Заметки о Черкесии №23 - Великий князь Инал

Mar 05, 2017 14:46

Наконец-то я добрался до этой ключевой для адыгов и абхазов фигуры, полумифического князя Инала, объединившего земли адыгов, абазин и абхазов в одно государство на короткий срок жизни и давшего начало основным княжеским ветвям этих субэтносов.
Видеоверсия выпуска по ссылке - Заметки о Черкесии №24 - Великий князь Инал
Давайте же разберемся, был ли Инал и кем он был на самом деле?



ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Инал - великий князь и легендарный родоначальник кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хатукаевских и части хегакских княжеских родов. Основное упоминание о нем имеется во второй части «Сказании о князьях черкесских» повествование которой открывается рассказом о Кесе, называет двух его преемников и затем идет рассказ о его правнуке (по другим версиям - внуке или сыне), носившем имя Инал. Сыну Хъурыфэлъея Иналу, прославленному пши-князю, традиция приписывает если не создание, то как минимум оформление всей адыгской системы управления и базовых принципов функционирования адыгской культуры - философско-этических правил адыгэ хабзэ. Традиция не сомневается в исторической реальности Инала - он рисуется идеальным правителем, долго и мудро управлявшим адыгскими племенами.  Судя по всему, как правитель Черкесии, Инал выдвинулся в последней трети 14-го века, в период смуты в Золотой Орде. На политическую сцену тогда вышли не только Чингисиды, но и темники Мамай и Хаджи Черкес. Одновременно с ними и, казалось бы, с такими же, но принципиально иными по содержанию целями действовал князь Инал. Он выполнял роль собирателя разрозненных адыгских владений и земель, аналогичную той, какую выполнял Иван Калита на Руси. К обозначенному времени становления державы Инала подводит письмо 1753 года, адресованное императрице Елизавете Петровне тремя кабардинскими князьями. В нем связаны воедино время князя Инала и хана Джанибека. В письме сказано: «Во время … Инала в Крыму ханом был Джанибек-Хан, и с того времени абазинцы наши». Кроме того, Д. де Монпере, Л.Я. Люлье и другие известные кавказоведы первой половины 19-го столетия полагают, что князь Инал царствовал в начале 15-го века. Хотя датой смерти Инала считают иногда 1458 год, эта версия, впервые выдвинутая А.Т.Шортановым, ничем не подкреплена. Можно считать, что время правления родоначальника адыгских княжеских фамилий приходится на последнюю треть 14-го и начало 15-го века - за несколько десятилетий до захвата побережья Черного моря Турцией и Крымским ханством, в эпоху генуэзских факторий. Легенда о египетском происхождении Инала была принята в Москве еще в середине 16-го века. В 1798 году, при очередной конфирмации прав и достоинств князей Черкасских в России, утвержден герб Черкасских, где изображена чалма с пером, надетая на золотую корону в пользу египетской легенды. Среди мамлюкских султанов Египта, действительно был султан ал-Ашраф Сайф ад-дин Инал из адыгского рода Кармоко, который был черкесом по происхождению, командовал военно-морским флотом Египта и правил с 1453 года и умер в феврале 1461 года в возрасте 80 лет. По имеющимся сведениям он похоронен в Каире, и не как не мог основать род адыгских князей на Кавказе. По всей вероятности он просто тёзка адыгского князя, тем более, что в черкесской среде имя Инал всегда было достаточно распространенным.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Многочисленные и широко известные предания и документы рисуют подробную картину объединения адыгских и абазинских княжеств и владений под властью Инала, нареченного Святым - Инал Нэху. Он объединил разрозненные адыгские племена и установил власть княжеского дома Иналовичей на обширном пространстве Северного и Юго-Западного Кавказа, начиная от реки Таманского полуострова, до реки Бзыбь, впадающей в Черное море и далее до Прикаспийских степей, прилегающих к устью Терека. Большое влияние имел Инал и на черкесских жителей Крыма. Здесь со времен его прадеда Араб-хана адыги жили в южной части полуострова в долине Черкез Тюз (Черкесская долина), где протекала река Кабарда и находилась крепость Черкес-кермен. Столицей Черкесии и резиденцией самого Инала стал укрепленный город Шанджир, построенный дедом Инала Абдан-ханом между реками Псиф и Непиль на развалинах древней Синдики, главного города Синдского государства в Крымском районе Краснодарского края на землях темиргоев. Сам же Инал изначально начинал править в районе к югу от Кизилташского лимана на Тамани, где в те времена проживали преимущественно хегайки и жанеевцы. По сведениям Шоры Ногмова, адыгские и абхазские дворяне пытались воспрепятствовать возвышению Инала, однако в решающем сражении ему удалось разбить объединенное войско тридцати крупных феодалов. Десятерых из них он приказал казнить, остальных принудил к присяге на верность и подданство. Причем известно, что сражения проходили где-то в районе реки Мзымта и для подавления восстания Инал использовал верных ему хегайков. Учитывая этот факт, можно предположить, что сам он был из хегайков. Завоевательно-объединительное движение под знаменами Инала проходило с запада на восток. В конце концов, народ Черкесии повсеместно признал Инала своим верховным, великим князем. Для управления страной и решения спорных вопросов Инал поставил над народом 40 судей, по числу отдельных княжеств и владений.  У некоторых родов, по видимому, до 19-го века хранились какие-то реликвии, связанные с Иналом. Я. Потоцкий упоминает его золотой крест, а святилище (аныха) Инал-куба на р. Псху, в верховьях Бзыби, до недавнего времени (по данным Ш. Д. Инал-ипа) почиталось абхазами.


По легенде Инал при жизни разделил все свои владения на 4 удела и раздал их в управление своим сыновьям, которые стали родоначальниками нынешних черкесских племен: от Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана - бесленеевцы, от Кабарта - кабардинцы и толь­ко одни шапсуги не приняли названия четвертого сына Инала - Заноко. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев, но Темрюк, которого черкесские песни называют "человеком железного серд­ца", скоро восстал на отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над всеми князьями. Братья не признали его главенства, но Инал, которого народ причисляет к лику святых, смирился с судьбой и, умирая, завещал сыновьям почитать темиргоевского князя "князем над князьями", в па­мять того, что сам он, властвуя над всеми черкесами, имел пребывание среди темиргоевцев. По другой легенде, после успешной войны с генуэзццами, Инал созвал четырех сыновей от первой жены и объявил: "Отныне все земли, которыми управляют Тамбиевы, я называю Кэбэрдей. Имя такого человека, как Кабард, нельзя предать забвению". После смерти отца сыновья поделили между собой адыгскую землю. Старшему Табульде достались земли к востоку от Псыжа (Кубани), куда входила и территория, которая была названа Иналом "Кабардой". Второму сыну Беслану достались земли между Псыжем и Лабой, третьему Чемругу - от Лабы до Пшиша, а дальше до моря получил земли младший сын Жанэ. С тех пор те земли были названы Бесланей, Кемругой и Жаней. А Табульда не посмел заменить данное отцом название "Кабарда". По Ногмову, Инал был щедро одарен природой - имел все качества великих и добродетельных людей. Под его твердым и благоразумным управлением прекратились смуты и беспорядки между адыгами. Мудрые постановления упрочили возникающее спокойствие и полвека поддерживали тишину и благоденствие.


По свидетельству Хан-Гирея, его считали «человеком сверхъестественным, причастным святости, и люди с благоговением призывали на помощь «бога счастия Инала», в твердой уверенности, что имя великого предка может способствовать успеху всякого начинания. Священными считались и считаются различные места, названные именем Инала: Иналов родник близ Анапы, река Инал, впадающая в Кубань справа ниже аула Хумара, гора Инал в междуречье Баксана и Малки в верховьях этих рек, бухта Инала на Черном море в окрестностях Геленджика, Инал ик1эй ("долина Инала") - в верховьях р. Шахе и т.д. Объектом особого почитания стал мавзолей Инал-куба, где был похоронен Инал. До недавнего времени сюда приходили адыги, чтобы принести Иналу поминальные жертвы. Русские жители современного селения Псху называют гору, на которой покоится Инал, Святой Инал. Кроме того, считалось, что через несколько десятилетий после смерти Инала, с приходом на Северный Кавказ Турции и Крымского ханства, его потомки начали переселение в Кабарду. Возглавляли переход от Анапы до Пятигорска два внука Инала - Кабарти-бек Таусултан (Кабард) и Кайтуко, которые тогда же дали свое родовое имя области и разделили Кабарду на Большую и Малую. По Л.И. Лаврову, также "... кабардинцы сперва обитали где-то по соседству с шапсугами, т.е. в низовьях Кубани. Народные предания о переселении кабардинцев, хотя и расходятся в деталях, но единогласно считают Таманский полуостров и берега Черного моря древним местожительством предков кабардинцев". Последнее мнение, подтвержденное результатами археологических исследований, а также архивными источниками,на сегодняшний день представляется наиболее правдоподобным. Кабардинцы оставили Тавриду, вернулись к старым жилищам на Кубани и посе­лились на острове, который окружают Черное море, часть Азовского мо­ря и два рукава р. Кубани. Пока у них все было спокойно, они называли страну Кизил-Таш («Красный карман»/залив (Черного моря). И ныне есть Кизилташский лиман близ Анапы. Однако, позже они вынуждены были переселиться сначала на Белую, а потом и вовсе далее в Кабарду под натиском турок и крымчаков, с которыми у них были постоянные сражения.


Инал-кубаПОТОМКИ

Однако, если оторваться от легенды к реальным поискам потомков Инала, то десь все намного обширнее и сложнее. Переселившиеся к морю потомки Инала от темиргойского племени назывались Зано или по-другому жанеевцы. Это подтверждает версию о расселении жанеевцев к Анапе. К потомкам Инала, по преданию, относятся также бжедугские и темиргоевские князья. «Князья темиргоевские, гатугаевские и бжедугские считаются происходящими от Инала-Кеса и родными владетельным князьям Абхазии и Кабарды» - пишет Леонтович. По преданиям, на которые опирается Ш. Б. Ногма, Инал «оказывал свои милости опским или абазинским князьям Аше и Шаше», то есть абхазским князьям Ачба и Чачба, последние из которых были владетелями Абхазии. Его первая жена, по преданиям в записи Ногма, была дочерью абазинского («осского») князя Ашева (Ачба). Александр Мисостов (1841) дал несколько иную трактовку: «Родной брат последнего чиракесского султана Туманбея, князь Инал 2-й, заставив чиракесов учинить себя в подданство Байгат, переселение учинил с подданными на суднах Азовским морем в Черное, пристав в устье Кубани Кизил-таш (Красный камень), Инал выгрузив подданных ассигновал навсегдашнее жительство всю плоскость от реки Кубани до берегов Черного моря». Содержание «Сказании о князьях черкесских» может быть довольно четко расчленено на три части. В перврй части указано:  «У Инала были четыре супруги». От главной жены у него один сын по имени Джанкуват, от второй два сына: Бекпулат и Селим, а от третьей также два: Умарил и Крейш. Это были первые черкесские князья, сделавшие его известными». Согласно более ранних версии Жанхот сын Тобылы и внук Инала, он остался править в Хегаке.


Герб Ачба

По родословной 1732 года Жанхот - пятый сын Инала, родоначальника кабардинских князей. В родословной 1744 года отмечен «Джанхот Иналов». В старинной кабардинской песне «Кулькужинская битва» есть строка: «Дети князя Жанхота усобицы не прекращают». И на самом деле, именно дети Жанхота стали родоначальниками новых династий, владетелями кабардинских уделов. Традиция неизменно говорит о том, что Кабарда первоначально находилась под властью одного князя, сведения на этот счет зафиксированы были еще во второй половине 16-го - начале 17-го века. Если единоначалие действительно имело место, то оно имело место до начало 16-го века, когда произошло разделение страны между детьми князя Инала, точнее его правнуками. Под номинальной властью «пщышхуэ» - «великого князя» они образовали четыре княжеских удела: собственно «Къабардей» во главе с князем Бесленем II Жанхотовичем Тучным, «Идарей», «Талъостаней» и «Джлахъстаней», возглавляемые соответственно: Идаром Унармесовичем, Талъостанем Жанхотовичем и Джылахъстанем Минболатовичем. Что касается других сыновей Инала от второй жены: Бекпулата и Селима - нет источников подтверждающих их подлинность. Известен, правда, Минболат сын Табулы, внук Инала. Имена детей Инала от третьей жены: «Умарил и Крейш», похоже тоже сильно искажены. Родословные 16-17-го веков называют их немного иначе «Инармас (каб.:Унэрмыс, Инармэс) и Клыч (каб.: Кълыш). Пропущены вовсе сыновья Инала: Табула (Тобул-ду, по абазински: Тобыл-великий) и Беслен, от которого, якобы, «род пошол в Бесленях». Здесь мы знаем лишь о более поздних князьях Кануковых и Шолоховых, которые в междоусобицах 17-го века отвел часть своих кабардинцев назад за Кубань, в междуречье Кубани и Лабы, где основал отдельный субэтнос бесленеевцев в честь общего с кабардинцами предка Беслана. Третья часть «Сказания» повествует о потомках Инала, среди которых упоминаются (в разных вариациях) и эпонимы основных исторических адыгских племен, и реальные исторические предки основных княжеских фамилий адыгов. В роде Инала первые три колена не поддаются критической проверке при помощи источников, но реальность князей составляющих четвертое колено: Идара, Беслана II Тучного, Татлостана и Клехстана, живших в первой половине 16-го века, может быть доказана, так как их дети зафиксированы в исторических документах. Кроме того первые родословцы, составленные в 16-м веке не оставляют сомнений на этот счет. Трудно представить, чтоб сыновья Идара, к примеру, могли не знать своего прапрадеда.


Родословные 17-го века представляют развитые генеалогии черкесских князей и мурз, составленные при несомненном участии приезжавших в Москву кабардинцев. От более поздних адыгских генеалогических преданий 18-го века московские родословные 17-го века отличаются в аспекте интересующей нас темы следующим: во первых, они не знают родословной самого Инала, и во вторых, Инал в них выступает не только под своим обычным именем «Иналь мурза», но и под другим именем, которое нигде позднее не встречается - Акабгу. То, что Иналь-мурза и Акабгу одно и то же лицо, совершенно очевидно, поскольку в системе родословного древа они занимают одно и то же место. Возможно, это одно из прозвищ Инала, наряду с именами нэф, и хъурыфэлъей (хъурыфэ+лъей - наговица из овчины, каракуля), нэф-одноглазый. Попытка истолковать некоторыми исследователями слово нэф на адыгейском, как waxy, т. е., светлоликий, не выдерживает критики. Родословцы прямо, недвусмысленно говорят именно «об одноглазом Инале», но никак не о «Инале-Светлоликом». Не подлежит сомнению, пожалуй, другое - взаимосвязь и генетическое родство абхазской и адыгской фамилии Иналов (абх. Иналаа, Инал-ипа, каб. Инал), представляющей высшее аристократическое сословие как в той так и в другой этнической среде. Официальным для потомков Инала стал титул пщы - «святой», «верховный». Тем самым как бы подтверждалась принадлежность Иналовичей к высшим, небесным силам, потомкам пророка, которым предначертано править черкесским народом. Символом святости и божественной власти Инала явилась его мифическая корона с семью зубцами и червленой шапкой, украшенной навершием в виде серебряного пера. Это геральдическая корона, соединяющая в одно целое сложный по композиции герб князей Черкасских. В источниках ее называют княжеской шапкой и короной Инала и рассматривают как символ адыгской государственности.


Сыновья, внуки и правнуки Инала поделили между собой всю территорию Черкесии. Мощь каждого из этих княжеств постоянно возрастала, но возрастали вместе с тем и амбиции каждого удельного князя, создавая почву для междоусобных столкновений, дробления страны на большое число мелких владений, политически и экономически плохо связанных друг с другом. Это сделало возможным уничтожение во многом еще очень хрупкого единства страны, достигнутого Иналом. Формировались и возвышались княжества, претендовавшие на подчинение своему влиянию всей Черкесии. К их числу относится Жане, территория которой включала часть прибрежной полосы Азовского моря между устьями Кубани и Дона. В первой половине 15-го века успешная борьба с крымскими татарами, резкое увеличение численности и занимаемой территории выдвинули Жане в число самых сильных и влиятельных княжеств Черкесии. По словам Хан-Гирея, даже кабардинцы «не раз ипытывали алчность, безмерную гордость и истребительские набеги жанейцев». В отношении единства интересов и централизации власти Черкесия второй половины 15-го века мало чем отличалась от ее состояния в 10-м веке, известного по описаниям арабского географа Масуди. На Руси между тем имели место прямо противоположные процессы «собирания русских земель» и объединения их под властью московского князя Ивана III, деда Ивана Грозного. Тем не менее, часть кабардинской знати сумела заключить с Россией союз - верховный князь Кабарды середины 16-го века Темрюк (Кемиргоко) Идаров считался правнуком князя Инала и стал подданым России, связав династическим браком свой союз, его дочь Кученей стала впоследствии русской царицей - одной из жен Ивана Грозного.

кабардинцы, хегайки, Джанхот, Абхазия, адыги, князь, единство, Инал, жанеевцы, история, абхазы, Беслан, Адыгея, черкесы, абазины, Иналиды, адыгейцы, Кабарда, инал_куба

Previous post Next post
Up