Немного позитива. Продолжение темы об изменчивости смыслов слов...

Nov 09, 2014 12:40

В христианских православных храмах в алтаре обычно находятся престол, жертвенник, ризница, епископская или священническая кафедра.
Лексическое значение слова алтарь, как места принесения жертв, изменилось потому, что, согласно вероучению Иисуса Христа, дела любви и милосердия выше всех обрядовых жертвоприношений.

Так, Иисус, обращаясь к иудеям, говорит им: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12-13). Этими словами Иисус напоминает присутствующим изречение ветхозаветного пророка Осии, который передал следующие слова всесильного Бога Израиля: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).

Книга Деяний Святых Апостолов повествует, что побывав в Афинах и возмутившись изобилию языческих капищ и жертвенников, апостол Павел сказал афинянам, что Бог, о Котором он проповедует, будучи Господом неба и земли, «не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание» (Деян. 17:15-21).

Именно эта идеологическая установка христианского вероучения, которая от верующих требовала, прежде всего, законопослушания и благочестия, изменила и лексическое значение слова алтарь у христианских народов. Алтарь перестал обозначать место, где возжигались дары богам.
Как и в предыдущих случаях ушло из бытия людей явление, но осталось в языке слово с новым лексическим значением (семантикой).

Любопытно, однако, что и до сегодняшнего дня в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам. Эта традиция также сохранилась с языческих, а затем и с ветхозаветных времен, когда к жертвеннику могли подходить только мужчины.

Со времен языческой ментальности ведет свое происхождение и такое выражение русского языка, как «чур меня», которое призывало отца, деда, прадеда (по-древнерусски - чура, пращура) оградить взывающего к нему потомка от всякого лиха, злой силы, опасности, беды. Ибо именно «чур» (пращур), в качестве бога, охранял и оберегал язычника.

Он не позволял посторонним без разрешения своих домочадцев приближаться к своему семейному очагу, имуществу, жилищу и ко всем земельным владениям своих потомков, оберегал их покой и благополучие.

Кстати, отражением языческой ментальности является и выражение «чересчур», которое в древности означало нарушение межи (границы) между собственностью разных семей, находящихся под охраной своих богов-предков.

Межевые столбы, сделанные из камня, дерева или других материалов, считались нерушимыми. Посторонний человек, включая соседей, не имел права приближаться к ним. А, тем более, опрокинуть или переместить их. Эти деяния считались святотатством, за которым обязательно следовало страшнейшее наказание от богов данной земли, под бдительной охраной которых они находились.

И, тем не менее, при разрастании семей и оскудении собственных земель языческие семьи были вынуждены переселяться в иные края, зачастую заселенные иными племенами, которых они опять-таки при покровительстве своих богов могли подчинить, изгнать или умертвить. Эти деяния не считались язычниками несправедливыми, а, тем более, преступными.

Напротив, убийство «чужаков», не поклоняющихся их богам, полное уничтожение их имущества, домов, полей, урожаев воспринималось язычниками в качестве добрых дел, угодных их семейным богам. Ибо собственные семейные и родовые боги показывали всем прочим богам и людям свою силу и свое покровительство в войнах с другими родами и племенами. Ибо чужие боги были в сознании язычников врагами их собственного бога.

Поэтому перед вступлением в бой каждый язычник был уверен, что его семейные боги помогут ему, и окажутся сильнее тех, кто сражается на стороне чужаков.

А вот для того, чтобы закрепить свое право на захваченную территорию, каждый язычник был обязан носить с собой горсть земли, взятой из могилы своих предков. Поскольку, по поверьям, именно в этой земле покоились прах и душа предков, которые должны были защитить его новые владения.

Поэтому, согласно преданию, основатель Рима Ромул в земле, завоеванной им, вырыл небольшую лунку (ямку) и бросил в нее горсть земли из родного очага. Следом каждый из его соратников подходил к ямке и бросал в нее горсть земли, принесенной с собой из своих родных очагов.

Продолжение следует

единобожие, ислам, смыслы слов, боги, свой-чужой, магометанство, язычники, ближний и враг, Бог, христиаество, иудаизм

Previous post Next post
Up