Сериал "Времигранты": сатира на грани

Jan 04, 2025 21:35

Некоторое время назад просмотрен скандинавский сериал "Времигранты" (англ: .Beforeigners).


Суть: в современный нам мир начинают регулярно пребывать попаданцы из прошлого. Причем, исключительно из трех эпох: каменный век, эпоха викингов, 19 век.
Это происходит по всему миру. И на момент событий сериала проходит уже несколько лет с момента начала этой фантастической миграции.
В результате получается такая себе сатира на тему миграции, толерантности и ксенофобии. Т.к. процесс прибытия из прошлого продолжается. Уже в той же Норвегии живут тысячи таких "мигрантов" из прошлого. И...проявляются те же проблемы, что и с обычными мигрантами.
Конечно, государство и ученые вначале офигевают от сенсации. Может быть, историкам на первом этапе интересно изучить 19 век и эпоху викингов, а также каменный век - имея живых акторов процесса перед глазами. Но к моменту событий сериала видимо, уже и историков такие "гости" маненько так достали.
Почему? Потому что для государств по всему миру прибытие предков из прошлого становится головной болью. Это люди принципиально иной культуры и мышления. Попытки их интегрировать в современный социум под флагом толерантности (нельзя например слово "викинг" употреблять - т.к. это может незаслуженно обидеть мигрантов из этой эпохи) - не приносят успехов. А получается так: куча "гостей" сидит на пособиях. При этом "гости" (включая прибывших из каменного века) более-менее усваивают современные гаджеты, некоторые даже одевают современные шмотки или их элементы. Но так чтоб интегрироваться в социум на 100% - этого нет. Даже те, кто, подобно одной из главных героинь сюжета - прошел спецкурс адаптации и принят в полицию. В кадре демонстрируется откровенный бардак. Опрятные норвежские города заполнены "гостями" из прошлого, которые пытаются элементы своих порядков привносить в жизнь. При этом наши современники не изолируются от этих мигрантов, а вступают с ними в интимные отношения и даже в брак. Личная драма одного из главных героев - жена ушла к прибывшему из 19 в.
Более того. Среди наших современников в реальности сериала даже появляются определенного рода перверсии. Например, когда людям некомфортно себя осознавать людьми из 21 века. Они хотят быть людьми 19 века и ранее. Такое движение называется "транстемпоралами". Также в обиход входит термин "таймсизм" - как аналог расизма и сексизма.
Наблюдать за всем этим крайне занятно. Сатира - одновременно и над повесточкой, и над субкультурным ультранационализмом - просматривается невооруженным взором. Да, сам ультраправый дискурс в этой реальности мутирует. Если заметная часть современных ультраправых неровно так дышат на эстетику викингов, неоязычество и т.п.
То в реальности фильма - подобные кадры, увидев, что собой те же викинги натюрлих представляют - относятся к ним столь же нетолерантно, как относились бы, например, к арабам. Есть комичная сцена - где один такой кадр - завидев двух проходящих мимо викингш - выкрикивает им "Норвегия для норвежцев", и явно собирается устроить перепалку.Есть и не смешные сцены. Обыгрывающие вандализм с ультраправым бекграундом. Например, когда персонаж из 19 в., приходит на могилу к близкому человеку, и видит, что надгробие осквернено нетолерантным лозунгом.
Да и меж самих "мигрантов" из прошлого единства нет. Например, выходцы из 19 в. крайне неодобрительно смотрят на излишнюю, по их мнению, раскрепощенность соотечественников 21 в., а название Осло - им никак не заходит, они город именуют Христианией. Соответственно, викинги с их ярым антихристианством - в быту крайне нетолерантно ведут себя по отношению к христианским символам.
Однако и викинги тоже разные. Кроме язычников среди прибывших много и христиан 11 века. Но что это за христиане? Это не в современном европейском понимании. С культурой, вежливостью и рамками поведения. Здесь христианство воинствующее. Радикальное. Буквально: крестись или умри.
Викинги-христиане группируются вокруг Олафа II Святого - одного из почитаемых общехристианских святых, сыгравшего в истории Норвегии примерно ту же роль, что и князь Владимир в истории Руси - в плане принесения христианства. Канонизировали Олафа спустя более 100 лет после его гибели на поле брани. Собственно, это и стало основой. В сериале он, как и его противник, также пребывают из прошлого.
В сериале этот канонизированный после смерти правитель - приходит в бешенство от показа фильмов про гей-браки, межрассовые связи и прочую толерантность. Его окружение от него не отстает. Они пытаются также устраивать разборки с язычниками. Не нравится весьма таким христианам из 11 века и их лидеру и современное состояние католической церкви. Прежде всего из-за утраты воинственности.
Вообще, в сериале скорее больше акцент на личности короля до его канонизации.
Он весьма охотно идет на разные меры, которые понятны для любого правителя (он даже изрекает - что люди во власти во все времена одинаковы), но явно не ассоциируются с образом святого. И уж тем более с добродетелью. При этом показано, что его ярая приверженность традиционным ценностям в не наигранном понимании сочетается с такими сюжетными ходами как связь с ведуньей и другими пороками.
При этом у человека как-то это все уживается в образе, и выглядит органичным. В наше время он насколько возможно вписывается: заводит блог, набирая массу подписчиков и последователей; обучается сносно водить авто.
Все это размазано по сюжету, но собирательно получается так. В финальной серии даже показана альтернативная реальность, где Олаф смог. Он вернулся к власти. И показано общество, которое он построил в 21 в. Традиционные ценности в гипертрофированном виде. Христианство скорее как идеология (символика - всюду), чем как вера от сердца. Запрет контрацепции и всего, что короля в нашем времени возмущало. Итог: это никуда не исчезло, этого стало даже больше. В разы и на порядки. И контрацептивы теперь продают персонажи с внешностью наркобарыг, озираясь по сторонам. А сама страна напоминает что-то вроде Ирана времен аятоллы Хомейни.
В общем...создатели картины реально даже не по краю прошли. При этом все это сознается лишь постфактум. Все это раскидано по картине, где ты смотришь за линией расследования и кучей забавных эпизодов. То есть - предметом сатиры стали две именно Крайности.
В целом довольно любопытный замысел. Основное внимание - на детективную линию. Однако по сюжету раскидано множество таких маркеров, которые одновременно и "повесточку" высмеивают, и ее антипод в виде лубочного ультраконсерватизма.
И глядя на показанное, и зная, что согласно сеттингу - подобное по всему миру произошло, весьма умозрительно интересно представить, что ж в наших осинах бы творилось при таком раскладе. Как бы выглядело наличие русичей (опять же - не очень понятно, из какого периода времени кидают - когда христианство еще не распространилось, или уже распространилось), великороссов 19 в. и их взаимоотношения с современниками 21 в., а также как бы их пыталось государство пристроить. В реальности сериала власти той Норвегии явно буксуют. Хотя, повторимся, гаджеты и соцсети персонажи из прошлого как будто бы быстро осваивают.
В любом случае - после 2021 г. новых серий не выходило, повествование обрывается на полуслове с явным заделом на перспективу. Отсюда можно заключить, что проект вряд ли продолжат.

фэнтези, фильмы, фантастика

Previous post Next post
Up