Предыдущие посты по теме:
1,
2,
3,
4,
5,
6.
Дневник ялтинца Н.Дешкина дочитан до середины декабря 1942 г. Картина событий там за период накануне и после падения Севастополя следующая.
В ходе решающих боев за Севастополь участились налеты советской авиации, которая сбрасывает не только бомбы (страдают при этом и жилые кварталы, а не только места размещения вермахта), но и листовки, адресованные германским солдатам. При этом общее их содержание автор вопроизводит с чужих слов. Рассказано о том, что в листовках говорится о скором крахе Германии, и следуют призывы сдаваться. По-видимому, на германских солдат это не произвело впечатления.
Когда Севастополь захватывают - как будто в бомбардировках наступают дни затишья. Да и в целом снижается военная активность. Эта тишина автору дневника кажется необычной. Что он и отмечает. То есть - дни тишины - для него не менее напряженные, чем дни атак. Поскольку тишина пронизана ожиданием и предчувствием.
Ситуация с продовольствием не наладилась. При этом в дневнике даются истории людей, которые более-менее устроились при немцах. Идейных антикоммунистов там не заметно. Скорее - это люди, которые будут при любой власти приспосабливаться. В т.ч. переступая мораль. Если бы завтра ушли немцы, а пришли, например, американцы - эти люди бы и с ними сотрудничали. А если бы советская власть вернувшись - вдруг не начала преследований - то они бы как ни в чем ни бывало вернулись работать туда, где работали. Но те, кто приспособился - живут относительно хорошо. А некоторые даже и роскошно (относительно к другим жителям).
Приведены рассказы вернувшихся с работ в Германии (агитация поехать туда разворачивается с зимы 1942 г. - причем, подтверждаю как читавший газету "Голос Крыма" - что официальным слоганом этой кампании - была, выражаясь современным языком, гуманитарная помощь местному населению. Буквально: Советы вас оставили в прозябании и нищете, но великая Германия дает вам возможность поправить свое положение. Вы поедете работать в Рейх, посмотрите высокую германскую культуру, вас будут хорошо кормить и платить денежку. Да, была и принудительная отправка, но на первоначальном этапе на эту пропаганду немало людей повелось). Рассказывают разное. Кто-то до Германии не доехал, а был выгружен в Белоруссии, где им поручили убирать урожай с местных колхозных полей. Те же кто доехал и потом то ли в отпуск, то ли еще как вернулся - рассказывают о том, что там как повезет. Ключевое требование немцев - лезть из кожи вон и арбайтен, за признаки лени следуют жесткие наказания. Включая даже случаи забивания до смерти. Но все зависит от хозяина, в какую семью или на какое предприятие попадешь. Попадется нормальный бюргер - считай, повезло. Но надо прямо жестко-жестко работать и делать все, что прикажут. Про увиденное в Германии - вернувшиеся говорят скорее в плюс сравнивая уровень жизни там с довоенным СССР. Естественно, с поправкой - что это для немцев. При этом некоторые говорят и о том, что в самом Рейхе до сих пор есть симпатизанты компартии, и даже видели листовки последней на улицах германских городов. Также отмечаются атаки британской авиации, которая очень успешно бомбит немецкие города, особенно на западе.
После падения Севастополя и некоторого снижения интенсивности атак советской авиации - они возобновляются. И становятся даже более интенсивными, чем были в ходе боев за город. Настолько, что местные жители уже начинают прятаться по укрытиям, услышав даже звук автомобильного мотора. Непрерывность дневника все же не соблюдается. Следует лакуна на полтора месяца (август 1942 г. не зафиксирован). Записи возобновляются в сентябре. И они наверное пару недель - предельно короткие. В стиле: сегодня нас бомбили. Следующий день: то же самое.
Отношение местных жителей к бомбежкам советской авиации - понятно какое. Общий настрой такой: вы допустили эту катастрофу, вы не остановили врага на границе, вы не удержали Крым, а теперь бомбите нас. Ведь эти бомбежки - не только разрушают здания, но еще и убивают мирных граждан. Понятно, что основными целями советской авиации остаются места размещения германских войск, но по итогам получается так, что достается всем сразу. Также с самолетов пытаются сбрасывать продовольствие для партизан. Но это продовольствие нередко успевают забрать германцы и местная полиция.
Потом налеты авиации прекращаются. Это объясняется тем, что немцы продвинулись еще дальше, и скорее всего, захватили аэродромы, откуда совершались атаки с воздуха.
Мне в частном порядке вчера задали вопрос: а что автор пишет про крымских татар и их коллаборационизм?
Отвечаю: а он на них особого акцента не делает. То есть о татарах он пишет, но эта тема - у него идет в общем потоке событий. Что в дневнике пока на эту тему увидел:
- начиная с зимы 1942 г. среди татар начинается вербовка в добровольческие формирования. Обещают обмундирование, жалование и пропитание. И это работает.
То есть мотив - не какая-то высокая цель типа борьбы с большевизмом и некая мысль создать свое татарское государство под эгидой Германии, а - сугубо практический. Описано, как завербовавшиеся в добровольческие отряды татары - увидев, что им действительно дали то, что обещали - воспряли духом, и буквально светятся, почувствовав, что теперь их жизнь наладилась.
А уж когда им дали германскую военную форму - так и вообще считай у всех на лицах написан джек-пот.
Вот так примерно там обобщенно написано про это.
Еще в декабре 1942 г. автор испытывает потрясение - увидев (впервые) РУССКИЙ отряд в немецкой форме. То есть: Н.Дешкин вначале думал, что в Ялту зашла какая-то новая немецкая часть, т.к. европейцы и европейцы. Но: когда из этой колонны зазвучали русские песни, и послышалась русская речь...у автора дневника наступило очевидное потрясение. И это дало ему очередную пищу для размышлений. И про довоенную жизнь, и в целом про нравственность. В принципе - многие, если не все очевидные проявления низости и активного коллаборационизма - автор связывает именно с тем, что за десятилетия ранней советской власти стало в принципе возможно такое поведение. И образ мыслей.
В декабре 1942 г. автор также отмечает, что немцы провели реквизицию цветных металлов. В т.ч. забрали церковные колокола. Для Н.Дешкина это повод еще поразмышлять про истинное отношение к религии со стороны оккупантов.
На страницах дневника предстают также образы людей, которые угасли от голода или недоедания. Да и сам Н.Дешкин на себя смотрит в зеркало - и задается вопросом - в кого я превратился, и сколько еще проживу. Ситуация постоянной угрозы для жизни создает нервозную обстановку и дома. Отмечаются конфликты между домочадцами, возникающие вообще на пустом месте.
В этих условиях автор проявляет специфический черный юмор, и иронизирует: мол, обе стороны конфликты воюют сплошь с гуманными и высокими целями. Советы - хотят прогнать оккупантов и принести социализм и социальную справедливость, Германия в своей пропаганде для местных жителей декларирует, что хочет исключительно освободить порабощенные народы СССР от большевизма. По итогам у автора рождается мысль, что наши "освободители" в своей заботе пошли далеко и широко: от большевизма освобождать - это полдела, надо еще и от жизни как таковой освободить. В том, что об освобождении речи и нет - автору стало понятно где-то в течение зимы 1942 г., или чуть раньше. Но он все более и более в этом убеждается, когда, например, услышит очередной рассказ о том, что происходит в лагерях для военнопленных, или посмотрит на очередные экзекуции. В целом, и окружающие начинают говорить похожие вещи. Мол, Крым и бои за него Рейху обошлись слишком дорого, поэтому Крым будет немецким однозначно. Не случайно - людей, которые себя идентифицировали как украинцы - активно отправляют на территорию Украины. Далее пополз слух - что и великороссов отправят на территорию РСФСР. А освободившееся пространство займут немцы. Это еще один из слухов, который автор фиксирует.
Также автор получает опровержение одного мифа, который стихийно возник среди жителей. Это мотивы столь быстрого и жестокого уничтожения местных евреев. Было распространено мнение, что это - некий ответ немцев на советские депортации фольксдойче из Крыма. Но...в 1942 г. часть депортированных (видимо, оказавшихся в Краснодарском крае) - таки вернулась назад, после того, как советский фронт откатился еще дальше на восток. И эти люди рассказали, что за исключением причиненных неудобств - советская власть явно не имела намерения их уничтожать (а ходил слух, что немцев, вывезенных из Крыма, могли и уничтожить).
Ключевое же, что автор для себя уже в середине 1942 г. вынес:
- что блицкрига не получилось;
- рассказы германской пропаганды про скорый крах СССР - надо делить надвое. РККА явно не утратила волю к сопротивлению;
- Германию треплют западные союзники;
- и самое главное: война, похоже - на годы. Обе стороны будут перемалывать друг друга - пока одна сторона не уничтожит другую.
При этом автор, не имея всей картины - в 1942 г. - пишет УЖЕ о миллионах погибших.
В общем, такие эго-документы и их публикации - это, наверное, лучшая иллюстрация не только жизни под оккупацией - а гораздо шире. Это запечатленная военная реальность без прикрас. Где нет ни пафоса, ни высокого слога, ни всего того, что потом станет частью обязательного нарратива о событиях 1941-1945 гг. Это история боли, ужаса, и выживания в экстремальных условиях.