считалась единственной деревянной плотиной в России. В 2023 году конструкцию починили и укрепили, но в 2024 году плотину снова стали чинить. Пока подрядчики возводили более современное, надёжное сооружение с большой пропускной способностью, вода снесла «времянку», которая стояла на месте плотины. На месте самого прорыва водой дома снесло и даже люди погибли. Кошмар!
И еще пишут, что был риск подтопления нескольких населенных пунктов, которые мы позавчера проезжали, в том числе:
островной части Беломорска , Сосновца, Выгострова. А с Беломорских петроглифов эвакуируют туристов. Это как раз наш позавчерашний маршрут до трассы Кола. Конечно, для нас это опасности не представляло, но мы могли бы там застрять. Скорее всего, могли там дороги перекрыть. Но все равно - как же мы вовремя уехали оттуда. А ведь думали - не постоять ли на Белом море еще один денек. Хорошо, что у нас шило в одном месте. Больше двух дней на одном месте мы простоять не можем. Скучно становится. Не зря говорят: в нашем деле главное - вовремя смыться.
Едем дальше, обсуждая эти события. Все эти места нам знакомы и поэтому особенно тревожно за то, что там сейчас происходит. Как там наша любимая гостиница - кемпинг в Выгострове? Она ведь совсем на берегу канала стоит… Хотя по более поздним сообщениям выяснилось, что гидротехникам удалось ниже по течению отрегулировать уровень подъема воды, и эти населенные пункты не пострадали Но в этот момент нам это было еще не известно.
Съезжаем на знакомом месте к реке Кема. Просто, чтобы немножко размяться. Там стоит две машины - одна на нижней площадке, вторая - на верхней. Они на обед остановились, а мы просто в знакомое место заехать.
В 16-35 - заправка на повороте на Липин Бор.
В 19-10 мы подъезжаем в Вологде к гостинице «Горница». Дождь моросит, вылезаем из машины, идем в гостиницу. И тут выясняется, что я бронь сделала не на 30 июля, а на 30 августа! К счастью, свободные номера у них есть. Оплачиваем по новой (кстати, почти в два раза дешевле, чем по бронированию через сервис яндекс-путешествия), заселяемся. Я разбираюсь, как снять бронь на 30 августа, отменяю бронь. Ради справедливости надо сказать, что возврат денег пришел почти сразу.
Гостиница очень порадовала. Хорошие номера, очень приветливый персонал. И на наше удивление, кафе в гостинице у них и вечером работало. Не то, что в Мурманске. Хотя гостиница совсем на окраине города. Молодцы! Так что ужинаем в гостинице без всяких хлопот. За окном льет дождь. Хорошо, что мы в гостинице и не надо будет завтра с утра мокрую палатку снимать.
Завтра - последний рывок до Москвы. Надеемся, что без приключений.
Проехали сегодня примерно 540 км.
Фотографии по этой отдыхательной части здесь:
Кольский 2024. 8. Отдых в Карелии на Белом море и Онежском озере.
34 new items · Album by Мария Данилова
photos.app.goo.gl
А фильм про Ловозерские тундры ( из предыдущей части повествования) и отдых в Карелии здесь:
Click to view
28-й день. И последний. 31 июля 2024. Среда.
Утром льет дождь как из ведра. Снова радуемся, что решили ночевать в гостинице. Быстро завтракаем в гостинице и в 9 утра выезжаем. Около 12 часов мы подъезжаем к Ярославлю. К Ярославлю дождь закончился, хотя небо хмурое. И тут выясняется, что объездная Ярославля закрыта из-за ремонта моста через Волгу. Да и навигатор показывает, что ехать надо через город. Заезжаем в город. И тут яндекс-навигатор взбесился. Он начинает показывать, что мы едем по каким-то полям, причем со скоростью 100 км в час. Хотя мы ползем по улице, пытаясь сообразить, куда нам ехать. Чисто интуитивно находим дорогу на мост через Волгу в городе, переезжаем. Я начинаю смотреть, что показывает программа OsmAnd. К моей радости она, по крайней мере видит, где мы и куда едем. С помощью этой программы удается определить, как нам ехать, чтобы попасть на трассу за городом. Короче, не знаю, чтобы мы делали в незнакомом городе без этой программы. Работаю для нас навигатором, говоря Андрею, где и куда надо сворачивать. Наконец, благополучно выезжаем на Ярославскую трассу к Москве.
По дороге покупаем чернику и пакет лисичек.
За Ростовым заглядываем в рыбный магазинчик и покупаем копченую рыбу домой.
Теперь бы еще умудриться все это дома съесть.
С 14-20 до 15-30 останавливаемся на обед в кафе « Лукоморье» в конце поселка Петровское (скорее - это даже уже Капорье).
Дальше гоним до Москвы, уже ощущая, как на МКАДе встанем в пробке. Так оно и оказалось. За 9 км до поворота домой встаем в пробке больше, чем на полчаса. Но это уже не так страшно.
Дома мы оказались в 19-45, проехав примерно 510 км.
Вот и все. Поездка окончена.
Заключение.
За 28 дней мы проехали примерно 5200 км.
При этом машина скушала примерно 735 литров бензина. Средний расход бензина для нашей тяжело груженой машины за все время примерно 14 литров на сотню. При этом повышенный расход был на внедорожных участках на Рыбачьем , и особенно на Среднем, а также на дороге на Дальние Зеленцы. Там в некоторых местах доходило ориентировочно до 30 литров на сотню км.
А дорог, которые только условно можно назвать дорогами было - 230 км по Рыбачьему и Среднему, примерно 70 км совсем плохой дороги к Дальним Зеленцам и обратно и окрестностях Дальних Зеленцов, и примерно 120 км при подъезде по грунтовке на Туманный и далее к повороту на Дальние Зеленцы, примерно 14 км - подъем и спуск в Ловозерских тундрах, и немножко на Беломорском побережье (20 км) и на Онеге (примерно 12 км). Понятно, что все эти «дороги» разные по сложности, но расход бензина на них повышается в зависимости от сложности дороги.
Поездкой мы остались очень довольны: получилось все, что хотели. Эта машина позволила нам без особых проблем проехать всюду, куда мы собирались. И вообще, приятно ехать на машине, на которой не надо от каждого камня и лужи шарахаться. Конечно, это лето было очень сухое и совсем глубоких луж не было. Но то, что было, для нас совсем препятствием не являлось. Я уж не говорю, что по этим дорогам мы передвигались быстрей, чем более низкие машины.
Воттоваару мы сознательно оставили на будущее. Это место было в предварительных планах, если останется время и силы. Но после Кольского стало понятно, что впечатлений уже столько, что мы просто смажем себе впечатления от посещения Воттоваары. Оставили себе это в планах на будущее. Если поедем еще раз в Карелию, то с этой точки и начнем. Тем более, что хотелось там еще несколько дорог попробовать проехать.
Некоторые рекомендации для тех, кто собирается на Рыбачий и Средний в первый раз. Имейте ввиду, что самая плохая из дорог на стандартных маршрутах на полуостровам - это дорога по полуострову Средний в сторону скал «Два брата» и берегу рыжих камней. (По другой стороне полуострова Средний мы в этом году не ездили, но по нашим воспоминаниям она не лучше). Очень каменистая, мокрая даже в сухой год и предполагает достаточно высокую машину. Видели там машины с оторванными бамперами. И, конечно, надо помнить, что один из бродов на этой дороге очень опасный - брод через реку Выкат. Но его можно объехать по более безопасному и довольно простому броду. А, если все-таки хотите рискнуть и через глубокий брод ехать, то обязательно надо пройти весь брод ногами и выбрать правильную траекторию. Лично мы поленились это делать и поехали в объезд.
В Дальние Зеленцы дорога стала лучше, чем была в 2015 году, когда мы были там в последний раз. Видимо, ездить туда стали больше, и хотя дорога потихоньку размывается и разбивается, но кто-то ею все же занимается и подсыпает самые глубокие ямы и камни. Проехать туда можно и места там удивительно красивые. Брод около сожженного моста не сложный, но каменистые берега.
А вот дорога от Дальних Зеленцов к Парчнихе явно стала хуже, хотя тоже вполне проходима.
Ну, а подъем на Ловозерские тундры к перевалу Геологов никакой сложности для внедорожника или кроссовера не представляет. Главное - не торопиться.
Мы же сами задумались над возможностью попробовать проехаться по восточному берегу Рыбачьего. Но здесь, я бы одной машиной ехать не рискнула. Надо искать соответствующих компаньонов для такой поездки. И желательно знающих местность. Там дороги более сложные, чем те, которые мы прошли, судя по описаниям. И броды серьезнее. И болотистые участки есть. Народу туда ездит гораздо меньше. Именно из-за сложности дорог. Но попасть туда очень интересно было бы.
Но возможно, что на следующий год мы поменяем направление летней поездки. Мы пять лет подряд ездим в Карелию и на Кольский. Конечно, места там изумительно красивые и отдыхается там хорошо, но… Хочется чего-нибудь нового. Может быть Алтай? Мы там ходили пешком и на катамаранах много лет тому назад, но возможность проехать и посмотреть другие части Алтая очень привлекательна. Доживем до следующего года - посмотрим. Хотя, кто нас знает, что нам к следующему лету в голову взбредет?
Принцип - мы никуда не торопимся нам очень понравился. Мы действительно всюду успели.
Погода была в целом очень хорошая. И пропустила нас всюду, там, где мы пешком хотели походить. Иногда даже слишком жаркая - как, например, во время прогулки в Восточный цирк Раслака в Ловозерах. А дожди шли редко и тогда, когда мы были или в палатке, или в машине.
Расходы по этой поездке получились довольно большие - по 110 тыс рублей на человека, включая расходы в Москве на покупку продуктов и различного нового оборудования для поездки. Причем, в Москве было потрачено довольно много - почти 65 т.р. на двоих. Но это были необходимые траты, поэтому они учтены в расходах на поездку в целом. Хотя часть того, что было куплено, будет использоваться в следующих поездках.
Учитывая большой расход бензина, гостиницы, придорожные кафе, и эвакуатор один раз, то вполне терпимо. И катер на Баренцевом море был не дешевым. Но оно того стоило!
Что год грядущий нам готовит? Поживем- увидим.