Читая Дешкина...

Dec 04, 2024 10:08

Читая дневники ялтинца Николая Дешкина, мысленно постоянно сопоставляю их с дневниками Е.Гопштейна, о которых недавно писал. Люди разного положения, национальности и социального статуса (и в условиях оккупации, и до) - пишут примерно об одном и том же - касаемо начала войны с нацистской Германией и периода накануне оккупации. Это: мероприятия властей по уничтожению объектов инфраструктуры (Гопштейн здесь более подробен), хаотичное отступление...
В период безвластья наступает форменный праздник непослушания: начинается грабеж магазинов, складов. Который в Ялте даже не сразу прекращается после появления передовых частей вермахта.
Весь предшествующий советский идеологический монолит с его нарративом о том, что обогащаться - позорно - как-то разом испарился. Начинают буквально на ходу возрождаться примитивные капиталистические отношения (очень примитивные, отягощенные оккупацией и войной). Немцы, согласно записям Дешкина, поначалу (дочитал до начала декабря 1941 г.) откровенно не жестят (потом картина изменится). Население начинает завязывать с германцами и румынами примитивные отношения. Где-то чего-то поменять, где-то услугу (в т.ч. интимную) оказать. Банально новости узнать. Хотя Н.Дешкин и дневник столь подробный вести начал, чтобы зафиксировать слухи, а потом их проверить. Слухи циркулируют самые невероятные. Вплоть до того, что Севастополь обороняется потому, что к нему на помощь пришли англичане.
Много нелицеприятных оценок и размышлений у Дешкина (как и у Гопштейна) - о том, что такое была предвоенная жизнь. Оценки поразительно схожи: 24 года безвременья, выпалывания всего инициативного, деятельного. Нравственное растление. В быту советская действительность сталинского предвоенного образца представляла собой картину крайне нелицеприятную. Вот поэтому настоятельно не советую воспринимать образ той повседневности по сталинским пропагандистским фильмам а-ля "Веселые ребята", или новоделам вроде "Любовь Советского Союза". Это с точки зрения искусства, как вещи в себе - интересно. А ассоциировать образы кино с реальностью - не советую. Можно испытать практически физическую боль, если создать себе в голове такой глянцевый образ, и сопоставить их с тем, что зафиксировано на страницах двух дневников.
Да, оба автора - и Дешкин, и Гопштейн - люди, которые критично настроены к советской действительности и к большевизму. Дешкин в свое время даже арестовывался. При этом у обоих авторов дневников дети воевали на фронте. Такая вот история.
В целом - эти свидетельства из первых уст знаментательны тем, что они весьма бьются как с апологетикой подвига, так и с акцентированием на преступлениях оккупантов.
Это реальность, где даже зло - оно далеко от образа того мрачного абсолюта, который формировала пропаганда с обеих сторон.
Отмечу пока общий момент двух дневников. В условиях, когда достоверной информации нет. СМИ, даже пропагандистские - не работают (советские ушли, а германские еще не начали свою деятельность) - место даже самых ангажированных новостей занимают слухи и толки. И то, что Дешкин (в большей мере, чем Гопштейн, который практически всю оккупацию скрывался и лишь записывал то, что ему рассказывала его спасительница) - столь подробно описывал не только бытовые аспекты оккупации, но и то, о чем говорили люди - это крайне важно и интересно. В контексте понимания настроений в конкретный момент. Увы, к сожалению, эти настроения однозначно разочаруют тех, кто слишком некритично воспринял советский идеологический нарратив. Уверенности в победе СССР - в начале войны у населения, которое оказалось в оккупации - не было. Она как-то и не выглядела реальной. Слухи того времени весьма показательны: одни говорили, что Сталин сбежал, и вместо него Литвинов. Другие - что Сталин выгнал из Кремля всех своих соратников - отправив их на низовые должности либо руководить регионами. И что он обратился к народу, сказав, что не знал о подлинной ситуации внутри страны, ибо его обманывали. Еще ходили слухи, что часть СССР заняли англичане. Или что советское руководство предложило Гитлеру сепаратный мир, но тот отказался.
В целом циркулировало некое убеждение: раз такая ситуация - как катастрофа 1941 г. стала возможна - то это правительство точно не должно находится у власти. Скорее люди размышляли о том, в каком виде страна сохранится. И как вообще далее.
При этом этих слухов было столь много. Они противоречили друг другу, так что сам автор дневника (Н.Дешкин) - периодически с раздражением записывал, что уже даже неинтересно фиксировать это. Все равно никто ничего не знает.
Так что для изучения быта, общественных настроений периода оккупации, и восприятия населением нарративов пропаганды с обеих сторон - вышедшие дневники Н.Дешкина - бесценны.
И в отличие от дневников Е.Гопштейна они не являются библиографической редкостью.
Поэтому - настоятельно советую. Огромная работа проделана потомками автора в союзе с историками и краеведами. Кроме дневника, в издание вошли статьи из коллаборационистских газет, посвященные жизни Ялты. Весьма интересно сопоставить их с записями автора дневника.
А уж обилие эксклюзивных фотографий, запечатлевших повседневность Ялты периода оккупации - делает этот труд поистине настоящим сокровищем.

По мере прочтения, вероятно, буду цитировать некоторые моменты. И - однозначно напишу рецензию.

Посему:
https://www.ozon.ru/product/zhizn-v-okkupirovannoy-yalte-1671955665/?asb=0sZxOJO2%252BoRqS%252FmLkI0%252Fqa8VRr%252BanlTHWEiz4W%252B%252B9F0%253D&asb2=Asv7pZeTjrt896n568CKFf3_r10GvCSFGouTJwSpYfPbuUvLjPj-C9viJiAj3zpp&avtc=1&avte=4&avts=1733295838&keywords=дешкин&sh=c6t_z82ulA

Ялта, книги, коллаборационизм, ВОВ, Третий Рейх, авторы, сталинизм, Крым

Previous post Next post
Up