К видимому единству православной церкви в Западной Европе
С 26 по 28 мая 2012 года состоится в Cтрасбурге 14-ый Всеправославный европейский съезд, организованный Православным братством в Западной Европе. Вновь множество православных верующих людей соберутся со всех стран Западной Европы для молитвы, обсуждений и чтобы засвидетельствовать вокруг своих епископов единство православия.
Участники 13-го Всеправославного европейского съедза на соборной литургии в Амьене
Сколь длинный путь был пройден с того времени, как сорок лет назад по инициативе группы молодых людей собранных вокруг Оливье Клемана, о. Кирилла Аргенти, Елизаветы Бер-Сижель, о. Стефана Хараламбидиса (нынче митрополита Таллинского) в ноябре 1974 в городе Анси прошел первый подобный съезд. В то время диалог между православными приходами Западной Европы был крайне ограничен, а использование местных языков в богослужении - незначительно. Сегодня православие в Западной Европе уже не является только «рассеянием», «диаспорой»: оно укореняется во всех наших странах. Использование местных языков распространилось естественным образом, везде были учреждены епископские ассамблеи. Существование православие получает полное признание со стороны государственных и европейских властей.
Митрополит Антоний выступает с докладом на 2-ом съезде в Дижоне (1974)
Между тем открытие границ между Востоком и Западом позволило многим православным гражданам бывшего советского блока основаться на Западе. В Западную Европу переселились также многие православные Ближнего Востока, спасаясь от гражданских войн. От нескольких сотен тысяч православное население в Западной Европе возросло до 1,5 - 2 миллионов.
Этот наплыв православного население ставит с новой остротой вопрос о церковном устройстве на Западе. Православное братство со времени основания высказывалось за установления в наших странах церковного устройства, соответствующего природе церкви и церковным канонам: в каждом месте - один епископ, так как един народ Божий, собранный вокруг епископа, по образу сонма святых, собранных вокруг Христа. Ассамблеи православных епископов, в том виде в котором они существуют сегодня в разных странах являются, на наш взгляд, лишь первым шагом к созданию автономных местных церквей.
Это не будет означать ни разрыв с Церквями-матерями наших разных епархий, ни потерю традиций, занесенных на наши земли разными эмиграциями, но преодоления разделений на национальной или культурной почве, лучшее использование средств, проявление единства в ежедневном порядке, а не только раз в год в воскресенье Торжества Православия или раз в три года на Всепаравославных европейских съездах.
В отсутствии в последнее время существенных сдвигов в сторону местной церкви можно опасаться, что восторжествует юрисдикционный или даже национальный образ мышления. В парижской области, помимо Богословского института преподобного Сергия, учрежденного более 85 лет тому назад и воспитавшего четыре поколения студентов со всего православного мира, были созданы без согласования русская семинария и румынский духовный центр. Везде в Европе множатся произвольно общины по юрисдикционным, а не по географическим соображениям, что вызывает озабоченность православных людей и сбивает с толку наших братьев католиков и протестантов.
А что и говорить о межправославных конфликтах? Судебная тяжба между Российской Федерацией и ассоциацией, уже 90 лет содержащей Свято-Никольский собор в Ницце, последний и самый яркий тому пример. Судебное решение о праве собственности было вынесено и вошло в силу, несмотря на подачу кассационной жалобы. Но оно не решает вопроса о будущем православной общины, которая содержала собор в протяжение почти одного века. В стране, где часто православным даются в пользование католические или протестантские церковные здания, как можно понять, что Русская церковь, столь пострадавшая в советский период, бесцеремонно выдворяет данную общину.
В ожидании образования местной канонической церкви будет несправедливо и печально, если не будет предпринят как можно скорей поиск мирного и человеческого решения вопроса, о чем Ассамблея православных епископов Франции направила просьбу Константинопольскому и Московскому патриархам. Выдворение общины из собора неприемлемо, и нужно надеяться, что возобладает путь мудрости и согласия.
Так непрестанно растет расстояние между отсутствием порядка в нашей церковной реальности и законным стремлением верующих к видимому единству.
Поэтому мы рассматриваем грядущий Всеправославный собор как повод пересмотреть устройство православного присутствия на Западе с включением в подготовительную работу представителей верующих, проживающих в этих странах, и полагаем упования на Бога, ожидая что наши епископы будут проводить в жизнь экклезиологию общения (еcclésiologie de communion), которую мы все исповедуем.
Путь к нашему единству тоже проходит через игольное ушко.
За правление
Православного братства в Западной Европе Софи Ставру-Клеман и Никола Бер
Источник:
http://orthodoxie.typepad.com/Fichiers_2/Tribune_Fr_orthodoxe.pdf Перевод с французского - мой.