жертвоприношение

Apr 28, 2012 11:28

Недавно я рассказывал про Тазовский.
Сейчас дошли руки до продолжения.
Не доезжая чуть до поселка мы увидели под горизонтом стойбище.
Конечно, уговорили организаторов Дня оленевода, отправить нас туда.





Но обо всём по порядку.

Это наш гид - Роман Хасавович Яндо - ныне помощник заместителя губернатора округа, в прошлом - заместитель главы Тазовского района, начальник (приготовьтесь, сейчас будет занимательно) Управления по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования администрации Тазовского района, еще он был председателем ассоциации коренных малочисленных народов Севера "Ямал - Потомкам!":
1.


Роман Хасавович родился в гыданской тундре (я лично видел такую запись в паспорте), что находится километров на 500 севернее Тазовска, большинство его родственников (отец, братья) до сих пор занимаются оленеводством в самом традиционном смысле - живут в тундре, каслают (пасут оленей, передвигаясь за ними вместе с чумами и всем семейством), а он вот выбился в чиновники. Впрочем, свои олени в том стаде, что пасут родственники у него, конечно, есть (и, думаю, их немало).

Загружаем в сани подарки:
2.


...да, там телевизоры

Таким образом едем по тундре. Путешествовать в санях, скажу я вам, (без пружин и рессоров) занятие - не из приятных.
3.


Мы проехали около километра и отбили себе всё. Но при этом, можете себе представить, что детей и жену оленевод возит именно в санях. И на День оленевода они, например, ехали сюда более 120 километров.

Так выглядит подготовленный к работе в тундре фотограф den_sau_pin
4.



Стадо пасется метрах в пятистах от чумов:
5.



Олени питаются ягелем - тундровый мох, который добывают из под снега:
6.



7.



Эти три чума поставлен здесь, собственно, в этнографических целях, для того, чтобы показать гостям праздника, как живут оленеводы.
6.



Дети живут в тундре с родителями до семи лет - после их забирают в интернаты, и в тундру они либо возвращаются, либо нет уже после окончания школы. На каникулы, конечно, все они стремятся попасть в родные чумы к родителям. Доставляют их туда в основном вертолетами.
7.



Дровами сейчас оленеводов снвбжает государство, исторически в скудной на растительность тундре в качестве топлива они использовали паюту - кустарник высотой в метр, растущий по берегам рек.
8.



Забыл я имена. Но скорее всего, например, Августа или Марианна. А может быть и Эльза. Мужские - либо русские, либо Омпа, например.
9.



Телевизоры, dvd или ноутбуки есть практически в каждом чуме:
10.



Вот как они запитываются электричеством и информацией:
11.



12.



Рядом с чумами, привязанный к нартам ожидает своей участи жертвенный олень.
Он, конечно, ничего не чувствует и не ждет. Спокойно поедает ягель из под наста, пока не сбегутся к нему фотографы, например.
13.



Потом суровые оленеводы скручивают его, заламывают к земле телом, в сторону солнца - мордой, обвязывают вокруг шеи веревку (сплетенную, между прочим, из шкуры оленя) и начинают душить:
14.



15.


Если присмотреться, на этом фото один из оленеводов - уже знакомый нам чиновник из правительства округа - Роман Яндо - ненец, не забывающий своих корней и чтущий традиции предков.

Когда олень перестает подавать признаки жизни, его начинают разделывать. Сначала сдирают шкуру, потом потрошат таким образом, чтобы кровь не вытекала на землю а скапливалась в остатках животного.
16.



В продолжении всей процедуры вокруг места жертвоприношения трется ребенок и высматривает всё это интересное:
17.



Когда внутренности удалены, а кровь скопилась внутри жертвенного животного, язычники начинают есть еще теплую печень, запивая её кровью:
18.



Присоединяются к ним и некоторые несознательные гости:
19.



20.



На этом, пожалуй, завершим.

Previous post Next post
Up