Кстати, излагаемый нами в данном посте материал, изначально был предназначен для школьников старших классов не столько как занимательный и познавательный материал, но и как формирующий историческое мышление... Поэтому он для апробации был опубликован в научных журналах, затем на сайте "Интеллект и духовность". А следом и появился и в моем блоге в ЖЖ...
Если есть какие-либо замечания или пожелания с радостью на них отреагирую и учту.
Заранее благодарю
Ваш С.С.
Итак, продолжим...
Разрушать или переносить очаг, как и могилу предков, в другое место, а тем более, в чужое жилище также категорически запрещалось, поскольку семья лишалась своей защищенности.
Поэтому, например, у греков очаг всегда располагался в стороне от входной двери дома, чаще за специальной оградой, которая закрывала его от взглядов людей, посторонних для семьи.
Поскольку наши далекие предки были уверены, что душа умершего отца, как и всех его предшественников, воплощались в огне семейного очага, то поэтому он должен был постоянно поддерживаться, никогда не затухая.
Для этого в очаг постоянно подкладывали дрова из специальных пород деревьев и возливали на него небольшие порции животных жиров, масел и вина, которые легко возгорались.
Категорически запрещалось бросать в очаг отходы пищи или «нечистую пищу», поскольку отцы должны были вкушать и пить лишь самое лучшее со стола своих потомков.
Если вдруг по каким-то причинам огонь очага затухал, то это считалось знамением того, что боги семьи из-за ненадлежащего отношения к ним отвернулись от нее, и что живущим на земле всем ее членам не избежать всяких и всяческих страданий и бед.
Для сохранения в очаге огня необходимо было обладать специальными познаниями, которые передавались в семье от отца к сыну-наследнику.
Один раз в году священный огонь очага в соответствии с религиозным ритуалом гасился (в Древней Греции обычно первого марта), а затем сразу же возжигался вновь по строго установленному обряду.
Причем для того, чтобы возжечь его снова, не разрешалось использовать искры, высекаемые от удара кремня о железо. Они считались нечистыми и недойными огня семейного очага. Священный огонь разрешалось возжигать или посредством трения кусочков специальных пород дерева или от сфокусированных лучей солнца.
Поскольку огонь очага был воплощением душ богов семьи, то его самого считали могущественным, ему поклонялись и молились, как и богам семьи.
Обратим внимание на то, что в тюркских языках, откуда оно было заимствовано, слово очаг означало огонь. Точнее, огонек. Поскольку в тюркских языках слово очаг - это уменьшительно-ласкательная форма существительного, выражаемого русским словом огонек. Отсюда и выражение «прийти на огонек». 7).
Поскольку для каждой семьи был важен именно свой собственный очаг, как символ благополучия и процветания, то и сохранилось в языке именно с языческих времен и пожелание, обращенное к хозяевам дома, «пусть горит огонь вашего семейного очага вечно», или произносить тост со словами «за ваш семейный очаг».
Со временем разрастаясь и отделяясь, семьи, тем не менее, помнили и почитали своих умерших предков. Общие предки-боги выступали объединяющим началом для ряда семей, которые считали себя их потомками и потому родственными (т.е. принадлежащими одному роду) и обязанными помогать друг другу в самых различных проблемных ситуациях бытия.
Например, во время стихийных бедствий или войн с другими племенами. По существу род также был своеобразной формой семьи, но настолько большой и разветвленной, что мог насчитывать несколько тысяч человек.
При всем этом каждая семья, имея своего собственного умершего отца, ставшего богом, все же жила относительно обособленно от других, пусть и родственных, но самостоятельных семей, поскольку в домах имела свой собственный семейный очаг.
Однако каждый род имел свой общий для всей семей алтарь, но не очаг, для жертвоприношений богам-предкам, которых они поминали в определенные дни года.
У одних народов семьи считались родственными вплоть до седьмого колена, у других до девятого. А, например, в Индии даже до четырнадцатого колена от общего предка.
Отсюда следовало, что для язычников не общественные храмы, как при единобожии, являлись объединяющим центром совершения обрядов и ритуалов поклонения Богу, а именно дома, где находились их родные очаги, без которых не существовало самой семьи.
И отсюда становится ясным, почему слова семья и очаг выступали в сознании язычников не только равноценными, но и равнозначными понятиями. Нет очага и нет семьи, нет семьи и нет очага.
Таким образом. Если учитывать, что, согласно языческим верованиям, во-первых, очаг возводился рядом с могилами предков, которые располагались всего в нескольких метрах от жилища (а по утверждению некоторых исследователей, в глубокой древности даже над могилами предков).
Во-вторых, что души умерших отцов, дедов и других предков продолжали пребывать не только в своих могилах, но и в пламени семейного очага, не отлучаясь от своих потомков, то становится понятным, почему слова семья и очаг употреблялись в эпоху язычества в качестве очень близких по лексическому значению слов, т.е. синонимов.
Подобным же образом отождествлялись в сознании язычника понятия родного очага и родных пенатов.
Пенатами в древнеримской семье назывались боги-хранители и покровители домашнего очага, которые давали домочадцам разум и устраняли телесные болезни.
Каждая семья обычно имела двух пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи. В эпоху возникновения больших поселений (городов) пенаты стали едиными для всех горожан хранителями их достатка и благополучия. Их чтили и им поклонялись в качестве божеств, им приносились жертвы.
В ментальную цивилизацию единобожия в связи с вероучением Иисуса Христа слово «алтарь» приобрело принципиально новое лексическое значение. Оно стало объединяющим началом и символом единства для всех верующих в великую миссию Иисуса Христа и в «жизнь вечную», проповедуемую им.
Сегодня в христианских храмах под словом «алтарь» понимается отнюдь не сооружение на открытом воздухе, которое служит для сожжения даров богам, и не место, где приносятся по ветхозаветной традиции дары всесожжения Единому Богу сынов Израиля.
А специальное место в храме, где располагается так называемый престол (стол) для совершения так называемых церковных таинств. Это место считается главной частью храма. Располагается эта часть в восточной части храма.
Причем вначале алтарем назывался собственно престол. А затем, когда восточную часть в православных храмах стали отделять иконостасом, под словом алтарь стали понимать всю ту часть храма, которая была отделена иконостасом. В католических храмах это та восточная часть, которая отделена алтарной перегородкой...
Продолжение завтра...