Есть ли место свободе и выбору в «махачкалинских законах»?

May 03, 2011 03:01



История Лейлы началась еще четыре года назад, и с тех пор ее жизнь проходит в постоянной борьбе за приближение состояния ее ребенка к полноценному. Конечно, время лечит, а привычка притупляет боль, но смириться с тем, что Адам не такой, матери сложно.

Ей уже не так больно говорить о трагедии, которая с ними случилась, куда-то исчезла, растворилась ее былая мягкость. А все потому, что, оглядываясь на своего малыша, твердила себе бесконечно: «Должна быть сильной!» Слезы, которые катились раньше по поводу и без, она научилась сдерживать, чтобы ее малыш не понял, что причина тому - его недвигающиеся ножки, такие маленькие, но уже «отказавшие» руки и его почти всегда опущенная головка. При этом умные, с огоньком, глаза Адама всегда наблюдали за мамой и ждали, когда же его поднимут на руки и прижмут к груди.


«Мой ребенок не овощ - он подвижен настолько, насколько позволяет ему его состояние. Он многое замечает, порой выражает, и я иногда даже задаюсь вопросом - осознает ли он разницу между собой и другими?..»

Адам родился недоношенным, но, несмотря на это, ему были сделаны прививки (БЦЖ, от полиомиелита). После них ребенок, не имеющий физиологических отклонений, перестает ходить, держать голову и вдобавок у него отказывают руки.

«Первое - это, конечно, шок: как и почему? Тысячи одинаковых мыслей проносятся в моем сознании и остаются без ответа. Мне тут же приписывают ряд болезней, о которых раньше и речи не было, включая еще и недоношенность моего ребенка. Я не врач, я просто мама, и все, что мне было сказано, приняла за чистую воду, хотя, конечно, не стоило гасить свои сомнения, доверившись медикам. После - бессонные ночи, затянувшееся лечение, массаж, процедуры и надежда, надежда… Спустя какое-то время Адам стал держать голову, начал подниматься на цыпочки, «поддалась», наконец, и его правая рука. Это был скачок, и я позволила себе задуматься о его первых шагах, попытках дотянуться и многом другом. Я рефлексивно гнала от себя эти мысли, боясь спугнуть то, чего так ждали, или просто разочароваться, если вдруг это лишь временные улучшения.

А после еще одна моя ошибка как матери… Две очередные прививки от полиомиелита - и мой Адам вновь перестает двигаться, весь четырехлетний труд и наши надежды рухнули на глазах, и мы просто вернулись на исходную».

Теперь Лейла колесит с ребенком по городам - Москва, Калуга, Избербаш. Опять процедуры, лечение и ожидания, которым нет конца. Им ничего не обещают, довольно серьезный диагноз - ДЦП (сфастический тетропорез).

«Я знаю о наших шансах, но продолжаю верить. Ведь был момент, когда оставалось протянуть лишь руку, почему он не может повториться вновь? Почему…»

В семье растет и второй ребенок, но к поликлинике Лейла уже не подходит: слишком высока цена, которую они там заплатили и за которую никто не понес наказания.

«Вы можете осуждать меня, что мы ничего против них не предприняли, но они врачи и могут делать так, как удобно им, а все мои претензии и несогласие так бы и остались на интуитивном уровне. И не могу я терять время, оно сейчас нужнее моему ребенку, нежели этим разбирательствам, итог которых так предсказуем».

Мы не даем настоящие имена участников этой трагедии, потому как Лейла получает какую-то помощь из избербашской поликлиники и боится последствий. Осуждать ее мы, конечно, не вправе, но когда же научимся требовать ответственности от людей, которые меняют ход нашей жизни? Которым все равно, как мать будет искать выходы из случившегося, как ребенок после впервые осознанно столкнется с пренебрежительными взглядами, и, наконец, когда он впервые поймет, что он калека, а это значит - у него всего несколько шансов когда-нибудь сделать что-то самостоятельно…

Прежде чем писать на эту тему, был прочитан не один материал, и многое было для нас открытием, но в первую очередь непроизвольно рождался закономерный вопрос: «Есть ли опасность в прививках?» Не считаться с этим вопросом уже нельзя, наверно, с того момента, когда в среде врачей возник резонанс. Безусловно, врачей, отстаивающих вакцинацию, много больше, но это никак не лишает внимания специалистов, находящихся по ту сторону. Вопрос остается открытым, потому как существует официальная российская статистика, согласно которой ежегодно регистрируется около 400 случаев поствакцинальных осложнений от прививок. При этом мы сейчас говорим только об официальных данных! Для того чтобы быть объективными в этой, важной для нас всех ситуации, мы приведем здесь некоторые аргументы «за» и «против», собранные у источников «МД» и по материалам Интернета.

При этом обращаем внимание родителей на существование закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", принятого Государственной думой 17 июня 1998 г., который закрепляет выбор, прививать детей или нет, за ними. Все мнения за и против вы можете найти в Интернете.

Согласно этому закону непривитых детей обязаны принимать и в детсады, и в школы.

Осталось проверить, как этот закон действует в нашей республике. Для этого от имени родительницы, желающей проконсультироваться, было обзвонено около 10 детских муниципальных садов нашей столицы. К сожалению, всего один из них дал утвердительный ответ на вопрос о приеме непривитых детей.

«Мы не имеем права принимать таких детей, даже с наличием вашего самоотвода. Вот, к примеру, завтра у нас намечается огромная проверка Роспотребнадзора, где будет подниматься каждая прививка».

А вот на упомянутый вопрос о законе (кстати, о котором практически ни одна заведующая не имела представления), заведующая лаконично, почти извиняясь, ответила:

- Девушка, нам не позволяют. Вы же понимаете, у нас здесь свои «махачкалинские законы».

- Кто же не позволяет?

- И поликлиника, и горздрав, и минздрав, и эпиднадзор, которые периодически проводят проверки.

Смысла нет пересказывать все разговоры с заведующими детских садов, потому как они примерно одного содержания, да и с родителями не церемонятся - отвечают категорично, а все доводы о существующих правах остаются без ответа.

Вскоре мы перезвонили, но уже в качестве корреспондента, к заведующей детского сада №11 и обратились с тем же вопросом. Если в других садах в этой ситуации еще пытались свести разговор на то, что необходимо сначала встать в очередь или это компетенция других структур, то здесь заведующая не смутилась, и с ней состоялся такой диалог:

- Детский сад не стационар, и в целях безопасности остальных детей мы непривитых не принимаем.

- А как же ФЗ…

- Родители берут ответственность за болезни своего ребенка, а если он принесет мне в коллектив какую-нибудь «дрянь», тогда кто будет нести ответственность?!

- И все же, на основании чего вы действуете?

- На основании того, что я берегу детей!

- То есть это ваша личная инициатива?

Отвечать на этот вопрос нам не стали, а просто повесили трубку.

Мы пошли дальше, в течение недели пытались связаться и с главным педиатром Министерства здравоохранения, и с начальником Управления здравоохранения, и с заместителем главы Администрации города, курирующей детские сады.

Связаться удалось лишь с главным эпидемиологом Министерства здравоохранения Муминат Джабраиловой, которая пояснила:

«Да, родитель имеет полное право отказаться от прививок, но при этом медицинский работник должен объяснить, что такой ребенок попадает под опасность заражения, к примеру, полиомиелитом. Мы, конечно, не имеем права, если родитель сделал выбор, не допускать таких детей в детские сады, но при этом мы должны объяснить возможную угрозу его заражения».

- Все вроде бы понятно, есть закон, имеют право, и все же практически каждый детский сад, с уверенностью переступая тот же закон, говорит о том, что непривитых детей не принимает, почему?

- Ну, категорически таких детей мы не имеем права не принимать. Нет такого документа, но при этом они остаются в группе риска. Есть еще и Роспотребнадзор - головной орган, перед которым в случае чего мы должны нести ответственность. Поэтому мы отправляем таких родителей туда, и уже они решают, как поступать.

В итоге, разбираясь во всей этой ситуации, мы пришли к выводу, что почти невозможно реализовывать закон, гарантирующий нам выбор. Если даже журналист не смог получить лаконичного и исчерпывающего ответа, то родителям тем более приходится мириться и жить (как выразилась одна из заведующих детским садом) по «махачкалинским законам».

Мы не принимаем ни одну из сторон, но если у человека есть выбор и государство его гарантирует, мы остаемся на стороне тех, кто желает реализовать свои возможности, согласно их будь то религиозным, философским, медицинским или просто личным убеждениям.

Previous post Next post
Up