Глаз Одина

Jan 10, 2019 11:52


К вопросу о жертве Одина...

Прежде чем Один понял, что чтобы освоить механизм познания Вселенной, методы её трансформации, надо стать единым с этой Вселенной (и решение этой проблемы было в слиянии с Мировым Ясенем) он пожертвовал свой глаз.

И в пытливых умах современных эзотериков, которые во всём хотят видеть эзотерический же символизм, постоянно крутится вопрос:

- А какой глаз это был? Правый или левый? И чем обоснован был выбор глаза?

Технически на сегодняшний день канона не существует. И всё что есть - версии и гипотезы. Поскольку в источниках точного указания, какой глаз был потерян, нет...

Слабый намек содержится в «Прорицании Вельвы»:

Она колдовала тайно однажды,

Когда князь асов, в глаза посмотрел ей:

«Что меня вопрошать? Зачем испытывать?

Знаю я, Один, где глаз твой спрятан:

скрыт он в источнике славном Мимира!»

Каждое утро Мимир пьет мед

с залога Владыки...

И ему вторят слова из «Видения Гюльви»... Там акцент сделан просто на глаза. И это естественно, дает возможность сегодняшним почитателям Одина разделиться на два лагеря. Первый ратует за правомерность доводов к потере правого глаза, и ищут они в этом мистическую тайну. Представители второго настаивают на логике древних (в современном, об этом, представлении) и говорят о том, что по идее у Всеотца, недолжно быть левого глаза.



Левый глаз не нужен воину. Точнее без него воин (с пониманием, что мы говорим о правше) не потеряет боеспособности. Ни в метании копья, ни в атаке мечом, ни в стрельбе (тут даже неважно из архаического вида оружия, или современного). Он добровольно отказывается от жизни мирянина, понимая, что идти ему теперь по пути крови. Метафорически в руках воина (ну или как раз - в оставшемся правом глазе) - Путь Справедливости, Поиска Правды и её защиты, становится единственным путем. Которому, этим жертвенным актом, он себя и посвящает.

Лишение себя правого глаза ( и на этом в основном настаивают эзотерики) рисуется как намеренный отказ от логики в методах постижения тайн мироздания. Признается только чувственный, экстатический путь шаманского толка. То есть, речь о символическом переходе от жреческого почитания Творения, к активному Сотворчеству, относительно фундаментальных Сил, что ткут этот мир. Некоторые последователи Нью-эйжа приписывают сюда ещё и намеренный отказ от Светлого Пути, признание в себе Тьмы и хтоники - превалирующими качествами, необходимыми для исследования и трансформации мира. Ну вроде и логично, что Один как бог-шаман, должен пойти именно этим путем.

Единственно, что нынешнего эзотерика может сбить с толку, это анатомическое строение человека. Ведь все знают, не правда ли, что левый глаз зрительным нервом крепится к правому полушарию, а правый, соответственно, наоборот...

Это обнуляет и спор между двумя лагерями, и позволяет (в современном восприятии космогонии Северной Традиции) Одину как воину, шаману, Богу «торгуясь» с Мирозданием предложить Колодцу именно левый глаз...

Но хочется, хочется для полноты картины, для приближения к истине хоть на шаг увидеть какую-то конкретику в источниках: в поэмах, летописях, народном творчестве (в том числе и прикладном) древних носителей культуры откуда и руны пошли и тот самый образ Одина. А источники молчат. Ни Эдды ни саги нам ничего не скажут. Просто потерян (пожертвован) глаз и всё. Древним (современникам собирания разрозненных мифологических песен в один сборник) важен был приз, результат и цель, ради чего была сделана такая жертва. И более ничего. Средневековые иллюстрации эддических песен и вольных пересказов мифов германцев тоже, пестрят изображениями Одина где нет акцента. Если их собирать и рассматривать - 50/50. Как художнику взбредет в голову. Ну да ладно, в те времена им было важно просто хоть что-то из древней культуры своего народа сохранить, не до деталей дело.

Справедливости ради надо упомянуть и о более древних временах, которые предшествовали эпохе викингов: археологические находки божков изображающих Одина (ну или правильней как раз для тех времен - Водана), рунические камни, нательные обереги, где у Всеотца отсутствует в основном правый глаз. Но корень символизма опять же потерян потому что древние не оставили нам обоснований, почему так изображали главу пантеона. Тем более что и там жертва правым глазом, не является акцентом. Да, таких изображений больше, но они повсеместно, не единственные.

А посему, мы возвращаемся к тому самому вопросу: А нужен ли акцент на конкретном глазе или конкретном органе? Ведь мы говорим о дальнейшем шаге Одина-Вотана как возрождении его Богом-шаманом. Здесь не важен, какой был глаз. Может быть не важно, что это был вообще глаз. Так или иначе, важен сам факт Жертвования. Только отказавшись от того что мы имеем, от того что нам жизненно необходимо для контакта ли с миром, или для собственного комфорта, мы можем получить доступ к чему-то большему. В современном традиционном шаманизме актуальна тема физической неполноценности (врожденной или приобретенной) шамана, которая дает ключи компенсации за счет способностей воспринимать этот мир по-другому (а главное работать с разными слоями разных миров)

Хотя символизм жертвы именно органом чувств не лишний. Поскольку как раз таки здесь, шаман, отказываясь воспринимать реальность вокруг себя обычными методами (данными от рождения органами чувств), приобретает чувства иного рода, методы восприятия Мира иного плана. И сам естественно переходит на новый уровень бытия.



мифология, Эдды, северная традиция, язычество, Один, шаманизм

Previous post Next post
Up