Колонка для Gazeta.ru: Зачем апелласьон начинающему виноману

Aug 01, 2014 11:00

На винных этикетках часто встречается слово «апеллясьон». Что за ним скрывается? В винном мире так принято называть исторически сложившуюся и документально зафиксированную в своих границах географическую область, в которой должен быть выращен виноград для производства вина. Почему это слово стало важной составляющей информации на этикетке, о чем оно сообщает, а о чем не сообщает покупателю, рассказывает винный обозреватель «Газеты.Ru» Денис Руденко.

Ежегодно в мире производится около 30 миллиардов литров вина. Общее число отдельных наименований, регионов производства, виноделен, которые предлагают свою продукцию рынку, с трудом поддается исчислению. И каждый производитель по-своему уникален. В свою очередь, покупатель, выбирая вино, хочет знать, какого именно типа, крепости и насыщенности вино ему предлагают. Однако коротко описать все важные параметры на этикетке не представляется возможным по множеству причин, основная из которых состоит в том, что посетитель магазина, имеющий на выбор всего несколько минут, все равно читать этого не будет. Но в то же время указания только страны производства явно недостаточно, поскольку в пределах одной страны и даже меньшей области может производиться несколько различных типов вин.

Существующая на сегодняшний день практика состоит в указании на этикетке вина его «апеллясьона».

На этикетках большинства французских бутылок сегодня можно увидеть надпись «Appellation Contrôlée», на итальянских - «Denominazione di Origine Controllata», на испанских - «Denominación de Origen», с указанием конкретного места производства.

Самыми известными примерами могут послужить Бордо, Шампань, Бургундия, Мозель, Рейнгау, Пьемонт, Риоха, Рибера дель Дуэро, Херес. Фактически "аппелляcьон" - это законодательно выделенная и зафиксированная в соответствующих документах географическая область и только вина произведенные внутри ее могут претендовать на указание названия области на этикетке.


Кроме географических ограничений регламент апеллясьона может содержать набор ограничений на используемые технологии виноградарства и виноделия, так называемый "кодекс аппеллясьона". Например, если производитель хочет разместить на этикетке своего игристого вина надпись «Шампанское» (Champagne), то для этого недостаточно просто произвести это вино в регионе Шампань. Необходимо также, чтобы для производства использовались только разрешенные правилами сорта винограда, урожайность на участке не превышала установленного лимита, вино было выдержано в бутылках определенное время и были соблюдены все прочие (а их немало) требования.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть короткий диалог двух персонажей, прокуратора и его гостя, о вине, в котором гость, похвалив содержимое чаши, полуспрашивает-полуутверждает, что вино не фалернское. В самом деле, с древних времен привязка вкуса и аромата вина к тому месту, где оно было произведено, является совершенно естественным и традиционным делом. Еще древние греки и египтяне указывали на своих амфорах откуда именно происходит содержащееся в них вино. С подачи французов в винном словаре прочно обосновалось слово «терруар», означающее совокупность всех природных факторов (почвы, климата, флоры и фауны), оказывающих влияние на виноград и, как следствие, на вино. Правила апеллясьона, как минимум в теории, должны устанавливать для виноделов такие ограничения, которые позволят произвести наилучшее вино для данного терруара, максимально полно показать его особенности и характер в конечном продукте.

Несмотря на то что географические наименования за различными типами вин закрепились довольно давно, апеллясьоны в их современном понимании (как совокупность географических границ и установленных правил производства) появились сравнительно недавно.

В традиционных странах производства, таких как Франция, Испания, Италия, это произошло в начале XX века, в США в 80-х годах, в странах Латинской Америки в самом конце столетия. С развитием виноделия во все новых и новых странах и регионах количество зарегистрированных «географических наименований» растет с исключительно высокой скоростью - в одной только Франции таких зон более 300.

Каждый из этих регионов имеет свое, совершенно отличное от соседей, лицо, свой характерный стиль, на который можно примерно ориентироваться при выборе вина.

Так, например, общепризнанный стиль вин Бордо (традиционно это смесь сортов каберне совиньон, каберне фран и мерло с небольшими добавками Пти Вердо и, иногда, Мальбека) - сдержанные фруктовые аромат и вкус в сочетании со значительным потенциалом для хранения, особенно у дорогих вин, оттенки замши, табака, животные ноты в букете. Вина Риохи, из испанского сорта Темпранильо, как правило, отличаются значительной выдержкой в дубе, что определяет их сильный, пряно-ванильный букет. Вина из винограда сорта Санджовезе, часто с добавлением других местных сортов, из Тосканы (знаменитые вина Кьянти) часто обнаруживают яркое цветочно-фруктовое содержание с оттенками кожи, табака и миндаля. Собственное харктерное "лицо" есть у множества зон. Так вина бордосского Сент-Эмильона будут в среднем намного мягче и округлее, чем вина бордосского-же Сент-Эстефа, а вина испанского Приората почти всегда будут на порядок мощнее и концентрированнее вин Вальдепеньяса.

Приверженность многих производителей апеллясьонов к традиционным методикам виноградарства и виноделия позволяет покупателю, пусть приблизительно, представить себе, что ждет его в бутылке вина из известного ему региона, даже если конкретный производитель ему и неизвестен.

К сожалению, система апелласьонов во многих странах, особенно с богатой винодельческой традицией, таких как Франция или Италия, достаточно сложна для начинающего виномана. Сложность эта отчасти определяется тем, что регионы виноделия могут быть как бы «вложены» друг в друга: например, внутри очень большого апеллясьона Бордо есть регион поменьше - О-Медок. А внутри О-Медока регион еще более скромных размеров - Марго. С одной стороны, может показаться, что такая «дробность» направлена на помощь покупателю, ведь чем меньше регион производства вина, тем строже правила, регулирующие использование его названия. Однако на практике это усложняет выбор: чтобы по-настоящему ориентироваться в этой мозаике, покупатель должен помнить названия десятков и сотен регионов и субрегионов для каждой из винодельческих стран и представлять себе, как они расположены относительно друг друга.

Однако и это еще не все.

Известность того или иного апеллясьона - это не только (а иногда и не столько) гарантия качества вина, сколько результат маркетинговых усилий виноделов. Понятно, что «раскрученность» апеллясьона повышает спрос на вино и дает возможность производителю устанавливать более высокие цены. Нередки случаи, когда пара вин из соседних регионов, вполне сравнимых по своему качеству, существенно различается в цене исключительно на основании того, что одно из них происходит из более именитого региона.

Так как же начинающий покупатель должен использовать информацию об апеллясьонах с винных этикеток и должен ли вообще? Лучшим образом действий, по-видимому, является следующий: запомните по 2-3 наиболее известных региона для каждой из винодельческих стран, вино которых вы предпочитаете. Постарайтесь попробовать несколько различных вин из этого региона и составить свое собственное мнение о стиле, который их объединяет. Являются ли они «мощными и концентрированными» или же, наоборот, их можно скорее охарактеризовать как «тонкие, даже субтильные»? Преобладают ли в них фруктовые тона или для них скорее характерны цветочные или иные оттенки аромата? Попробуйте определить характерные отличия вин того из регионов, который лично вам наиболее симпатичен. После этого поэкспериментируйте с винами из других регионов страны, сравнивая их с вашим фаворитом. Действуя так, вы довольно быстро определите для себя тот, обычно не слишком большой, круг регионов в каждой из винодельческих стран, вина которых вам по душе. И тогда эта масса слов на этикете, которая раньше казалась вам «китайской грамотой», станет неплохим помощником в выборе вина в магазине.

{статьи}

Previous post Next post
Up