Часть четвертая
А теперь вчитаемся в то, что передал по поручению того же Бога «людям Книги» Мухаммед:
15. О люди Книги!
От нас пришёл посланник к вам,
Чтоб указать вам многое из Книги.
Что вы так тщательно таите.
А также много из того,
Что можно опустить.
Вам от Аллаха Свет и ясное Писание явилось,
16. Которым
Направляет Он на путь спасения и мира тех,
Кто следует Его благоволенью,
И Волею Своею
Из мрака к свету их выводит,
Стезёю праведной ведёт.
(Сура 5)
Таким образом, Коран в полном согласии с книгами Нового Завета, также говорит, что часть установлений, законов и заповедей Единого Бога со временем устаревает и что их необходимо заменять. Тогда как в Торе, напомним читателям, все установления, законы и заповеди давались сынам Израиля, с учетом их ментальности, на вечные времена. В нашей работе «Тора, Новый Завет и Коран. Закон, правопорядок и законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку, достаточно подробно описывается и обосновывается то, почему вся идеологическая и законодательная система Торы давалась с формулировкой на «вечные времена».
Кроме того, необходимо учитывать, что Коран был ниспослан, прежде всего, язычникам-арабам. И потому совершенно естественно, что ниспосланный им вероустав, именно для них является наилучшим!
В заключение не можем не привести слова Иисуса о том, что, когда Он выполнит Свою миссию на земле и уйдет к Отцу Своему Небесному, то «умолит» Отца послать людям другого пророка, Который станет «Утешителем» для всех принявших Новый Завет Единого Бога с людьми.
Естественно, «Утешитель», в Котором «Дух истины», будет говорить не от Своего имени, но «что услышит и будущее возвестит». Вчитаемся в слова Иисуса, переданные евангелистом Иоанном:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца и и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас… кто любит Меня, тот слово соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим . Нелюбищий Меня не соблюдает слов Моих: слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие же сказал Я вам, находясь с вами.
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:15-23).
И далее Иисус говорит об Утешителе, что «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:26-27).
Следом Иисус вещает о том, что Утешитель «обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня. О суде же, что князь мира сего осужден». И о том, что, придя, «Дух истины» наставит «на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:12-15).
Можно ли считать Мухаммеда тем самым «Утешителем», о котором говорил Иисус? Давайте разберемся и в этом вопросе.
Итак, возвестил ли Мухаммед, что-либо принципиальное новое о «будущем», которое ранее было возвещено Иисусом. Конечно, нет! Ибо Мухаммед, не был носителем «новоявленного слова» о вечной жизни на небесах. Сведения о Судном Дне он также передал после того, как их передал Иисус!
Возвестил ли Мухаммед миру что-то от себя лично или исключительно то, что было дано ему в Откровении? Нет, не возвестил. Он постоянно подчеркивал, как и любой другой пророк Единого Бога, что он говорит лишь то, что было ему открыто Господом.
Прославил ли Мухаммед Иисуса и «взял» ли он что-то от Него? Конечно, и возвестил, и прославил! Ибо он, действительно, во многом «взял» от Иисуса. Впрочем, не будем забывать, что Мухаммеду, как и любому другому пророку, было дано ссылаться на предшествующих ему пророков. И потому в Откровении, ниспосланном Мухаммеду, есть ссылки не только на Иисуса, но и на Авраама, Якова, Моисея, Иоанна и многих других пророков Всевышнего.
«Обличил» ли Мухаммед мир о «грехе и о правде и о суде»? Вне всякого сомнения, да! Но кто из пророков Единого Бога не обличал народ, к которому он был послан, «о грехе его, и о правде», и о Божьем возмездии за беззаконие.
«Напомнил» ли Мухаммед сведения об Иисусе Христе и обо всем том, что Он принес людям? Да, конечно? Причем, по соизволению Бога, более верные, с точки зрения мировоззрения и идеологии единобожия, чем все то, что «измышляли» толкователи Нового Завета до ниспослания Корана.
«Научил» ли Мухаммед людей «всему», что проповедовал Иисус? Конечно, нет! Ибо он был послан с особой миссией «к своему народу», который обладал своей специфической самобытностью, своим языком, образной системой мышления и «жизненным укладом» (Сура 6:155).
В Коране через Мухаммеда, к примеру, не было разъяснены принципиально важные для осознания людьми своей собственной ментальной сущности слова Иисуса, обращенные к Богу:
«Ты Отче, во Мне, Я в Тебе, так они, Отче, да будут в Нас воедино… Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино» (Ин. 17:21-23).
Вряд ли Бог, зная ментальный уровень Своего адресата, стал бы разъяснять через Мухаммеда неподвластное разумению язычников желание Иисуса, чтобы Он Сам, Бог (Отец Небесный) и люди стали единым целым (естественно, по своей духовной сущности).
В задачи Мухаммеда входило лишь передать Откровение, данное ему Богом, для того, чтобы потомки Исмаила вернулись к той религии, которую исповедовал их прародитель, а также и другие языческие народы приобщились к новому мировосприятию и новым правилам жизнедеятельности. И, не более того!
Здесь вполне уместно привести слова, сказанные Иисусом Своим ученикам о том, что каждое сообщение, исходящее от Бога, непременно учитывает исторический уровень развития своего адресата:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12).
Далее. Возвестил ли Мухаммед о том, что Отец Небесный забрал Иисуса к Себе, и что до Судного Дня мир не увидит Его? Да, возвестил.
Подтвердил ли Мухаммед утверждение Иисуса, что «князь мира сего осужден». Да, подтвердил. В полной мере. Ибо он передал арабам-язычникам принципиально новое мировосприятие и основы жизнедеятельности, которые полностью отрицали те духовные ценности, которых придерживался «князь мира сего» и его «подданные»!
Наставил ли Мухаммед мир на «всякую истину»? Разумеется, да! Ибо Коран был предназначен не только арабам и другим народам, пребывающим в язычестве, но и тем, которые ранее приняли единобожие(Суры 38:29; 74:55-56 и др.). Но, разумеется, эти сведения были рассчитаны на определенный исторический этап развития людей.
Собственно, и Новый Завет, и Коран показали людям, что ниспосланные, как в Торе, так и в них, установления, законы и заповеди исторически обусловлены и со временем будут приведены в соответствии с велениями нового времени (Сура 6:67).
«Прославил» ли Мухаммед Иисуса Христа и взял ли он, что-либо от Христа? Вне всякого сомнения, прославил и взял! Точно так же, как и Иисус в свое время прославил Моисея, Якова и Авраама и «взял» от них.
Но, с другой стороны, не сказано ли в Коране, что Мухаммед является последним пророком («печатью» пророков), направленным Богом к человечеству (Сура 33:60)? Да, сказано!
Хотя нам могут возразить, что для каждого народа «свой посланник», который и является «печатью» для него (Сура 6:154), и что лишь после увещеваний пророка, Всевышний или отправляет народ в небытие, как утверждает Коран, или продвигает его на новую ступень его цивилизационного развития (Сура 7:34); и потому Мухаммед является тем самым пророком для своего народа (арабов), с помощью которого действительно была сформирована принципиально новая ментальность арабов-язычников, а также других народов, принявших единобожие (ислам).
Сказано также, что именно Мухаммеду и его народу надлежит свидетельствовать перед Всевышним за другие народы, ранее принявшие единобожие (иудеев и христиан), и именно поэтому Коран действительно следует считать последним Посланием Единого Бога человечеству, после которого не будет иных пророков-посланников.
Но это, как нам представляется, означает лишь то, что человечество после последнего Послания должно было выйти на ту ступень своего цивилизационного развития, на которой оно с помощью своих интеллектуально-ментальных способностей, изначально заложенных в него Самим Создателем, сможет самостоятельно продвинуться.
О действительной реализации человечеством своих потенциальных способностей показывает вся история его развития. Особенно за последние триста-четыреста лет, начиная с так называемой эпохи Просвещения.
Итак, позволяют ли слова, сказанные Иисусом о «другом Утешителе», говорить, что в них речь идет исключительно о Мухаммеде? Конечно же, нет!
Разумеется, не потому, что в Евангелии не было указаны ни имя, ни происхождение, ни народ, к которому, в первую очередь, будет направлен «Утешитель». А, прежде всего, потому, что Мухаммед, действительно, являясь пророком-посланником Единого Бога и продолжая идеологию своего предшественника Иисуса Христа, тем не менее, далеко не во всем вписывается в те характеристики, которые предрекал Своему последователю Иисус.
Таким образом, обобщая сказанное, мы можем лишь повторить вывод, сделанный выше.
Исключительно Бог решает, кто станет очередным пророком. И потому все ссылки на те или иные сведения о пророках, данные в Писаниях, прежде всего, направлены на формирование у верующих убеждения в преемственной связи каждого последующего Послания с предыдущим, а также на осознание неразрывной связи каждого нового пророка и его пророчества с предшествовавшими пророками и Откровениями от Единого Бога. А также на то, чтобы в поисках своей аргументации люди были вынуждены внимательно вчитываться во все Писания, данные от Единого Бога, а не исключительно в одно из них, вырывая его из общего контекста.
Ибо, как сказано в Коране, «Мать Вечной Книги» (Сура 13: 39) находится исключительно у Бога и что Он откроет людям через Своих пророков, ведомо лишь Ему Одному (Сура 22:34).
Но, если Коран является последним Посланием Единого Бога (Сура 5:3), то закономерно возникает вопрос. Не послан ли он землянам с тем, чтобы заменить собой Евангелие, подобно тому, как в своё время, по мнению подавляющего большинства не очень искушенных в основах христианского вероучении людей, от Единого Бога был дан миру Новый Завет?
Разумеется, вопрос этот не только актуален сами по себе (особенно в наши дни), но и чрезвычайно широк. Он требуют самостоятельного рассмотрения, что и было сделано нами в специальной работе, которая приводится ниже в списке использованной литературы. 2)
Использованная литература.
Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода П.Гиль. Под общей редакцией Г. Бранновера. “ШАМИР”, ИЕРУСАЛИМ *5753*1993*, М.,: “АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР”, - 1136 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Международный Издательский центр православной литературы. Москва, 1995, - 1375 с.
Коран. Перевод смыслов и комментарии иман Валерии Пороховой. Изд. десятое, дополненное. М., Рипол Классик, 2008, - 800 с.
1) Фюстель де Куланж. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского, - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2010. - 414 с.
2) С.С. Оганесян. Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: 2. О понятиях «ближний и брат» в современном мире // Пространство и время. 2011, №2; С.С. Оганесян Истоки правового нигилизма нашего народа // Представительная власть 2011, № 5,6; С.С. Оганесян. Последовательная передача законодательной инициативы и законодательной функции от Бога человеку// Ценности и Смыслы. 2011, № 1; С.С. Оганесян. Существует ли жизнь после смерти? Сведения Торы, Библии и Корана о земной и внеземной жизни человека. Современный взгляд. М.: Гуманитарий, 2005.- 464 с.; С. С. Оганесян. Отношение Корана к иудеям и христианам. Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т.3. Вып. 2 - 2013; С.С. Оганесян, Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок, законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М.: Гуманитарий, 2011. - 552с.