Контрасты Норвегии.
Отчет по поездке в Норвегию в 2017 году. Часть первая. Дорога в Норвегию
Предисловие.
Это наша четвертая поездка в Норвегию. Последний раз мы были на севере Норвегии в 2014 году. Целых три года я с тоской разглядывала карту Норвегии, прикидывая, куда бы я хотела попасть и что посмотреть, но жизненные обстоятельства не позволили два лета уезжать так далеко от дома.
И вот, наконец, в этом году стало ясно, что мы можем ехать. Идея этой поездки была такая: попасть и в те места, в которых мы уже были, но посмотреть их внимательнее и посмотреть новые места. И постараться не лететь все время на машине, преодолевая большие расстояния, а побольше погулять пешком по этим изумительным местам. Поэтому была разработана только общая нитка маршрута, а все остальное мы должны будем решать на месте.
Поскольку этой зимой нам Греция дала годовую шенгенскую визу, то сроками мы были не ограничены, что давало свободу выбора. Единственное, что решили заранее - взяли билет на паром из Турку (Финляндия) в Стокгольм, чтобы сократить подъезд в те места, которые были намечены.
И еще было решено, что в начале поездки заедем, наконец, в Шлиссельбург, который все время оказывался в стороне от маршрута и который давно хотелось посмотреть. Решили, что сделаем небольшой крюк, чтобы закрыть это белое пятно.
Итак, 4 июля мы стартуем из дома….
4 июля 2017 г., вторник, 1-й день путешествия.
Обычное дело: стартуем из дома в 5 утра, чтобы проскочить московские пробки до начала их возникновения. Примерно в 8 утра мы на объездной Твери, которая все еще ремонтируется. В 1230 традиционное чаепитие чая из самовара с пирожками в пос. Крестцы и в 17 часов мы уже заселяемся в небольшую, но очень уютную гостиницу Mini-hotel Starhouse. И идем гулять вдоль набережной, вдоль каналов….
Крепость Орешек запланирован у нас на завтра, без спешки.
Вечером ужинаем в кафе в соседней гостинице. Хозяин - грузин, поэтому ужин запиваем бокалом великолепного домашнего грузинского вина.
Проехали сегодня - примерно 765 км.
5 июля 2017 г., среда, 2-й день путешествия.
Позавтракав в гостинице (кофе с бутербродами, захваченными еще из дома) и сдав номер, ставим машину недалеко от пристани, откуда отправляются катера в крепость, садимся в катер и направляемся смотреть крепость.
Историю крепости я здесь рассказывать не буду, поскольку полно источников, где это можно почитать. Расскажу только о наших ощущениях.
Крепость впечатляет, хотя много построек стоит в полной разрухе. Большая часть разрушенных зданий пострадало по время последней войны и, видимо, восстанавливать не будут.
Очень интересно посмотреть на кусочек старой стены, времен новгородской республики
Но, поскольку, с начала 17 века крепость использовалась как политическая тюрьма, большая часть экспозиции посвящена именно тюремной истории крепости, что производит довольно тягостное ощущение.
Особенно грустно читать списки тех революционеров, кто сначала сидел в этой тюрьме при царском правительстве, потом был освобожден после 17 года и казнен или сгинул в лагерях в сталинские времена.
Поэтому мы быстро оттуда уходим, залезаем на стену крепости и любуемся видом впадающей в Ладогу Невы. А потом гуляем вокруг крепости.
В крепости прогуляли с 1030 до 14 часов. В 1420 выезжаем из Шлиссельбурга и едем к Выборгу. Сегодня мы должны переночевать в нашем любимом мотеле «Кировские дачи» на окраине Выборга, чтобы завтра рано с утра стартовать к пропускному пункту «Торфяновка».
В мотель мы приехали в1640, опробовав новую платную дорогу Питера, которая, конечно, здорово облегчает проезд к Выборгу от Питера. Ужинаем в мотеле, устраиваем небольшой променад к пляжу, который все-таки сохранился, хотя почти всё побережье застроено коттеджами.
Проехали сегодня примерно 200 км.
Трек
6 июля 2017 г., четверг, 3-й день путешествия.
Примерно в 640 выезжаем из гостиницы. Доезжаем до Торфяновки и довольно быстро проходим границу. Машин очень мало. Финны вообще машину проверять не стали, но зато проверили водителя на алкоголь. Такое с нами в первый раз - раньше таких проверок на алкоголь не было.
В 830 мы уже в Финляндии. Едем по Е18 в сторону Хельсинки и далее Турку. По дороге сворачиваем в город Хамина, заезжаем в продуктовый магазин и затариваемся необходимыми продуктами, которые не рискнули вести через границу. Если бы знали, что проверять не будут, прихватили бы с собой побольше тушенки. А вот сыр и колбасу все равно лучше было в Финляндии закупать. В Хамину заехали, в целом, случайно - на Е18 сделана новая развязка дороги, и навигатор увел не туда. Но нам все равно надо было в магазин заезжать, а один из возможных вариантов было -Хамина. Так что случайно или не случайно - это вопрос философский.
С 940 до 1010 останавливаемся на завтрак (в гостинице утром столовая еще была закрыта) на придорожной стоянке.
1320 -1340 - первая заправка в Финляндии в районе Хельсинки. Вспоминаем, как пользоваться заправками в Скандинавии. Заходим в магазин при заправке и покупаем одноразовый мангал (мясо мы закупили в магазине). Завтра, после парома, будем лакомиться шашлыком
В 14 часов встаем на обед на стоянке. Стоянка большая, но даже без столиков и туалета. Но столики у нас с собой в машине, так что обойдемся.
В 1630 мы уже в порту города Турку. Ищем, откуда отходит наш паром, ставим машину на стоянку и некоторое время просто гуляем вокруг замка. В замок зашли, но он уже практически закрывался в 18 часов. Поэтому посидели во внутреннем дворике и попили кофе.
В 19 часов встаем в очередь на паром,
грузимся, заселяемся в каюту. Очень радуемся, что в этот раз взяли каюту с большим иллюминатором. Поразило, что через 5 минут, как мы вошли в каюту, неожиданно включился телевизор и нас, лично, по именам, поприветствовал капитан судна. Конечно, это была запись, но как приятно!
Дальше - гуляем по всем палубам, покупаем и пьем по бокалу вина, любуемся видами - в общем, наслаждаемся жизнью.
Заходим в магазин и покупаем 3-х литровую упаковку вина, зная, что в Норвегии покупка спиртного - дело не простое.
Вечером долго стоим на палубе, любуясь закатом над морем.
А потом еще долго любуемся видами из каюты в иллюминаторе. Кстати, можно было еще и в телевизоре наблюдать съемками, которые передавали картинку по ходу нашего движения.
Итого на машине мы проехали сегодня: 430 км.
7 июля 2017 г., пятница, 4-й день путешествия.
В 630 уже по шведскому времени мы выезжаем с парома. Покрутившись немного по улицам, находим, где можно притормозить, чтобы наладить навигатор. Без него в городе - беда. Ставлю навигатор на предполагаемый кемпинг уже за Осло, дальше спокойно выезжаем из Стокгольма и едем по шоссе Е20 в сторону к Осло. Очень хочется остановиться и попить кофейку, поскольку на пароме это сделать уже было некогда (или надо было очень рано вставать, чего делать не хотелось). Однако почти 2 часа на шоссе нет нормальных стоянок. Заездных карманов для коротких остановок - полно, а такой, чтобы можно было расположиться с удобством, нет. Наконец, в 815 видим нужную стоянку - большую, со столиками, туалетом и даже с возможностью, при необходимости, встать с палаткой. Но палатку нам ставить незачем - нам надо сегодня заброситься за Осло, чтобы дальше уже двигаться не спеша. Координаты стоянки: С59.40347, В16.30472.
Завтракаем и в 930 едем дальше. Минут через 40 проезжаем вторую культурную стоянку. Вспоминаем, что на ней останавливались завтракать в 2010 году.
1040 - 11 часов еще одна остановка - просто чтобы размять ноги - уже на трассе Е18. Это шоссе уже ведет нас прямо к Осло.
С 13 до 14 часов останавливаемся на обед.
В 15 часов - мы на границе Швеции и Норвегии. В магазине на границе снимаем наличные с карточки - мало ли, где может понадобиться заплатить наличными. Надо сказать, что у них довольно высокий процент за обналичку, но нам неохота заезжать и искать где-нибудь банкоматы. Хочется сегодня побыстрее доехать до кемпинга. Как известно, время - деньги. Снимаем мы немного, так что ничего страшного.
При подъезде к Осло я нахожусь в страшном раздрае: навигатор предлагает мне объехать Осло по короткому пути в тоннеле. С ужасом вспоминаю, как мы плутали по тоннелям под Осло в 2010 году. Навигатор под землей нас тут же теряет, а все надписи (удивительное дело) по норвежски. Начинаю прикидывать, как объехать Осло по длинному пути, но без тоннелей. Ужасно неохота лишние километры накручивать - сегодня у нас и так длинная авто пробежка. Внимательно рассматриваю карту и, наконец, почти при подъезде к повороту решаюсь на короткий объезд: была - не была - едем! Вроде там все повороты в тоннеле - только в центр города. Надеюсь, что это слово мы уж как-нибудь определим. И все эти повороты будут направо, потому что налево - море. Так что, если нигде направо не сворачивать, то должны проехать без ошибок. Так оно и оказалось: дорога ныряет под море, выскакивает на остров, снова ныряет под море и, наконец, мы оказываемся в нужной для нас точке без всяких проблем. Ура!
В Осло мы заезжать не собирались. Во-первых, мы там были в 2010 году, а во-вторых уж если смотреть Осло подробно, то надо закладывать на это два - три дня. А у нас города на конец поездки намечены. Так что вперед!
Сворачиваем на дорогу Е16, едем по ней некоторое время и в 17-40 съезжаем с этой дороги на берег очень красивого озера Tyrifjorden (который все-таки озеро, а не фьорд) к кемпингу Utvika Camping. (машина+палатка+ 2 человека - 250 норвежских крон - NOK) . На этот кемпинг я еще в Москве нацеливалась. Оказалось, что правильно. С палаткой встать там никаких проблем нет.
Ставим палатку,
ужинаем, идем прогуляться на берег озера. Прохладно и собирается дождь пойти.
Ложимся спать. А ночью начинается настоящий ливень. Новая палатка ливень нормально выдержала. Так что, пока что мы новой палаткой довольны: и просторно, и встать в полный рост можно, да и в случае необходимости в тамбуре вполне встает наш столик и кресла.
Итого- проехали сегодня 597 км. И встали на начало уже обстоятельного маршрута по Норвегии.
Трек:
Фотографии по этой части можно посмотреть здесь:
https://goo.gl/photos/3GHqzxy8YBBe5jYS6 и здесь:
https://goo.gl/photos/EyzZ7LjmEo1F8rau9 Продолжение смотри здесь:
https://damary54.livejournal.com/25777.html