Постулаты православной цивилизации

Jan 09, 2012 14:38

Еще о "православном" фашизме о. Всеволода Чаплина



Выступление прот. Всеволода Чаплина в Сочельник 2011 года  с призывом к власти перенять инициативу и установить в России "диктатуру совести и воли" шокировало многих. Но оно не является ни неожиданным, ни случайным и не должно рассматриваться к непродуманная реакция, вызванная испугом перед случившимися в декабре политическими событиями.Предложения прот. Чаплина опираются на определенную и установившуюся идеологию, изложенную  самим прот. Чаплиным в статье "Пять постулатов православной цивилизации". Такая же идеология православной цивилизации легла в основу так называемой "Русской доктрины", обсуждавшейся в 2007 на Всемирном народном русском соборе. В основу ее входит радикальное отрицание принципов представительной демократии (т.е. конституционного строя современной России!) "как прямого результата греха" и замена их "соборным идеалом единства церкви, народа и власти" (доклад прот. В. Чаплина 16 августа 2007 в СФИ).

Эту идеогогию было принято не принимать всерьез. Но ввиду высокой должности, занимаемой главным сторонником этих идей в руководстве РПЦ, и опасности, которую они потенциально несут для России, думаю стоило бы отнестись к ней с достаточным вниманием. Сегодня идеология православной цивилизации прот. Чаплина становится едва ли не официальной доктриной Российской церкви. Напомню здесь основные пять "постулатов" православной цивилизации, на наступление которой работает председатель ОВЦО:

1) Подчинение приоритетов земного существования надмирным целям.
2) Общество и государство должны иметь духовную миссию.
3) Церковь, народ и власть - одно целое (симфония).
4) Власть должна советоваться с народом (соборность).
5) Зависимость личности по отношению к обществу  (жертвенность).

Статья о. Всеволода заслуживает подробного разбора. Как уже было замечено в ЖЖ, она сильно напоминает речь Великого Инквизитора. Весь ее пафос упирается в идею единства (всегда благого) , которая противопоставляется  "разным формам конфликта", олицетворенным западной цивилизацией: "разделение властей (sic!), партийная борьба, конкуренция" (см. доклад в СФИ). Прот. Чаплин, видимо, забывает, что единство не всегда является благом, что оно может быть и сообществом во зле, тогда как один из основоположных принципов христианства - как раз разделение: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (...) Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение".  Этого разделения как отказа от участия во лжи, как свободу от закона "князя мира сего" и не приметил, увы, прот. Чаплин в Евангельском  благовестии.

Последний вывод, к которому приходит прот. Чаплин в статье "Пять постулатов православной цивилизации", - обесценивание человеческих прав и человеческой жизни - носит ярко выраженный антихристианский характер: "Жертва своей (а в условиях защиты веры и Отечества даже чужой) жизнью, самоограничение, отказ от своих прав, свободы, достояния ради блага ближнего, ради своей общины и своего народа - это норма поведения православного христианина".

о. Всеволод Чаплин, православный фашизм

Previous post Next post
Up