В поисках сведений о ментальности язычников, от которой многие народы следом перешли к цивилизации единобожия, а теперь некоторые уже находятся накануне перехода к цивилизации научного самоуправления, вышли на очень любопытную книгу известного историка французского происхождения Фюстеля де Куланжа "Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима" (Пер. с английского Л.А. Игоревского М:. :.- ЗАО Центрполиграф, 2010. - 414 с.).
Не буду пересказывать ее содержание. Заинтересованный читатель найдет ее сам и, надеюсь, прочитает с карандашом в руках.
Почему?
Да, потому, что подавляющее большинство граждан нашей страны отнюдь не далеко ушла от ментальности древних и дремучих предков.
Куда им до цивилизации "научного самоуправления", вползти бы в ментальность единобожия.
Вспоминается спор Плеханова, который был категорически против социалистической революции в России, пребывающей в те годы по ментальности своего населения на этапе раннего феодализма, с Лениным, который, кстати сказать, если судить по последним его статьям, вынужден был признать свои ошибки, сказав весьма знаменательные слова о том, что Россия станет "отсталой в социалистическом смысле страной".
Более того, вполне становится закономерным "железная воля" а затем и "железная рука" из сплава металлов, которая стала партийной кличкой вождя народов. Сталин он и есть Сталин. Сталь она и есть сталь.
Мог ли Сталин построить социалистическое государство с той ментальностью основного массы населения, которое обитало на бескрайних просторах нашего великого по масштабам государства.
Для тех, кто мечтает о "болотных делах" на Болотной площади советуем не только внимательнейшим образом исследовать проблема ментальности людей языческой цивилизации, но и "идти в народ", в самом широком смысле этого словосочетания для формирования новой цивилизационной ментальности. Иначе опять все начнется и закончится в границах Болотной или любой другой московской (заметим, сугубо московской) площади.
Мы выбрали лишь то место из книги, которое, как представляется, является актуальным в канун " Великого Дня великого голосования"!
Описываемые в упомянутой книге события происходили в Древнем Риме в 488 году до н.э.
Итак, читайте:
"Бедняки начали с того, что решили извлекать пользу из своего голосования... Они начали продавать свой голос, а поскольку голосовать приходилось довольно часто, они вполне могли жить на эти деньги. В Риме открыто шла торговля голосами; в Афинах ее предпочитали скрывать.
В Риме, где бедняки не входили в состав суда, они продавали СЕБЯ в КАЧЕСТВЕ СВИДЕЛЕЙ., а в Афинах - в качестве СУДЕЙ.
Все это не только помогала выбраться из нищеты, но еще и приводило к ДЕГРАДАЦИИ.
Когда оказалось, что этих средств недостаточно, бедняки прибегли, к более энергичным мерам. Они повели БОРЬБУ с БОГАТСТВОМ.
Сначала эта борьбы велась в рамках закона. На богатых возложили все государственные расходы, они были обременены налогами, их обязали строить триремы (класс боевых кораблей) и устраивать праздники для народа.
Затем возросли денежные штрафы, и за малейший проступок следовала конфискации имущества.
Никто не знает, сколько человек было приговорено к изгнанию только потому, что они были богаты. Имущество изгнанника поступало в казну в общественную казну, и затем распределялось между бедными...
В прежние времена люди уважительно относились к праву собственности, поскольку она основывалась на р е л и г и о з н о й вере.
Пока собственность была связана с культом и с семейными богами, никто не помышлял о том, чтобы отнять у человека его участок земли.
Но после переворотов древние верования были преданы забвению.
Собственность больше не была священной и неприкосновенной.
Ее уже рассматривают не как дар богов, а как подарок судьбы....
Каждый думает только о собственных желаниях и ими оценивает свои права.
Любое требование государства было справедливым.
Отсутствие личной свободы было причиной несчастий и беспорядков в Греции.
Рим потому и пострадал меньше, что более уважительно относился к правам собственных граждан"
Продолжение следует...