Несколько лет назад я стал раздумывать над главным тезисом гуманизма - о том, что любая человеческая жизнь бесценна. И этот тезис, доселе принимавшийся без обсуждений, вдруг показался мне весьма спорным.
И сомнения здесь вызывают два вопроса:
1) действительно ли жизнь бесценна и какова её реальная цена
(
Read more... )
Начнем с ценности человеческой жизни. А вот что есть жизнь? И что такое человек?
Т.е. различные ответы на эти вопросы приводят к различному пониманию гуманистического отношения к человеческой жизни.
Далее. Нам следует не забывать, что любая идея может иметь какие-то отправные точки, т.е. интересы в рамках реализации которых она возникает. И при этом в своем развитии и/или при соприкосновении с новыми интересами идея может сохранять или даже увеличивать свое значение.
Я думаю, что для осознания идей гуманизма желательно помнить, что он возник во времена, когда жизнь была коротка и терялась довольно просто, и когда большинство людей располагали довольно небольшим сроком для того, чтобы что-то значимое совершить. Это просто полезное помнить.
Далее, я думаю, что гуманизм становится гуманизмом на соединении двух идей, которые и являются основополагающими:
1. Все что сделано в мире кроме созданного природой - создается людьми, человеческими руками и человеческим разумом. И каждый человек независимо от происхождения имеет в себе большую или меньшую способность к созиданию.
2. Человек может развиваться, совершенствоваться и вместе с тем изменять окружающий мир, созидать и совершенствоваться в своей способности к созиданию.
3. Тут можно добавить что под созиданием подразумевается создание чего-то прекрасного и доброго. И это предполагает, что человек изначально тяготеет к прекрасному и доброму, поскольку создан по образу и подобию божьему (ну так понималось в те века).
Все прочее - уже скорее следует из этих принципов. Ценность создающего сокровища выше ценности самих сокровищ. Всякий может стать созидателем. А значит жизнь всякого действительного или потенциальнго созидателя - высшая ценность проявленная или потенциальная.
Но тут же появляется и следствие из исключений. Отсутствие способности к созиданию прекрасного и доброго, равно как и тяга к разрушению, сотворению зла - это свойство не человека, а дьявола, его служителей, и тех, кто продал ему душу. Далее следует, что неотъемлемой частью человека и его жизни является его противостояние злу или готовность противостоять, даже ценой потери жизни. Тот, кто ради спасения жизни злу подчиняется и служит - уже не достоин человеческого звания. Его жизнь - увы, не может считаться наивысшей ценностью.
В общем-то эти вопросы отдельно и специально не проговаривались, они просто подразумевались. Теперь эти детальки полезно вспоминать. Иначе без них гуманизм получает полностью извращенное до своей противоположность содержание.
Reply
Капитализму нужна выгода. Поначалу творцы были выгодны. Теперь творцы если и выгодны, то в строго ограниченных количествах. Позднее опять что-то может измениться.
Reply
Reply
Leave a comment