Позволил бы Иисус представить Себя современникам
в качестве Бога или составной частью "триединства"?
Иисус о Своих взаимоотношениях с Богом.
Как известно, Иисус не оставил никаких письменных текстов с изложением Своего вероучения, как это сделали, например, Моисей и Мухаммед. И если изложение текстов Торы Моисеем как в раннее средневековье, так и сегодня некоторыми исследователями оспаривается, то достоверность Корана как письменного источника, предъявленного миру Мухаммедом, не подвергает сомнению никто.
Кроме того, поскольку прямые высказывания Иисуса о Себе и о Боге передаются в основном в Евангелиях, то обратимся именно к ним. Естественно, к тем, которые собраны в так называемых канонических текстах книги Нового Завета.
Ибо именно эти тексты послужили основой для формирования христианства, как религиозного вероучения, предопределившего мировосприятие и идеологию всех тех людей, которые относят к себя к христианскому миру вне зависимости от того, к какому течению или направлению в христианстве они себя относят.
Как и всегда, начнем с Евангелия от Матфея и проследим, что говорит Иисус о Себе и Своих взаимоотношениях с Богом, Которого Он, как правило, называет Отцом Своим Небесным, как, впрочем, и Отцом Небесным всех людей нашей планеты. Ибо даже молитву, обращенную к Богу, согласно Евангелию от Матфея и Евангелию от Луки, Иисус рекомендовал начинать со слов: «Отче наш, сущий на небесах!...» (Мф.6:9-13; Лк.11:2-4).
Первое, что сразу же бросается в глаза не только в Евангелии от Матфея, но всех остальных трех, так это то, что Иисус постоянно говорит о Себе, как о Посланнике Отца Небесного, Который послан для проповеди Евангелия Царствия (Мф.4:14-23; 11-26;21:11;26:23, 24, 42 и др.).
Более чем ясно об этом Он передает словами: «Кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня» (Мф. 10:40). В Евангелии от Иоанна Иисус сообщает: «Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6: 37-39).
Второе. Обратим также внимание на следующее важнейшее для мировоззрения и идеологии единобожия момент, который проливает свет и на то, кем представлял Себя Иисус и каковы были Его взаимоотношения с Богом.
В частности, Иисус говорит дьяволу, искушающего Его в пустыне, куда Он «возведен был Духом», что обязан поклоняться исключительно Богу и более никому и ничему. При этом Иисус четко воспроизводит установление Торы: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).
А затем, согласно Матфею, Иисус говорит Своим ученикам, что пришел к людям не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы Самому послужить людям, отдав Свою жизнь для искупления вины многих из них. Читаем:
«Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Отсюда сразу же возникает другой принципиальный вопрос, который порождает множество других, если вдруг мы признаем Иисуса Богом.
Если Иисус должен быть воспринимаем людьми в качестве Бога, то тем самым нарушается одно из фундаментальных положений Торы, которое Иисус Сам же приводит «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Согласно мировосприятию единобожия, которое передают и Тора, и Новый Завет и Коран: «Бог един и нет другого»!
Более того, Сам же Иисус убеждает иудеев в том, что «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, а исполнить» (Мф. 5:17).
Так чью же волю должен исполнять человек? Собственную, если признать Иисуса Сыном Человеческим, что Он все время подчеркивает, или Божью(Мф.10:23; 11:19 и др.)? Если Иисус Бог, то почему Он пришел «послужить» людям?
Если же Иисус Пророк, Мессия, Христос, то, вне всякого сомнения, Он, являясь всего лишь «передатчиком» Божьего Откровения, «служит» одновременно и Богу, и людям, как служили Моисей и Мухаммед!
Есть ли необходимость и далее приводить подобные вопросы., если принять точку зрения, что под Иисусом в Новом Завете понимается Сам Бог в прямом значении этого слова, а не в переносном, как и сами люди в известном смысле являются богами? Достаточно вспомнить указание Иисуса, обращенное к людям, со ссылкой на Давида: «Я сказа: вы боги» (Ин.10:34). А также напомнить, что человек был «создан по образу Всесильного» (Тора. Брейшит 1 Брейшит, 26).
Думаем, что нет! Хотя, с точки зрения верующего человека, и, конечно же, основной массы христианских священнослужителей мы, вне всякого сомнения, прослывем в лучшем случае «еретиком», безбожником и невеждой. Ибо своим, всего лишь человеческим «разумением», пытаемся проникнуть в «тайны триединства».
«Тайны», которые, по мнению священнослужителей, неподвластны никому, кроме самого «Бога». А также, видимо, отцам Церкви, которые, «сотворив» из Иисуса Бога, выдвинули идею «триединства» спустя несколько столетий после вознесения Христа.
Если все же признать тайной «триединство», порожденное, человеческим, а не Божьим «разумением», то сразу же возникает и другой вопрос: зачем же Бог, Который ниспослал через Тору, Новый Завет и Коран вполне ясные и конкретные для человеческого «разумения» и исполнения установления, законы и заповеди, вдруг решил «затуманить» Свою Сущность с помощью Иисуса? Ведь Свою Сущность Единый Бог уже «открыл» Моисею (Тора. Шмот 6 Ваэра,, 2,3). А затем Он же подтвердил ее через Иисуса и Мухаммеда?
Напомним, что до Иисуса Христа Бог представил Себя сынам Израиля вполне конкретной всесильной, вездесущей, вечной, неизменной и живой Личности, однако не подвластной для восприятия ни зрением, ни слухом, ни другими органами чувств человека?!
Согласно всем трем Писаниям, Он - Бог, Который «сокровенен» и «в тайне» (Мф.6:18 и др.). Бог, Которого «никто никогда не видел» (1 Ин.4:12) из людей и видеть не может, пока люди пребывают «на земле».
Здесь вполне уместно привести жесткое предписание Торы сынам Израиля, которое было передано через Моисея на горе Синай (Сион):
«Я - Бог, всесильный твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я - Бог. Всесильный твой, Бог ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня. И творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Шмот 20 Итро 2-6).
Приведем и первые стихи второй Суры Корана:
1.Алеф-Лям- Мим.
2.Книга эта, несомненно, наставление для тех,
Кто (гнева) Господа страшась,
Смирен и праведен (в своих деяньях).
3. Кто верует в Незримое,
Строг в совершении молитв
И щедр в подаянии из благ:
Которыми его Мы наделили…
(Сура 2)
Напомним также категорический отказ Всесильного Моисею, с которым Он говорил «из уст в уста» и как с «другом» (Шмот 33 Тиса, 11), показать Свое «Лицо». Пророку было не только отказано, но и сказано, что человек, увидев Бога, непременно погибнет :
«Лицо Мое не будет увидено тобою (Шмот 33 Тиса,23), но и указано: «Ты не сможешь увидеть лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шмот 33 Тиса, 20).
Нужны ли другие аргументы в пользу того, что Иисус не позволил бы Себе представиться сынам Израиля, в качестве Бога. Ведь именно к потомкам сынов Израиля иудеям Он был послан, в первую очередь (Мф.10:5-7; 15:24)?!
Тем не менее, продолжим наше исследование того, в качестве Кого Сам Иисус представлял Себя современникам, включая Своих апостолов и учеников в каждом из четырех Евангелий.
Продолжение в последующих постах. Полностью статья будет опубликована в журнале "Пространство и Время", а также на нашем сайте Интеллект и духовность
http://intellect-spirit.org/