Один из частых вопросов: «что я должен почувствовать?» или «как должна измениться моя жизнь?»
Критерии, которые Тулку Урьен Рипнпоче приводит в своей книге, звучат так:
Результатом медитативной практики является постепенное исчезновение беспокоящих эмоций, таких как агрессия, привязанность и тупость. Это - реальный признак удачной практики медитации.
Расскажем, как это происходит у нас.
Оля: Исчезновение агрессии - пожалуй, самый очевидный и явный признак у меня. Я стала намного доброжелательней, из моей речи начисто пропали всякие грубости, даже смешные.
Реально уменьшение градуса собственной агрессии я ощутила, когда общалась с «троллями» в интернете. Когда неизменно в каждой ветке при общении с хамом, пришедшем изначально нагадить и испортить настроение - выходила чуть ли не на пожелания друг другу спокойной ночи :) Это же и проявилось в общении по жизни, в общем. С родственниками было сложнее (не раздражаться, не принимать близко к сердцу) но агрессии стало мало. Я могу сказать, что последний год я вообще ни с кем не ругаюсь, не ведусь на провокации. Конечно, я не избавилась от агрессии, но когда она появляется, я ее тут же идентифицирую - «о, это агрессия! Оля, ты поняла?». Она не становится частью меня и не двигает мною так стремительно, как раньше - будь это раздражение на ребенка, например, или реакция на чью-то несправедливую реплику. То есть я это я - а агрессия, это моя агрессия. Мы уже не в такой тесной связке действуем:)
Привязанность тоже стала мягче и ее мучительная часть подуспокоилась. Как у мамы, жены и дочери - у меня очень много страхов, связанных с привязанностью. Я привязана к детям, я боюсь за них, я привязана к родителям, и тоже боюсь за них и я привязана к мужу и боюсь за нас:) Практика медитации и тут вклинила свой небольшой зазор из воздуха и прозрачности. Моя привязанность сейчас как будто лежит на воздушной подушке. Я совершенно спокойно могу думать о том, что мои дети вырастут и будут совсем самостоятельными людьми, такими, какими они захотят быть, что они будут учиться на своих ошибках, что я не уберегу на все сто, что я могу просто желать им счастья, и все, и не на что не претендовать. И что мои родители живут в своем мире, в который мне не пробиться, хотя многое в их поступках и мыслях кажется мне нелогичным, да и я сама в их мире - не такая, какая я тут, в своем. И это не помешает нам жить вместе и любить друг друга. Ну и с мужем тоже, меня перестало пугать будущее. Каким бы оно ни могло бы быть. Сейчас очень хорошо. Но это не значит, что если вдруг станет не так - то моя жизнь закончится.
С тупостью мне трудно судить:) Иногда я делаю очень глупые вещи. Но я научилась анализировать. Беспристрастно. Что получилось от чего. Я четче распознаю свои истинные мотивировки в корне тех или иных желаний, и так мне тоже проще обращаться с ними. Выполнять или нет. И мне нравится моя новая созерцательность в отношениях с жизнью. А это напоминает уже, на минуточку, почти старческую мудрость :)
Дима: Насчет агрессии, могу сказать, что уменьшается не сама агрессия, а зависимость от нее. Полностью, к сожалению, растворить это не удается. Но появляется зазор между мыслью и действием. Мысль или эмоция возникает, но появляется и возможность отследить ее, становишься более внимательным, и в тот момент, когда она захватывает тебя, ты или отпускаешь ее или начинаешь уже быстрее реагировать. То есть не получается, что вот сигнал пришел и сразу бьет в голову и развиваться вся цепочка агрессии: «а меня обидели! Щас буду бить!»
Привязанность полностью не растворяется. Просто уменьшается ее влияние. То есть привязанность к приятным ощущениям - мы не можем полностью стать, как было сказано, «бесчувственной деревяшкой». Нет, мы остаемся собой, наши чувства остаются при нас. Но, чтобы порадоваться, нам уже не обязательно выполнить какой-то ритуал. Радость приходит по другим поводам - «срабатывают» уже не те, которые раньше нас волновали ( например, какая-то особая еда, атмосфера, события). Все становится более спокойно. Радость остается, но она более спокойная. Обычно люди воспринимают это состояние непривязанности как какую-то холодность, отчужденность. На самом деле , у человека, который не занимается медитацией, от жадности и невнимательности происходит перебор всего. Как у ребенка. Он уходит или в сильную радость или в сильную печаль. Хотя поводы, в общем, зачастую спорные:) А медитация человека центрирует и таких бурных всплесков просто не возникает. И потребности в них тоже.
Что касается тупости - от нее, конечно, тоже полностью избавиться не удастся. Если бы все было так просто:) Но по нашей сущности, по нашей какой-то конфигурации человеческой - у нас все равно остается что-то, где все равно мы будем тупить. То есть если начнем усердно медитировать - мы вряд ли получим ответы на все вопросы. Но мы станем просто внимательны, в принципе. Замечасть что-то, что не могла заметить раньше. Перестанем «спать» по жизни. Интеллектуально это, впрочем, вряд ли отобразится. То есть практика медитации не обогатит наши энциклопедические знания. Хочу заметить и то обстоятельство, что когда мы впадаем в отупение, это вполне естественно. Даже сон человеческий - это тоже притупление своего рода. Потому просто взять и растоврить собственную «тупость» задача невозможная. Просветленные создания - они да, они как-то могут:) Даже не обладая фактически книжными знаниями, они как-то понимают суть вещей, как все устроено, что есть в их поле знания. Но учиться никогда не поздно в любом случае:)
Теперь поговорим не только о медитации, а и о том, КАК учиться. Как использовать практику медитации как трансформацю:
Отрывок из книги Тулку Урьен Рипнпоче по поводу изучения буддизма (но на самом деле это подойдет для каждого, кто хочет что-то поменять в своей жизни в пользу внимательности и осознанности):
«Когда мы применяем учения Будды на практике, то делаем это в три приема. Сначала мы постигаем учения, тщательно их запоминая. Затем размышляем о них, пытаясь уяснить их себе. А потом тренируемся в них, делая изученное частью собственной жизни. Это не может пройти бесследно. Изучая учения Будды, мы узнаем о хороших и дурных действиях. Мы понимаем, какой выбор у нас есть. Мы осознаем, что все создается кармическими действиями и нашими собственными беспокоящими эмоциями; мы узнаем, как можно их очистить и устранить. Узнав это, обдумав это и применив это на практике, мы должны получить результаты. Говорят, что результатом учебы и размышления является мягкость и дисциплина. Результатом медитативной практики является постепенное исчезновение беспокоящих эмоций, таких как агрессия, привязанность и тупость. Это - реальный признак удачной практики медитации.
То есть, чтобы практика стала удачной, не достаточно «просто сидеть и медитировать».
- Вы должны иметь учителя (не важно - «книжного», который говорил бы с вами текстами, или лекциями, или настоящего, получившего нужные посвящения, или не получившего, но которому вы верите). И этот учитель должен вам что-то сообщать. У каждого свои методы. Но даже за тысячами простираний стоит некая идея. Вот на ней и нужно сконцентрироваться. То есть вы должны понять, чему вообщепосвящается ваша практика. Если вы пришли на медитацию «потому что это модно и прикольно сидеть вот так» или «у меня все в жизни хорошо, я делаю все правильно, меняться не собираюсь и просто посижу тут потому что это, говорят, хорошо» - шансов на успех у вас нет.
- Вам нужно действительно думать, не только во время формальных сессий о том, что там этот учитель такое болтал. И понимать, в меру своих индивидуальых возможностей, его слова. По-своему. Да, да, так, как это действительно ложится к нам в сердце. Это еще более трудно чем пункт 1 - потому что одно дело это просто тупо повторять каике-то священные слова и видеть за этом глубокий сакральный смысл, и другое - реально пустить какие-то новые идеи и понимания в свою жизнь. Личную. Домашнюю. Свою. Это не так уж просто.
- Применять учения на практике - значит понять, что там к чему и жить с этими новыми осознаниями. То есть не «потому что так мне сказали - вот я так и делаю». Вроде бы очень просто, но это еще труднее, чем предыдущие два пункта. Потому что практикой становится вообще вся жизнь.