Что такое гуманизм и как с ним бороться?

Dec 10, 2021 18:03

Несколько лет назад я стал раздумывать над главным тезисом гуманизма - о том, что любая человеческая жизнь бесценна. И этот тезис, доселе принимавшийся без обсуждений, вдруг показался мне весьма спорным.
И сомнения здесь вызывают два вопроса:
1) действительно ли жизнь бесценна и какова её реальная цена?
2) действительно ли жизнь разных людей имеет одинаковую ценность?
Увы, серьезные сомнения. Жизнь разных людей имеют разную ценность - поскольку разным является их вклад в развитие общества. Смерть владельца крупного банка имеет гораздо большее значение, чем смерть сантехника - а, значит, и жизнь тоже.
На этом в очень немалой степени построена индустрия заказных убийств и соответствующего культурного концепта. Просто в какой-то момент смерть человека становится более выгодным событием, чем его жизнь, или, другими словами, его жизнь приобретает отрицательную ценность.
Эта ценность может носить разную природу: экономическую, культурную, научную, социально-демографическую и чёрте знает какую ещё.
Но отличия имеются.
Люди не равны, увы. (Они станут равными при коммунизме).
И вот тут возникает вопрос: если эта концепция ложная, то, как говорится, откуда ноги растут?

Рождение гуманизма из духа предпринимательства.

Гуманизм - коренная идея, на которой построена вся современная европейская цивилизация, главная скрепа старушки Европы - достаточно молод. Как интеллектуальная тенденция, он сформировался в эпоху Просвещения, и призван был задать новый вектор человеческой истории, новые смыслы для общества, освободившегося совсем недавно от тысячелетнего интеллектуального тиранства Католической церкви. Человек, который ещё недавно был божьим рабом, и более никем, должен был найти новый смысл для своего существования.
Почему именно гуманизм стал основой "нового мышления"?

„Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.“

Владимир Ильич Ленин, Три источника и три составных части марксизма Три источника и три составных части марксизма (март 1913 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

Стоит постоянно держать в голове слова Ильича: за всем стоит конкретный классовый интерес.
Эпоха просвещения закончилась весьма кроваво: революциями. Внедрение новых идей не прошло гладко. И, очевидно, главным бенефициаром происходящих изменений была буржуазия.
Так что гуманизм - буржуазная идеология.
И я в курсе, что все левые идеологии выросли из того же корня, и гуманизм всегда лежал в их основе. По крайней мере, всегда предполагался.

Что не так в гуманизме?

- спросит пытливый читатель, и это будет очень правильный вопрос.
Неправильно в нем то, что он является глубоко порочной и очень вредной идеей. И можно совершенно чётко утверждать, что реализация этой идеи и сегодня служит классовому интересу буржуазии (причем крупной).
Концепция гуманизма, на самом деле, не превозносит ценность жизни, а нивелирует её.
Когда-то мне встретилось очень симпатичное суждение о смысле жизни. Автора не знаю, на авторство не претендую.

Смысл жизни - в том, чтобы мир после тебя был лучше, чем до тебя.

И это не происходит само собой - нужно приложить усилия. Нужно постараться.
Энгельс говорил, что человек - это материя, осознавшая себя. И это обстоятельство весьма важно: материи в какой-то момент потребовалось осознать себя, чтобы продолжить развитие. Человек выглядел весьма неприглядно на фоне свирепых хищников, и чтобы выжить, он вынужден был заняться преобразованием мира.
Причем таким образом, чтобы ему было комфортно, а хищникам нет.
То есть, социальная инженерия необходима, а следовательно, поощряется обществом.
Полководцы и учёные, администраторы и художники - их имена неслучайно остались с нами на века. Они - в первую очередь, образец для подражания.
Однако, по мнению буржуазного российского министра, "недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других"
Буржуазии не нужен творческий человек: ценность жизни человека и его образ в сознании других людей не должны зависеть от его состояния, образования, должности, интеллекта и так далее. Человек, как говорят гуманисты, ценен сам по себе. То есть для того, чтобы иметь ценность, ему вообще ничего не надо делать.

Продолжение следует.

человек, буржуазия, классовая борьба, идеология, цена свободы, общество, гуманизм

Previous post Next post
Up