Введение
Актуальность темы. Диссертация посвящена исследованию вопросов истории христианства в Нагорном Дагестане средневекового периода. Тема посвящена научно значимой и еще мало изученной на дагестанских материалах проблеме.
Исследование истории христианства на Северном Кавказе одна из первостепенных научных проблем, так как с ней связаны многие аспекты истории культуры, общественного развития, политических и, в целом, исторических связей народов Кавказа.
К проблемам средневековой истории Дагестана, имеющим важное значение, но не ставшим еще предметом специального исследования, относится вопрос о проникновении и роли монотеистических религий, в частности христианства. В этой области дагестановедения много еще неисследованных или вовсе малоисследованных вопросов.
Христианское прошлое народов Северного Кавказа - хорошо известный и твердо установленный по источникам факт. Однако до сих пор, за некоторыми исключениями, историки не проявили должного интереса к проблематике христианских корней в народной культуре дагестанских этносов, недооценивая этот важный пласт в истории их развития.
Советская этнографическая школа изучала по преимуществу языческое наследие в культурах горцев, а в пост советское время ученые обращаются по преимуществу к исламскому прошлому и настоящему в этнографии дагестанцев. Историей христианства, с уклоном в материальную культуру занимались в основном археологи, отчасти - искусствоведы. Тем самым, христианское прошлое занимающее в истории аварцев более 700 лет выпадает из поля зрения исследователей.
Актуальность темы исследования определяется важностью происходящего в республике бурного возрождения ислама, на фоне которой совершенно очевидна некоторая односторонность религиозных исследований. Роль религиозного фактора в межнациональных и межрелигиозных отношениях в нашей республике, собственно современная религиозная ситуация в республике настоятельно требует разбираться во всех тонкостях вопросов конкретного бытования монотеистических верований. Дагестан уникален не только тем, что на его сравнительно небольшой территории проживают многие народы, говорящие на тридцати трех языках и наречиях, но и тем, что на этой земле с древнейших времен существовали различные религии - зороастризм, христианство, ислам, иудаизм.
Недостаточное внимание вопросам истории религиий, многие нерешенные проблемы становятся причиной соединения религиозных настроений с националистическими, что может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам.
Попытка дать во всем объеме историю христианства в исторических судьбах одного из самых многочисленных народов Дагестана, аварцев, предпринимается впервые, что свидетельствует об актуальности и новизне предлагаемой к защите темы исследования.
История христианской церкви, составляя отдельный этап в истории аварского этноса, неразрывно связана с политической историей средневековой Аварии. Накопленные за последние десятилетия археологические, эпиграфические и этнографические материалы, а так же данные разноязыких письменных источников позволяют вплотную подойти к проблематике рассматриваемого вопроса.
Цель и задачи. Основная цель исследования заключается в том, что бы на основе имеющегося комплекса источников и литературы с максимальной полнотой реконструировать процесс христианизации на территории средневековой Аварии. На фоне реконструкции политической истории средневековой Аварии VII- XVI вв. выявляются исторические пути проникновения христианства на ее земли; определяются как хронологические рамки, так и особенности бытования христианства в Аварии; освещаются вопросы возникновения христианских общин в Аварии и образования местной христианско-церковной организации; выясняются причины его полного исчезновения;
В соответствии с поставленной целью были определены и задачи научного исследования:
- реконструкция политической истории средневековой Аварии VII- XVI вв., на фоне которой рассматривается процесс христианизации;
- выявление исторических путей проникновения христианства, особенностей его развития, периодов его бытования и причин исчезновения;
- определение локальных и хронологических рамок процесса;
- собрание воедино, систематизация и введение в научный оборот памятников христианской культуры как единый комплекс, очерченный этнополитическими границами средневековой Аварии.
- исследование вопросов возникновения христианских общин и образования местной христианско-церковной организации;
- христианская религия как идеологическо-культурная основа международных и внутренних взаимоотношений народов Дагестана в эпоху средневековья;
Объект и предмет исследования. Объектом данной диссертационной работы являются аварцы, один из наиболее значительных по численности народов Дагестана. Аварский язык принадлежит аваро-андо-цезской группе дагестанской ветви кавказских языков. В состав аваро-андо-цезской группы, кроме собственно аварского языка, входят андийские и цезские языки. Говорящее на них население Аварии, родственные аварцам не только по языку, но и по основным чертам культуры и быта этноса, объединяются с собственно аварцами.
Термин “авар” был известен еще в Х в. По сведениям арабского автора Ибн Русте так звали правителя Сарира. Первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием “авары” принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который в 1404 г. писал, что на Кавказе живут “черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи”.[1]
Самоназвание аварцев “маарулал” происходит от “меэр” - “гора” с ав. яз., т.о. горцы. Е.И. Козубский в начале ХХ в. отмечал, что “ название “аварец” чуждо народу, известному под этим именем”. Это название сами аварцы знали в смысле политическом, для обозначения жителя бывшего Аварского ханства, но никак не в этническом.[2] По мнению П.К. Услара это название относилось “исключительно к Хунзаху”.[3] Традиционно, аваро-язычные этнические группы называли себя по обществам.[4]
Андийцы ( самоназвание куаннав) занимают часть южного ската Андийского хребта и бассейн р. Мундерил-Тлар (левый приток Андийского Койсу). К юго-западу от андийцев, у подножия южного ската того же Андийского хребта, в котловине и бассейне р. Ансандирил-Тлар (левый приток Андийского Койсу) живут ботлихцы (буихаги), западнее годоберинцы (гибдиги). Напротив, с. Ботлих, на правой стороне Андийского Койсу, на Западном скате Богосского хребта, располагаются каратинцы (кипги). Южнее от них на северном и частично на восточном скатах Богосского хребта в верховьях Ахвахской речки (правый приток Андийского Койсу) живут ахвахцы (ахуахи). Вверх против течения Андийского Койсу, на южном скате Андийского хребта, на левом берегу Андийского Койсу - чамалалы (чама-ига); напротив них, на северном скате Богосского хребта, на правом берегу Андийского Койсу - багулалы (куан), выше их на этой же стороне Андийского Койсу - тиндалы (идари-гекиа) (богосцы). В верховьях Андийского Койсу живут хваршинцы. На самой границе с Грузией, в долинах рек Мотмота, Илан-хеви, Кидери, Сабакунис-хеви и Ори-Цхали живут дидойцы. К юго-востоку от дидойцев, в бассейне рек Хван-ор и Самберис-хеви и их притоков, в котловине живут бежтинцы (капучинцы), гинухцы и гунзибцы.
Современная Авария занимает территории современных административных районов: Хунзахского, Гунибского, Гергебильского, Гумбетовского, Чародинского, Ботлихского, Цумадинского, Цунтинского, Ахвахского, Казбековского, Тляротинского. Основная территория расселения носителей аварского языка вместе с родственными по языку и культуре народностями андо-цезской группы в пределах современной географии республики занимает западные и центральные районы Дагестана. Со всех сторон она ограничена почти замкнутыми хребтами: Андийским, Салатау, Гимринским и др. Внутри она рассекается притоками р. Сулак - четырьмя Койсу (Аварским, Казикумухским, Андийским, Кара), а так же множеством горных кряжей - отрогов Главного Кавказского хребта (Внутренний Дагестан).[5]
Таким образом, область расселения аварцев простирается широкой полосой от северной низменности (сел. Чирьюрт) через Хасавюртовские и Буйнакские предгорья вглубь, во Внутренний Дагестан, и, через гребень Кавказского хребта до Алазанской низменности, до пределов бывшего Закатальского округа.
Предмет исследования составляет собственно история христианской религии на территории средневековой Аварии, которую в дагестановедении принято рассматривать (обозначать) как грузинскую христианскую культуру,.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы охватывают время от VII в. до XVI в. В качестве нижней точки приникновения христианства в Аварию, с ссылкой археологический материал мы определяем VII в., а в качестве верхней, по данным мусульманской эпиграфики в высокогорной Аварии - XVI в.
Степень научной разработанности темы исследования.
Отмеченная проблема возникла с конца XIX в., когда впервые были выявлены христианские древности в Нагорном Дагестане. При исследовании темы автором была привлечена литература, выходившая в свет с 60-х гг. XIX в. по 2000 г. включительно.
П.К.Услар один из первых, который прикоснулся к этой проблеме, предпринимал попытки исследовать вопросы домусульманских верований в Аварии. Он признавал наличие следов христианства в Дагестане. Однако роль этой религии, по его мнению была незначительной.[6] Причины слабого распространения христианства в Дагестане он видел в его географической изолированности от очагов христианской религии Грузии и Армении.
М.М.Ковалевский полагал, что христианство было некогда распространено на протяжении всего Кавказа и приводил ряд фактов, доказывающих существование следов христианства в Дагестане (преимущественно в Аварии).[7] А.В.Комаров, обращавший внимание на следы христианства в Аварии, полагал, что христианство не имело широкого распространения среди местного населения.[8]
Характерны в этом отношении сообщение Д.Н.Анучина по поводу Датунской церкви. Он придает этому памятнику случайный, обособленный характер.[9] Сообщая о двух христианских храмах в долине Аварского Койсу М. Алиханов-Аварский утверждал, что христианство никогда не проникало в Дагестан, так же придавая истории их возникновения случайный характер.[10]
Существовала и крайне противоположная точка зрения, которую высказывал Г.Н. Прозрителев. Ссылаясь на ряд фактов наличия следов христианства в Дагестане он утверждал, что появление ислама среди горского населения относится к позднейшему времени, и предшествующим ему исповеданием здесь было христианство. [11]
Завершая обзор дореволюционной литературы по исследуемой теме, следует отметить такую особенность как скудность, фрагментарность, в определенной степени случайность сообщаемых ими сведений. Их отличает одна общая черта: у исследователей, которые в ряде работ затрагивали этот вопрос, нет ясного представления ни о времени распространения христианства, ни о путях его проникновения в Дагестан.
Целенаправленное и планомерное изучение истории и этнографии народов Дагестана относится к советскому периоду. Характеризуя отечественную историографию советского периода, следует отметить, что историки преимущественно изучали социально-экономическую историю и национально-освободительные движения Северо-Восточного Кавказа и Дагестана и недостаточное внимание уделяли вопросам истории религии, за исключением вопросов истории мюридизма. Это заметно отразилось на количестве и качестве опубликованных исследований по обозначенной теме.
В рамках истории Дагестана местными историками, в большинстве своем непрофессиональными исследователями, затрагивались вопросы истории религии. Историки-краеведы А.Г. Гасанов, А.Каяев, Б. Малачиханов приводят в своих работах богатый фактический материал, но всех их отличает слабая информационно-исследовательская база.[12]
В связи с активизацией научно-исследовательской и экспедиционной деятельности в регионе в 20-30-е гг. XX в. появляются работы по материальной культуре аварцев, искусству, этнографии, в ряде из которых затрагивался христанский аспект.
Экспедиция 1923 г. под руководством проф. Н.Ф. Яковлева задавалась поиском следов домусульманской культуры в северо-западных районах Дагестана, преимущественно в аварских районах. В результате экспедиции было выявлено наличие следов христианства на обширной территории Аварии, которые наглядно выступали, несмотря на позднейшие мусульманские наслоения. Точка зрения о наличии христианства в древней Аварии получила подтверждение в виде многочисленных зафиксированных памятников и полевого материала, подкрепляемого устной традицией. Мнение П.К. Услара о незначительной роли христианства в горах Дагестана было поколеблено. Однако кроме краткого упоминания об этих находках, специальной работы, посвященной их описанию не последовало. Итогом экспедиции была журнальная статья Н.Ф. Яковлева “Новое в изучении Северного Кавказа”.[13]
В 1930 г. А.С.Башкиров издает труд “Петрографика Аварии”, в которой дает описание большого количества памятников средневекового искусства и архитектуры Дагестана, в том числе и христианских памятников культуры. В научный оборот был введен ценный фактологический материал.[14]
В 1944-1945 гг. была организована Дагестанская этнографическая экспедиция под руководством Е.М. Шиллинга. Экспедиция работала в Гунибском, Хунзахском, Тляратинском и друих районах Дагестана. Был собран многочисленный фольклорный материал по истории бытования христианства, который позднее был опубликован в работе “Малые народы Дагестана”.[15]
50-60 гг. XX в., характеризуются в отечественной историографии регионализацией исторических исследований, когда в рамках довольно большого исторического периода изучается отдельно взятый народ. Социальный строй аварцев, их этническую историю и культуру исследовали Е.М. Шиллинг, Л.И. Лавров, Г.Я. Мовчан, А.В. Гадло, А.И. Исламмагомедов. Особую значимость этих работ в рамках исследуемой нами темы, представляляют материалы, ставшие результатом многолетних полевых исследований.[16]
В 50-60-х годах появляются фундаментальные исследования по истории средневековой Аварии В.Ф Минорского, В.М. Бейлиса. В своих комментариях и исследованиях Минорский В.Ф. “Истории Ширвана и Дербенда” (1963 г.), касаясь Сарира, отмечал его важное политическое значение в регионе, затрагивал вопросы о времени и путях проникновения христианства в Аварию. Ссылаясь на прибытие в Грузию в V-VI вв. монофизитских миссионеров - так называемых “тринадцати сирийских отцов”, он допускает проникновение влияния их миссинерской деятельности в центр исторической Аварии - Хунзах.[17]
Исследование В.М. Бейлис “Из истории Дагестана VI-XI вв.” в основном развивает идеи этого труда В.Ф. Минорского. Рассматривая историю Сарира в тесной взаимосвязи с соседними владениями, он допускает возможным, что правители Серира восприняли христианство от миссионеров монофизитской албанской церкви. Он не исключал так же возможность проникновения христианствав Аварию с севера - из Хазарии.[18]
Шихсаидов А.Р. в 1956 г. публикует статью “О проникновении христианства и ислама в Дагестан”. На основании тщательного изучения письменных источников, а так же устных традиций, в работе впервые обобщаются вопросы, связанные с проникновением монотеистических религий в Дагестан. Сказалось отсутствие археологического и эпиграфического материала.[19]
Д.М. Атаев в статье “Христианские древности Аварии” (1958 г.) с ссылкой на археологический материал (данные Урадинского могильника) определяет верхнюю дату проникновения христианства в Аварию VIII-X вв. Временем упрочения христианства в Аварии очерчивает X-XII вв., период, когда средневековая Грузия достигает вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство описываемых им памятников христианской культуры Аварии.[20]
Позднее, Д.М.Атаев в фундаментальном труде “Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии)”, рассматривая археологические памятники средневековой Аварии V-XIII вв., отдельно выделяет памятники археологии по христианству. [21] Представляет собой этапный труд по истории христианства на территории Аварии, хотя основной упор делается на археологические материалы Центральной Аварии. Впервые был дан историографический обзор, который выявил недостаточную изученность обозначенной темы.
В исследовании М.Р. Гасанова “Исторические связи Дагестана и Грузии” дается полное освещение грузино-дагестанских взаимоотношений с древнейших времен до конца XIV в., в том числе и грузино-аварских. Автор подчеркивает, что распространение христианской религии являлось важным этапом в развитии дагестано-грузинских взаимоотношений с эпохи раннего средневековья.[22]
Исследования А.Е. Криштопы по проблеме политического развития Дагестана в XIII-XV вв. в целом и в частности Аварии, вносят немало нового в освещение ряда вопросов по истории христианства в Нагорном Дагестане, особенно работы по изучению происхождения титула правителей Аварии[23]
Все последние достижения советских историков в изучении древней и средневековой истории Дагестана вошли в большой труд “История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.”[24] Однако недостаточная изученность проблематики истории христианства, разбросанность материала в многочисленных исследованиях и статьях по истории, этнографии и культуре аварцев, отсутствие собственно обобщающего труда по истории христианства, позволило авторам ограничиться заключением следующего порядка: “...христианское влияние в Дагестане прослеживается весьма отчетливо по многочисленным данным. Значительное число христианских могильников VIII-Х вв. в Аварии - захоронения более двух десятков христиан свидетельствуют об успехах христианизации. Вместе с тем в Дагестане в Х-XII вв. территория Аварии оставалась в основном языческой.”
В последние годы вышли в свет статьи и публикации, которые затрагивают либо отдельные аспекты христианизации средневековой Аварии, либо ограничиваются в пределах исследования одного или нескольких христианских памятников культуры. Искусствоведы, этнографы и археологи успешно исследовали многие составляющие части процесса христианизации Аварии - исторически сложившегося целостного явления. И, при всей важности их исследований, без непосредственной связи с общей картиной исторического развития, они составляют разрозненные части в исторической панораме средневековой Аварии.
Таким образом, имеющиеся публикации не снимают задачу создания сводного монографического исследования, посвященного систематизации и обобщению материалов по истории христианства в Аварии, накопленных до настоящего времени, проблеме их историко-культурного осмысления, воссозданию истории христианизации края.
Источниковая база. Основные источники условно можно разделить на три группы:
а) разноязычные письменные источники (арабские, персидские, грузинские, местные).
б) археологические и историко-архитектурные памятники;
в) вспомогательные материалы: этнографии, петрографики, эпиграфики.
Основная информация о Сарире черпается из географических и исторических трудов IX-XIII вв. на арабском и персидском языках.
Арабские источники. Историко-географические труды арабских авторов содержатся важные сведения о социальной структуре, политической и религиозной ситуации в Сарире.
Географическое сочинение труд ибн-Русте “Ал-Алак ан-нафиса” (“Дорогие ценности”) написан 903-913 гг. В одном из последних разделов выделен заголовок “ас-Сарир” (“Царство трона”), представляющий интерес в рамках исследования. Впервые отрывки рукописи в переводе на русский язык были изданы Д.А. Хвольсоном в 1869 г.[25] В исторической науке широко известен в переводе Н.А. Караулова (1903).[26] Часть текста - “ас-Сарир” была переведена В.Ф. Минорским и опубликована в приложении “Истории Ширвана и Дербенда”.
Географическое сочинение ал-Истахри “Китаб масалик ва-л-мамалик” (“Книга путей и стран”), написано ок. 930 г. В основу положен труд его предшественника ал-Балхи “Сувар ал-акалим” (“Картины климатов”), написанный 920-921 гг. , который не сохранился.[27] Сочинение ал-Истахри лежит в основе географического труда ибн-Хаукаля “Китаб ал-масалик ва-л-мамалик” либо “Китаб сурат ал-ард” (“Книга картин земли”). Известны несколько его редакций, из которых основная датируется около 977 г.[28]
В энциклопедическом труде арабский путешественник и географ ал-Масуди (ум.956 г.) “Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джавахир” (“Луга золота и рудники драгоценных камней”) в сфере истории и географии использует всю предшествующую литературу. Материалы относящиеся к Сариру находятся в XVII главе, которая состоит из систематического описания Кавказа и его племен. Имеется перевод этой главы В.Ф. Минорского в “Истории Ширвана и Дербенда”.[29]
В IX-X вв. в арабской исторической литературе получает широкое развитие жанр “Книги завоеваний”, рассчитанный на описание и прославление арабских завоевательных войн, процесса исламизации областей, оказавшихся под арабской властью. Абу Мухаммад Ахмад Ибн-Асам ал-Куфи (ум. 926 г.) автор трехтомного сочинения “Китаб ал-футух” (“Книги завоеваний”), которое охватывает историю халифата с 632 г. по 866 г.[30]
Персидские источники. К историко-географическим трудам средневековых арабских авторов примыкают персидские источники XIII-XV вв. Отражающие события XIII-XV вв., содержат не так много данных по истории народов Дагестана, но они единственные. Значимость сведений персидских авторов, писавших историю войн Тимура возрастает, так как они отражают сопротивление христианского населения при проникновении ислама в Аварию.
“Зафар-намэ” (“Книга побед”) Низам-ад-дина Шами, написанная 1399-1403 гг., содержит краткое введение по истории монгольского государства и полное описание всей деятельности Тимура. Основными его источниками являлись официальные документы и устные сообщения участников. Нами использованы сведения персидских авторов писавших историю войн Тимура - Шере-ад-Дина Йедзи и Низам ад-Дин Шами.
“Зафар-намэ” (“Книга побед”) Шереф-ад-Дина Йедзи, закончена в 1424 г. Источниками явились “Зафар-намэ” Низам-ад-дина Шами, описания и дневники отдельных походов, устные сообщения современников и участников походов. Труд Йедзи является самым полным сводом данных по истории Тимура. Персидские источники стали известны и доступны после выхода в свет труда В.Г. Тизенгаузена.[31]
Грузинские источники. Отрывочные сведения об Аварии даются в своде средневековых исторических грузинских сочинений “Картлис Цховреба”, составление которого было начато в XII в., охватывая историю Грузии с древнейших времен до XIV в. В этот сборник были включены: “Жизнь картлийских царей” (с древнейших времен до V в.н.э.) Леонти Мровели; Жизнь царя Вахтанга Горгасала” (V-VIII вв.) Джуаншера; “Матиане Картлиса” (о событиях VIII-XI вв.) анонимного автора; “История царя Давида” о событиях XII в.; позже сборник был пополнен произведениями историков царицы Тамар, произведением анонимного автора XIV в. “Хронографа” (“Жамтагмцерели”).
Грузинские авторы сообщают о возникновении государства в Аварии, о его правителях, сведения о миссионерской деятельности грузинского духовенства, о существовании в Аварии культовых центров грузинской православной церкви.
Существуют полный перевод “Летопись Картли” выполненный М.Д. Лордкипанидзе(1976 г.), Г.В. Цулая (1982 г.), а так же перевод отдельных отрывков, выполненный Е.С. Такайшвили и опубликованный в “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа”, Вып. 28, Тифлис, 1909, С. 178-182., “Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России”, опубликованная в конце ХIХ в. М. Джанашвили.[32]
Анонимный грузинский “Хронограф” XIV в. (“Жамтаагмцерели”) написан в период монгольского господства в Грузии. Особую ценность приобретают сведения об этнополитической истории Грузии и сопредельных с нею народов. Автор “Хронографа” считается родоначальником реалистического направления в средневековой грузинской исторической мысли, отвергавшего романтическую оценку исторических фактов, характерного для грузинских писателей и историков эпохи расцвета Грузинского феодального царства. (Использован перевод Г.В. Цулая.)[33]
“Картлис Цховреба” обрывается на XIV в. Ее продолжением стало сочинение грузинского историка и географа XVIII в. Вахушти Багратиони “История царства Грузинского” [34]Сочинение состоит из двух частей. Первая часть - с древнейших времен до 1469 г. фактически является краткой редакций “Картлис Цховреба”, но и критической его интерполяцией с рядом важнейших исправлений, дополнений и комментарий. Автора отличает огромная источниковедческая работа. Одной из сильных сторон сочинения Вахушти по признанию источниковедов является критическое направление в историографии - при пользовании источниками, автор считал необходимым ссылаться на источник, устанавливал при этом его достоверность, происхождение и дату, для чего прибегал к сопоставлению с другими источниками. Все это придает высокую степень достоверности сообщаемой информации.
Нами были использованы переводы Г.В. Цулая на русский язык древнегрузинских письменных памятников “Жизнь картлийских царей” Леонти Мровели, грузинский хронограф “Жамтаагмцерели, а так же “Летопись Картли”.[35]
Местные источники. Особенно значимы тем, что составлены местными авторами, неизбежно отразившими в своих трудах местную специфику с самых различных сторон вопросов истории, в том числе религиозных. Не позже XI в. отмечается появляение локальных историографий, когда местные небольшие государства приобретают самостоятельность: известны упоминания о ширванской, арранской и дербентской хрониках, составленных в начале XII в. на арабском языке.
Материалы ширванской и арранской летописи вошли в хронику Дербента “Тарих Баб ал-абваб”. Уцелевшие извлечения из этой летописи вошли в труд турецкого ученого XVII в. Мюнаджимбаши “Джами ад-дуван” (“Собрание известий о династиях”), написанной по-арабски. Был переведен В.Ф. Минорским и изданы части по Дербенту и Ширвану с русским переводом и общими комментариями. Он освещает не только политическую историю, обычаи, быт и топографию Дербента, но и соседних владений. По степени насыщенности информацией по Сариру ему нет равных. “История Ширвана и ал-Баба” дает обзор военных действий и столкновений христианского Сарира, приводит важные сведения о правителях Сарира и их взаимоотношениях с соседними государствами, о его релиозных верованиях.[36]
“Тарих Дагестан” Мухаммеда Рафи, историческая хроника, освещает события в Дагестане с Х в. до середины XIV в. Время составления основной части хроники является 1312-1313 г, наиболее древняя ее часть датируется первой половиной Х в. Хроника представляет собой свод нескольких самостоятельных текстов, из которых наше внимание привлекают содержащиеся сведения о доисламских верованиях в Аварии, о правителях Аварии - нуцалах, о самом процессе исламизации дагестанских обществ (Аварии, Кумуха).[37]
“История Ирхана”, имя автора и время составления сочинения неизвестны. Представляет собой собрание хронологически разновременных рассказов и легенд (VI-XIV вв.), объединенных общей идеей борьбы за утверждение ислама.Содержит сообщение о конфессиональной принадлежности ряда аварских сел и обществ.[38]
Археологические и историко-архитектурные источники. Археологические работы в Нагорном Дагестане в основном носили разведывательный характер, не практиковалось вскрытие больших площадей. Отмечалась неравномерность в изучении средневековых памятников христианской культуры как в территориальном так и в хронологическом отношении. Изучение средневековых памятников как памятников христианской культуры не стояла перед археологами как самостоятельная задача.
Дагестанская археологическая экспедиция на территории Аварии на протяжении 1955 - 1959 гг. выявили ряд христианских памятников, затем археологические исследования в Аварии практически не осуществлялись. Недостаточная археологическая изученность так важных археологических объектов как крупные поселения типа городищ, относящихся к средневековой эпохе отразилась на исследованиях вопросов религиозного развития.[39]
Достижения Дагестано-грузинской объединенной археологической экспедиции АН СССР и АН ГССР в изучении вопросов христианской культуры и грузино-дагестанских исторических взаимоотношений в средневековье были опубликованы Г.Г.Гамбашидзе в статьях по вопросам христианской культуры и исторической географии Аварии.[40] Результаты экспедиции свидетельствовали о необходимости продолжения археологического изучения христианской культуры Аварии, культурно-исторических связей средневековой Грузии и Аварии.
Вспомогательные материалы этнографии, эпиграфики, петрографики, искусствознания. Этнографические, фольклористические, археолгические и искусствоведческие работы о христианстве или касающиеся христианства взаимодополняют друг друга и едины по материалу исследования, различаясь по методам изучения и преследуя разные цели. Вместе с тем они дали тот огромный материал, подводящий нас к рассмотрению памятников христианской культуры как единого, цельного комплекса культуры в контексте исторического развития.
Благодаря систематическому научному изучению памятников архитектуры и монументального декоративного исскуства, большое количество памятников, относящихся к христианской культуре было описано в работах Н.Б. Бакланова, А.С. Башкирова, Н.Ф. Яковлева, П.М. Дебирова, Д.М. Атаева, В.И. Марковина, Р.О. Шмерлинг, Е.М. Шиллинг, Г.Я. Мовчан и др.[41]
Немаловажными для освещения проблем распространения христианской культуры в Аварии в средневековье представляют обнаруженные на ее территории памятники древнегрузинской письменности, с XIX в. привлекающие к себе внимание ученых.[42]
Таким образом, использованный корпус источников позволил автору попытаться решить задачи, поставленные в ходе исследования.
Структура диссертации. Отвечает задачам и хронологическим рамкам работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Первая глава диссертации “Очерк политической истории раннесредневековой Аварии (VII-XII вв.). Христианство”.
История христианской церкви в Нагорном Дагестане, составляя отдельный этап в истории аварского народа, неразрывно связана с политической историей средневековой Аварии. Изучение любого государственного образования и его исторического развития нельзя вести без определения его географического пространства и анализа изменения территории, что потребовало обращения к историко-географической характеристике средневековой Аварии.
На основании нового толкования прочно вошедших в научный оборот источников, уточненного прочтения документальных свидетельств, и с привлечением новых источников автор реконструирует картину политического развития средневековой Аварии (“царства Сарир), на фоне которой рассматривается собственно процесс христианизации - этапы его проникновения, специфика его бытования.
Было установлено, что современная география расселения аварцев (Джаро-Белоканы, Салатавия) и историческая территориально не совпадают, значительная территория Северо-Западного и Западного Дагестана (Дидо), исторически заселенные народностями андо-цезской группы, не входят в состав Сарира. Вопрос изменения территории Сарира был тесно связан с вопросами его внешней политики, которая отражала специфику этноконфессиональных контактов и объясняла предпосылки проникновения христианства в Сарир.
Сарирское государство испытывало политическое, экономическое и идеологическое воздействие со стороны развитых государств Закавказья (Армении, Албании) и Грузии, которые в стремлении подчинить своему влиянию население Северо-Восточного Кавказа, использовали распространение христианской религии среди дагестанских народов как одно из важнейших средств в достижении этой цели.